С 22 по 24 сентября жители и гости Владивостока могли попробовать себя в необычной роли звонарей. Бесплатные мастер-классы в рамках фестиваля «Владивостокская крепость» проводил один из ведущих специалистов России по колокольному звону Василий Садовников. Практиковались горожане на новых колоколах, отлитых в Москве по заказу музея Арсеньева мастерами мужского Даниловского монастыря, эти инструменты останутся во Владивостоке. Подобные занятия для всех желающих планируется устраивать и в следующем году.
В воскресенье, 24 сентября, последние в рамках фестиваля мастер-классы проходили в дворике Музея города (Петра Великого, 6), неподалёку от открытого в прошлом году памятника Владимиру Арсеньеву. Сюда заранее привезли портативную звонницу из 9 колоколов, изготовленных в этом году мастерами Даниловского мужского монастыря. Самый крупный имеет диаметр 517 мм, самый маленький – 213 мм. Всего колокола (без звонницы) весят 238 кг.
Василий Садовников уточняет: это именно звонница, а не колокольня. Между ними есть два важных различия. Первое – форма. Звонница – это, условно, вытянутая стена, а колокольня – башня. Разница и в расположении инструментов. В звоннице колокола идут в два-три ряда, а на колокольне – по кругу в проёмах, и только большие – в центре.
Как собрать звон в мелодию
«Считается, что колокола (и изготовление, и игра на них) на Руси стремительно начали развиваться благодаря принятию христианства. Сначала били в них с помощью раскачивания, язык колокола не контролировался звонарём. Всё изменилось, когда начали чаще лить колокола-гиганты. Техника игры изменилась – стали дёргать за языки колокола», – отмечает Василий Садовников.
На любой колокольне или звоннице всегда есть три группы колоколов. Самые маленькие – зазвонные колокола (от слова зазывать) – управляются правой рукой, которая держит пучок верёвок-тяг. Колоколов в этой группе, в зависимости от местных традиций звонарного искусства, может быть от двух от четырёх. Эти колокола играют самые быстрые ноты: если говорить в общих музыкальных терминах – это 8-е, 16-е и 32-е. Цель игры по таким колоколам – создать красочный фон.
Основную мелодию звонарь играет левой рукой на самой многочисленной группе колоколов – подзвонных. Обычно это четверти и 8-е ноты. Тяги от язычков идут к специальному звонарскому столбику. На нём может находиться до 20 верёвок.
Базовый темпоритм задаёт самый большой басовый колокол – благовестник. Обычно на размер 4/4 (на четыре счёта) он играет постоянно на 1-ю и 3-ю доли. Таких колоколов может быть минимум один-два, до пяти. Если благовестник небольшой, в действие его приводят с помощью ноги, через педаль. А если это гигант, то второй или третий звонарь отдельно раскачивает такой колокол.
«Колокольный звон – это всегда импровизация. Это способ выражения эмоций и чувств играющего. В XIX веке один священник переложил на ноты звон, но вряд ли точно так же играли до записи этих нот. И явно после него новые звонари не играли строго по нотам, а привносили что-то своё. Так эта традиция и развивалась», – рассказывал Василий Садовников гостям.
Советы начинающим
После теории посетители перешли к практике. Играть на колоколах можно и в одиночку (правда, хороший результат выйдет только у опытного мастера), и вдвоём-втроём. В последнем случае кто-то встаёт за зазвонные колокольчики, кто-то – на подзвонную группу и благовестник. Так даже у тех, кто впервые попробовал себя в звонарном деле, получились вполне интересные мелодии. Звуки так или иначе будут сочетаться, потому что такой набор малых колоколов всегда делают для одной тональности. В данном случае это был фа минор (f-moll).
А для тех, кто хотел бы лучше научиться играть на колоколах, Василий Садовников посоветовал упражнение. Лучше сидя (но можно и стоя) «играть» одновременно правой ногой в пол на первую и третью доли (половинные ноты), левой рукой по телу – ровные четверти (постоянно на раз, два, три и четыре) и правой – восьмые ноты (в два раза быстрее, чем левой). В сущности это довольно привычное упражнение на координацию для барабанщиков. Да и в целом игра на колоколах напоминает игру на барабанной установке. Только вместо бас-бочки – благовестник, вместо томов и сольного барабана – подзвонная группа, а вместо хай-хэта – зазвонные колокола. Но существенная разница заключается, конечно, в технике исполнения и звукоизвлечении.
Отметим, что интерес к мастер-классу проявила не только широкая публика, но и специалисты. По словам Светланы, работающей уже более трёх лет звонарём в Покровском кафедральном соборе (в Покровском парке), для себя она узнала много нового в технике игры, особенно на зазвонных колоколах. Завтра, 25 сентября, в 10:00 по её приглашению Василий Садовников сыграет на колокольне в храме.
Погружение в «колокольную науку»
После мастер-класса Садовников рассказал слушателям и немного о собственном профессиональном пути. Себя он называет звонарём-кампанологом. Кампан – это колокол, а кампанология – это научное и музыкальное изучение колоколов.
«Я из Переславля-Залесского. В 2007 году окончил школу звонарей в Ярославле, затем два года работал при храме. Потом был большой перерыв, а в 2012 году попал на работу в музей Ростовского кремля в Ростове, и проработал я там до 2022 года. Там тоже были колокола довольно нового литья – 1998 года. Их отливали в вакууме, а не как эти, в глиняной форме. Поэтому тон у них был очень высокий и звонкий, требовалось особое внимание при игре. Чуть переборщишь – почти контужен на минут 10-15. А в наушниках я не играю – иначе не все нюансы в звуке услышишь. Игра на таких инструментах заставляет развиваться профессионально. Тогда же примерно, во время работы в музее, я разработал мастер-классы по колокольному искусству. Мы сделали там экспозицию, приглашали и зарубежных кампанологов».
Как уточнили в музее Арсеньева, сотрудничать с Василием Садовниковым по мастер-классам планируют и в следующем году. Также музей собирается обучить азам звонарного мастерства и некоторых экскурсоводов, чтобы про эту тему могли узнать побольше людей. Переносная звонница в дворике Музея города не будет работать постоянно, использовать её можно будет только под присмотром специалистов.
Максим Барыленко (текст), Дмитрий Ефремов (фото, видео)