Новости Владивосток

Отказ техники или телефонный звонок: в чём причина и кто заплатит за очередное обрушение виадука во Владивостоке

Официальный ущерб от падения виадука во Владивостоке 18 сентября до сих пор не посчитан, но некоторые СМИ уже называют цифру в 15 млн рублей, истребовать которую будут якобы с водителя самосвала. Однако что стало причиной аварии, пока сказать определённо нельзя. По одной из версий, кузов китайского самосвала Howo поднялся на ходу из-за неисправности или случайно нажатого рычага. Но большинство собеседников склоняется к версии, что водитель сам забыл опустить кузов, когда выгружал грунт на площадке рядом с виадуком. Мужчина до сих пор находится в тяжёлом состоянии, и спросить его лично пока не получится, поэтому журналисты поговорили с представителями завода-производителя этих грузовиков, дорожниками и другими водителями.

Хроника падения

Синий самосвал Howo T5G на полном ходу задел поднятым кузовом балку виадука в районе остановки «Весенняя» 18 сентября 2023 года около 15:00 местного времени, когда двигался в сторону Артёма. После удара кузов отделился от шасси и остался на месте, сам грузовик проехал несколько метров вперёд, что спасло водителя – балка виадука сдвинулась и опрокинулась на дорогу, но кабину не задела. В 2010-2011 годах на этой же трассе при схожих обстоятельствах виадуки падали прямо на кабину, двое водителей погибло.

В данном случае водитель, житель Надеждинского района 1969 года рождения, выжил, но с черепно-мозговой травмой и переломами был доставлен в ВКБ № 2. Состояние его тяжёлое. 

Остальные участники дорожного движения не пострадали. 42-метровая балка упала, перевернувшись в воздухе и подмяв под себя крышу, поэтому сразу не было понятно, находился ли кто-то внутри. К счастью, людей там не оказалось. Как не оказалось и машин непосредственно под балкой в момент падения, хотя трафик был достаточно плотный для этого времени. Некоторым машинам повезло проскочить, некоторые успели затормозить. В итоге балка просто перекрыла проезд на несколько часов, к 01:00 всё убрали с дороги и движение открыли.

Есть две записи с моментом столкновения – с видеорегистратора микрогрузовика на встречной полосе и со стационарной камеры наблюдения на соседнем доме. На них видно, что грузовик едет по трассе уже с поднятым кузовом некоторое время, причём с обычной скоростью, не пытается разогнаться или затормозить. Похоже, поднятого кузова он не замечает и, судя по всему, не слышит звукового сигнала, который срабатывает в самосвалах этой модели во время выгрузки. 

Непубличные расследования

На место аварии, кроме скорой, выезжали сотрудники Госавтоинспекции, специалисты МЧС и бригада «Примавтодора». Последние разобрали виадук на части и убрали их с дороги, чтобы освободить проезд. Поскольку дорога и надземный переход является краевой собственностью, именно «Примавтодор» теперь будет заниматься восстановлением виадука – определит, можно ли восстановить старую балку или придётся сделать новую, посчитает окончательный размер ущерба. Что именно стало причиной аварии и с кого будут требовать деньги, ни в минтрансе, ни в «Примавтодоре» пока сказать не могут. 

В ГИБДД ещё в день аварии сообщили, что виадук задел «самопроизвольно поднявшийся кузов». Одновременно с этим подчеркнули, что сотрудники полиции устанавливают обстоятельства происшествия, а по результатам проверки будет принято решение в соответствии с российским законодательством. Из этого следует, что пока рано утверждать, что кузов поднялся сам во время движения, как минимум нужны экспертизы. Однако где и когда будут опубликованы результаты расследования, не ясно.

Это уже далеко не первый случай, когда самосвал задевает виадук во Владивостоке (четыре раза они упали, один раз просто сдвинулся, один раз устоял, но пришлось разобрать после удара), но найти результаты расследования предыдущих случаев в открытом доступе не удалось. Редакция отправила запрос в УМВД по Приморскому краю, а также в мэрию и ФКУ ДСД «Владивосток» как к собственникам предыдущих упавших сооружений, с вопросами о результатах расследований и погашении ущерба. На дополнительные вопросы в ГИБДД края ответили, что сейчас проводится проверка, а удалось ли допросить водителя – это материалы не для предоставления в СМИ. 

Предохранители от случайности

Официальный дилер грузовиков Howo в Приморье сразу после аварии рассказал журналистам, что рычаг подъёма кузова находится рядом с водительским креслом, у пола. Но он сомневается, что его задели случайно. Скорее всего, считает, собеседник, это человеческий фактор: усталость водителя, который мог просто забыть опустить кузов при разгрузке. 

Важный момент: в новых машинах, а этот грузовик был новый, купленный недавно, присутствует сигнализация – зуммер, который срабатывает при поднятии кузова. Он очень громкий, не услышать его невозможно. «Вот только водители его отключают. Легко, фишку снять, и всё. Вы думаете, человек ехал с этой сигнализацией? Её точно там не было», – говорит собеседник, добавляя, что поднятый кузов во время движения отлично видно по зеркалам, но водитель, видимо, был чем-то занят.

О том, что автомобили оснащены специальной защитой от случайных поднятий, рассказали и в ООО «Синотрак Восток» – официальном дистрибьюторе SINOTRUK в России, представляющем бренды SITRAK и HOWO.

Для поднятия кузова необходимо произвести ряд последовательных действий, каждое из которых сопровождается звуковым или световым сигналом. Сначала надо включить коробку отбора мощности, для этого остановиться и включить ручной тормоз, переключиться на нейтральную скорость, выжать при работающем двигателе сцепление и после на панели приборов переключить рычажок предохранителя нежелательного включения, нажать клавишу включения коробки отбора мощности – загорится контрольный индикатор. Но кузов при этом остаётся в нижнем положении, а на машине можно ехать и со включённой коробкой отбора мощности, поэтому самым важным будет второй этап. Для поднятия кузова нужно перевести ручку крана управления в нижнее положение, предварительно нажав кольцо предохранителя нежелательного включения, и держать её в таком положении всё время подъёма: в нижнем положении ручка не имеет фиксации и удерживается только приложенным усилием со стороны водителя. Когда кузов начинает подниматься, в кабине срабатывает зуммер звукового сигнала, он сигнализирует о поднятом состоянии кузова вне зависимости от угла подъёма.

«Таким образом, невозможно случайно задеть рычаг поднятия кузова, так как производитель Sinotruk конструктивно предусмотрел защиту от случайного поднятия кузова. Очевидно, случайное поднятие становится просто невозможным. Предположительно, водитель нарушил техническую последовательность по опусканию кузова», – прокомментировал директор «Синотрак Восток» Дмитрий Палыгин. 

Специально для редакции в компании продемонстрировали весь процесс на примере нового автомобиля. Действительно, у клавиши и ручки есть предохранители, при нажатии первой загорается лампочка, при задействии второй – звучит громкая сирена. В компании не отрицают тот факт, что водители могут эту сирену отключить, но считают такие действия халатностью, которая и приводит к тяжёлым последствиям. 

Редакция также обратилась к «конкурирующей организации», которая занимается продажей на территории России китайских грузовиков другого бренда. Собеседник подтвердил, что вся подобная техника поставляется в обязательном порядке с предохранителями, которые исключают случайные срабатывания, и с сигнализацией, которая «орёт как ненормальная». Видимо, поэтому её некоторые водители и отключают во время долгой работы, что, конечно же, категорически делать нельзя. При этом к надёжности китайской техники нынешнего поколения, по словам собеседника, вопросов быть не может. Да, она гораздо дешевле некоторых европейских и японских брендов, но она заняла наряду с КамАЗами нишу самосвалов, рассчитанных на интенсивную эксплуатацию, как правило, в рамках одного строительного проекта и представляет в этой нише отличное сочетание цены и качества.

Отметим, что поднятыми кузовами виадуки во Владивостоке сбивали не только китайские самосвалы FAW (2010 год, водитель погиб) и Howo (март 2011-го – водитель погиб, сентябрь 2011-го – виадук устоял, но его разобрали, сентябрь 2023-го – водитель травмирован), а также корейский Daewoo (2012 год, сдвинулась балка) и даже шведский Volvo (2018 год, водитель не пострадал). Подробнее об этих случаях – в подборке редакции. Как видим, от подобного не застрахован никакой бренд.

Отвлёкся на телефон?

Опрошенные редакцией частные водители самосвалов из предложений на сайте Farpost.ru, тоже не верят в версию случайного поднятия кузова на ходу. По их словам, нажать рычаг «каким-то там местом» не реально, да и если кузов поднимется во время движения, водитель сразу же почувствует потерю мощности двигателя и изменение аэродинамики: «Представьте, что бывает с легковой машиной, если к крыше привязать надувной матрас. Вот тут так же, даже хуже».

Наиболее вероятной считают версию, что водитель мог забыть опустить кузов и в таком виде выехал на трассу. А сигнал, видимо, отключил. Сами водители тоже признаются, что не у всех у них в кабинах звучит сигнализация: кто-то говорит, что управляет старой моделью, кто-то – что зуммер отключил предыдущий владелец.

А некоторые не просто предполагают, а прямо убеждены, что кузов поднимался не сам.

«Я, как сам водитель самосвала, у меня их 11 штук, вам скажу – он сам никогда не откроется, если ты этого не захочешь. Проблема в телефоне. Потому что люди забывают это всё делать – просто отвлекаются на телефон. И вот этот случай был точно такой же. Буквально в 500 метрах от этого виадука есть отвал с правой стороны. Он выезжал с этого отвала, и он уже был с поднятым кузовом. Это была машина новая. Он поднял кузов, высыпался, выехал на дорогу, и ему позвонили. Он заговорился по телефону и поехал. Ему бибикали, но он отвлёкся», – рассказал один из водителей по имени Максим. 

И действительно, ровно в 300 метрах от виадука по ходу движения находится выезд с улицы Бийской. Между этой улицей и трассой сейчас отсыпается участок с кадастровым номером 25:28:000000:68254 для индивидуального жилищного строительства. Собственник – физлицо, следовательно, фамилия скрыта. Но то, что прямо сейчас здесь ведутся работы – грузовики свозят сюда грунт и отсыпают участок, – хорошо видно с трассы любому, кто проезжает мимо. Практически нет сомнений, что самосвал выезжал отсюда, потому что ещё 400 метров назад и будет точно такой же виадук, расположенный на такой же высоте, но он не пострадал. Других выездов на этом коротком участке на трассу нет. 

***

Подтвердить или опровергнуть эту версию может только сам водитель, но, к сожалению, он находится в больнице в тяжёлом состоянии, и спрашивать его сейчас, кажется, просто не уместно. В минздраве сообщили, что пациент получил тяжёлую сочетанную травму. «На данный момент врачи оценивают его состояние как тяжёлое. Пациенту оказывается вся необходимая медицинская помощь», – сообщили в минздраве.

При этом водитель является ещё и собственником грузовика, то есть будет сам отвечать за произошедшее, если установят его вину. Его сын, который появился на месте обрушения виадука, сказал журналистам, что осмотрел кабину и увидел ручку подъёмного механизма в положении, при котором кузов должен быть опущен. Вероятно, он тоже считает, что могла быть техническая неисправность. Правда, он также сказал журналистам, что пока отец ждал помощи, у него якобы «своровали кошелёк, документы, права, СОРку на автомобиль», однако в полиции это не подтвердили – с такими заявлениями к ним никто не обращался. 

Когда и за чей счёт отремонтируют виадук на «Весенней», пока не известно. В минтрансе пообещали, что в ближайшее время там установят светофоры и организуют наземный переход. Следовательно, на пригородной трассе появится дополнительный фактор, влияющий на скорость движения. Сейчас здесь можно ехать до 90 км/ч. Будут ли снижать это ограничение до 60 или даже до 40 км/ч, как было на Седанке, пока решается. 


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта