Подошёл к концу первый день форума «Дни ритейла в Приморье», и «на посошок» участники обсудили розничный рынок вина. Как сделать российский продукт в этой отрасли конкурентоспособным – вопрос сложный и давний. Так, один из приглашённых экспертов площадки прямо заявил, что в ресторанах Владивостока с российским вином дело обстоит «никак». Однако при этом в Приморье есть свои производители – Анна Стороженко рассказала, как они с отцом выращивают виноград в Сибирцево, спасая его от потопов и холодных зим.
Привычные винные регионы в нашей стране расположены далеко от Владивостока – буквально в противоположной стороне: Кубань и Крым, долины Дона и Терека, Дагестан, Нижняя Волга, Ставрополь. При этом начали сессию форума с любопытного сравнения: во Владивостоке на душу населения больше потребляют российского вина, чем в таком западном городе, как Воронеж.
Очевидно, имелся в виду результат розничных продаж, так как в ресторанах Владивостока с отечественным вином всё сложно – такое мнение высказал Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России.
«Логистика – дело сложное. Везут в основном проверенные вещи – какое-нибудь недорогое итальянское, испанское вино. Ресторан сам – он точно не заморачивается, что ему нужно с точки зрения российского вина. У него нет такой потребности – есть это вино и есть. Для того, чтобы он озаботился, должно быть максимальное экономическое преимущество», – говорит Бухаров.
Одно из главных препятствий – логистика. Доставлять вина к нам дорого и сложно – важно ведь сохранить и вкус, и аромат. В итоге цены на отечественную продукцию для ритейлеров не особенно отличаются от зарубежных. При этом, по данным информационного центра WineRetail, недостатка в заграничном товаре сегодня нет. С января по июнь 2023 года наблюдаются рекордные темпы импорта – несмотря на санкции. Как говорят эксперты, импорт это не кран, который можно перекрыть. Уходят страны ЕС – на первое место выйдет Грузия. Также в целом урожай прошлого года был обильным – недостатка вина в ближайшей перспективе точно не будет. Почему же ритейлеры должны выбирать российское?
Игорь Бухаров считает, что нужно помочь сделать такой выбор. Дать бесплатную лицензию для российского вина – тогда в продажу включилось бы около 18 тыс. предприятий. Можно разрешить ИП продавать алкоголь (сейчас многие заведения торгуют им через вторую кассу, оформленную на юрлицо). Заградительные пошлины уже вводят в стране – на импорт вина из недружественных стран они выросли с 12,5% до 20%. Однако важно при этом активно продвигать свой продукт – через ярмарки, СМИ, фестивали. Один такой прошёл во Владивостоке в июле. И, конечно, необходимо поддерживать местного производителя.
«Важно понимать, что у любого винодела, в среднем по миру, есть всего 25 сезонов. Это как в театре, понимаете: ты выпускаешь спектакль – он живёт или не живёт. Когда нет на него спроса, его закрывают. Тут точно также», – размышляет президент Федерации рестораторов и отельеров России.
Опыт российских виноделов представили на владивостокском форуме. Из Дагестана рассказала о производстве своей компании Юлия Обухова – директор по маркетингу «Дербент вино». Поделилась опытом и производитель из Приморья – отец и дочь, Александр и Анна, основали семейную плантацию Prim Organica в посёлке Сибирцево. По сути это первая семейная плантация на Дальнем Востоке. И сталкивается она с типичными дальневосточными особенностями климата.
«Примерно к концу октября у нас наступает на плантации важный такой период – подготовка виноградников к зиме, – рассказывает сооснователь компании Prim Organica Анна Стороженко. – Лоза обрезается, часть её идёт на подготовку саженцев, а оставшуюся часть куста (примерно метр) мы связываем, выкапываем небольшое углубление – куст прижимается и прикапывается землёй. Если куст к зиме подготовить некачественно, то он может либо совсем погибнуть, либо проснётся позже, и срок созревания у него будет короче».
«Большая плантация» приморских виноделов – 16 га земли, из них засажены не все – успешно прошла свой шестой сезон. После недавних тайфунов хозяева провели «ревизию» винограда – теперь отказываются от сортов, плохо переносящих влагу. Кстати, среди представленных в Приморье сортов есть и европейские, и американские, и один местный – Амурский прорыв.
Пока продукцию сибирцевской винодельни купить в магазинах нельзя – необходимые сертификаты сейчас оформляют, – продают свои вина приморцы только через сайт. Участники сессии посоветовали виноделам пообщаться с другими российскими производителями – перенять опыт Ростовской области. Многие говорят, чем больше «страдает лоза», тем вкусней получается вино. Как отметил Игорь Бухаров, вернее будет сказать, что помучиться должен винодел – тогда вино получится отличным. И приморцы в этом плане опережают всех конкурентов.