25 сентября во Владивостоке стартовал двухдневный межрегиональный форум «Дни ритейла». Одну из первых сессий посвятили рыбной отрасли – точнее, проблемам и перспективам рыбной продукции в стране. Уже давно идут разговоры о том, что рыба должна быть доступной, а сегодня эксперты напомнили, что не менее важно сделать её востребованной. Исследования показывают: продажи такого товара падают, тоскуют по рыбе на домашнем столе в основном люди «советской закалки». Молодёжи нужна продукция, которую не придётся потрошить и чистить, – например, рыбный фастфуд.
Как напомнили участники сессии, каждому россиянину рекомендуют потреблять около 28 кг рыбы в год. В Приморье производится в 14 раз больше рыбной продукции, чем требуется для такого «рационального потребления», но большая часть улова уходит на зарубежный экспорт (а внутри страны – идёт на запад). Исполнительный директор ассоциации производителей и поставщиков «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков рассказал, что за четыре года (2018 – 2022) цена замороженной рыбы, консервов и пресервов в стране в среднем выросла на 44%, а продажи рыбы среди всех товаров в «белковой корзине» потребителя рухнули на 35-40% (в физическом выражении). Так, она уверенно проигрывает и мясу, и курице.
Нужна «рыба», которую не надо чистить
Стоимость товара – важный фактор его востребованности, но не единственный. По данным исследования, которые привёл Востриков, люди «из советской эпохи» скучают по рыбе больше и считают еë более важной для рациона взрослого и ребëнка: 65% респондентов из этой возрастной категории испытывают дефицит в потреблении рыбы против 47% таковых среди молодёжи. Люди от 18 до 24 лет предпочитает более «доступный» для непосредственного потребления продукт. Отчасти с этим связана популярность в стране крабовых палочек: Россия – четвёртый в мире потребитель и производитель этого товара.
«Есть проблема вообще в восприятии необходимости потребления рыбы. Необходимости развивать среди разных категорий населения – прежде всего, молодёжи – понимания доступности и полезности рыбной продукции. Прежде всего, той, которая непосредственно [здесь] вылавливается. Мы понимаем, что и в силу географии, и в силу «длинных трендов», когда никто не занимался популяризацией рыбалки (потому что вся рыба уходила на экспорт), у нас фактически потеряно поколение, которое не знает про те плюсы и пользу для здоровья рыбы, как это было в советское время», – говорит Ольга Наумова, генеральный директор Русской рыбопромышленной компании (РРПК).
По мнению Наумовой, важно объединить все направления деятельности, чтобы вернуть рыбной продукции былой статус – в том числе важно создавать новые её виды. Так, РРПК заинтересована в поддержке проектов уличного рыбного стритфуда. Важна и господдержка: закупки товара, продвижение его, например, в меню школьных столовых. В качестве примера участия в процессе властей участники сессии упомянули «Приморскую рыбу» – программу, которая в ряде торговых сетей обеспечивает более низкий ценник на ряд видов морепродуктов (навага, сельдь, минтай, камбала, горбуша). Но подробнее о её влиянии на потребительский рынок с момента создания никто из спикеров не рассказал.
Более свежий пример популяризации рыбной продукции – фестиваль минтая «О!Мега Вкус», который прошёл на набережной Спортивной гавани в мае. По словам Наумовой, до 50% блюд, которые были «запущены» именно в рамках фестиваля – порой, как эксперименты местных шеф-поваров, – остались в постоянном меню. То есть даже профессионалам ритейла порой нужно напоминать, как может быть рыба вкусна и важна.
Директор департамента взаимодействия с потребительским рынком Роскачества Дарья Ширяева также отметила, что на уровне этой организации выделяют такие направления, как просвещение потребителей и долгосрочные маркетинговые кампании для популяризации рыбной продукции. Запланировано проведение девяти всероссийских рыбных недель.
Импортозамещать уже нечего
Участники сессии «Борьба за рыбные продукты» обсудили и вопросы импортозамещения, однако эта часть дискуссии получилась весьма короткой. Сошлись на мнении, что по сути нам нечего замещать. Мощности отечественной рыбодобывающей отрасли хватит, чтобы обеспечить всех россиян.
Правда, на пути от траулера до прилавка магазина возникает масса других сложностей. Практически весь рынок потребления, повторим, находится в Москве и окрестностях, а не в Приморском крае. Для обеспечения местного рынка нужны предприятия по переработке на местах – этому также может помочь государство.
Единственный успешный пример импортозамещения, который упомянули сегодня, – те же крабовые палочки. До 2022 года их изготовляли из импортных ингредиентов. Однако на сегодня возникшие трудности фактически решены: за семь месяцев текущего года РРПК с партнёрами поставили на рынок больше 5 тысяч тонн фарша сурими отечественного производства.