В пятницу, 15 сентября, две команды студентов защищали свои архитектурные концепции по обновлению здания Матросского клуба во Владивостоке (Светланская, 68). Среди предложенных идей – создание отдельного входа в здание со стороны набережной Цесаревича, размещение временных выставок в Матросском сквере и переоборудование основного объёма здания. Вместо старой сцены одна команда предложила сделать зал-трансформер, вторая – амфитеатр. В администрации города уточняют, что хотя в конкурсе определили одного победителя, какие-то идеи на этапе проектирования могут брать из обоих проектов. Строительные работы стоимостью до 1 млрд рублей по плану планируется провести в 2024 году.
Во всероссийском урбанистическом хакатоне «Города» участвовали около 500 человек со всей страны, но вышли в финал и защищали перед жюри свои проекты только 10 студентов-архитекторов, их разбили на две команды по 5 человек. Курировали девушек (среди финалистов были исключительно дамы) руководители московского архитектурного бюро DDD Architects Даниил Царьков и Дарья Семёнова. Концепции проектировались под заказ нескольких интересантов – краевого министерства культуры, краевого и городского управлений по делам молодёжи, Корпорации по развитию Дальнего Востока, а также с учётом мнений действующих арендаторов Матросского клуба. В здании нужно было обязательно предусмотреть три кластера – арт-индустрия, музыка и гастрономия.
Портал в креативные индустрии
Работу первой команды перед жюри представляла московская студентка Инга Неллина. Вместе с ней над проектом работали молодые люди из Екатеринбурга, Рязани и Владивостока. Свой проект они назвали «ПОРТал». Одной из проблем Матросского клуба, по мнению начинающих архитекторов, является то, что главный вход в здание скрыт от основного потока пешеходов, который идёт со стороны набережной Цесаревича.
Одна из основных идей – сделать на месте глухой стены, на которой сейчас находится граффити «Окно в Европу», портал (по сути второй главный вход на уровне земли). Таким образом, здание становится полностью транзитным. При этом дополнительной точкой притяжения для гуляющих по набережной Цесаревича может быть некапитальный павильон, который по плану будет находиться на месте, где раньше стоял снесённый домик казино (за зданием Морского собрания). Здесь можно будет проводить временные выставки местных художников, резидентов Матросского клуба.
Что касается других фасадных решений – предложено (без подробной проработки) ничего больше кардинально не менять, но подчеркнуть то, что здание состоит из трёх частей разных эпох. Брандмауэрная стена со стороны набережной – XIX века, основной объём – трофейный японский ангар (здесь он размещался до 1946 года), входная группа со стороны сквера модернистская – 1975 года.
В функциональном отношении вместо сцены будет входное фойе, а зал получит возможность трансформироваться под потребности мероприятий. Второй этаж – под выставки, фуд-корт и кафе. Художественные мастерские и танцевальную студию предложено оставить в тех же локациях – в части строения 70-х годов, на втором и третьем этажах.
После презентации жюри обратило внимание на то, что недостаточно разведены «тихие и шумные функции» – например, грохот в мастерских в малом зале на первом этаже может помешать лекции. Также сложно будет разводить потоки людей. Зато в целом позитивно отреагировали судьи конкурса на идею с порталом-входом, оценив её смелость. Технически сделать проход с этой стороны действительно возможно.
Лестницы и морские узлы
Результаты работы второй команды представляла московская студентка Анна Попенко. С ней также работали молодые архитекторы из Санкт-Петербурга, Самары и Владивостока. В качестве основных задач в своём проекте они обозначили переплетение сфер (разные арт-кластеры под одной крышей), проницаемость (удобная возможность прохода с набережной Цесаревича) и доступность для маломобильных категорий граждан.
В качестве главного символа своего проекта студенты выбрали морской узел (переплетение сфер), а в визуализациях отталкивались от окружения – порт, индустриальная эстетика, лестницы.
К слову о последних. Именно с помощью них предложено решить вопрос с проницаемостью. Лестницы на второй этаж (где сейчас находится верхняя часть сцены) пристраиваются с улицы, к глухой стене на набережной Цесаревича. До прохода в Матросский сквер через основной вход тогда пройти остаётся совсем немного и по прямой, без дополнительных подъёмов. А для маломобильных горожан предложено пристроить с улицы лифт (подобное решение было и в первом проекте). Без этого явно не обойтись, если говорить о доступности, – здание находится на неровном рельефе и имеет весьма большой разброс по высотам.
Фасадам трёх эпох предложили добавить ещё ярких акцентов. В случае стены на Цесаревича такое яркое пятно – пристроенные лестницы с видовой площадкой. У ангара (на месте прохода между набережной и сквером) архитекторы хотят добавить окон для лучшей инсоляции. А на главном входе в сквере предложено выделить цоколь цветом и сделать архитектурную подсветку.
Матросский сквер эта команда тоже решила активно задействовать в проекте. Идея – сделать в основной части арт-парк (в разных местах добавить арт-объекты). На дополнительных площадках также можно выставлять работы местных и приезжих художников. В «местах подтоплений» справа от центрального входа предложено сделать дождевой сад, посадить влаголюбивые растения, а слева от входа – сделать вместо трибун амфитеатр.
Внутри, там, где находится главный зал, визуально всё изменится тоже довольно заметно. На месте старой сцены будет новая, а перед ней – плавно спускающийся с уровня второго этажа (где сейчас балкон) амфитеатр. Это многофункциональное пространство – для лекториев, творческих встреч. С амфитеатра можно будет подняться в пространства слева и справа от зала (сейчас это всё части большого П-образного балкона) – здесь планируется разместить с каждой стороны коворкинг и гастромаркет.
Как и в первом проекте, места, где размещаются художники и танцоры, молодые люди хотят оставить на своих местах. А музыкантам предлагают, наоборот, отправиться в цоколь – там проще обустроить студию звукозаписи с точки зрения звукоизоляции. При этом все виды индустрий (гастрономия, музыка, арт) будут иметь свою навигацию на полу из разноцветных линий (подобная идея заложена и для Матросского сквера).
После защиты члены жюри похвалили разработчиков проекта за проработанность. Отметили, что вязание морских узлов могло бы стать отличным элементом для брендинга – и в фирменном стиле на печатных материалах, и буквально, если бы в клубе действительно обучали вязанию морских узлов. В итоге именно второй проект комиссия, состоящая из архитекторов, сотрудников администрации Владивостока и правительства Приморского края, большинством голосов признала победителем.
Строительство в 2024 году
Как подчёркивает директор архитектурного бюро East Architects ДВФУ и советник главы Владивостока по молодёжной политике Анастасия Гончарук, в финале всероссийского урбанистического хакатона «Города» из 10 человек (две команды по пять человек) приняли участие две студентки из Владивостока.
«Участников этого архитектурного хакатона было около 500 человек, в финале оказалось 50 человек, и только 10 дошли до защиты своих концепций. Я считаю, очень важно, что город для реализации таких интересных проектов приглашает молодёжь со всей страны. Взгляд со стороны – это всегда полезно. И очень радует, что при такой высокой конкуренции в каждой команде оказалось и по одной участнице из Владивостока, студентке ДВФУ», – указала Анастасия Гончарук.
Начальник управления по делам молодёжи администрации Владивостока Екатерина Ищук отметила, что деньги на проект реконструкции Матросского клуба выделяет федеральное Министерство культуры. Но среди интересантов – Министерство экономического развития, Корпорация по развитию Дальнего Востока, сама администрация города и правительство Приморского края.
«Финал хакатона мы проводим здесь, потому что уже был хороший опыт. В прошлом году студенты со всей страны представляли свои концепции по молодёжному пространству на Аксаковской, 12 – это здания за музеем «Россия – Моя история». Многие их идеи взяли в проект, сейчас на него выделено более 100 млн рублей. Ведётся стройка, сдадут молодёжное пространство в 2024 году», – говорит Екатерина Ищук.
Один из членов жюри, главный архитектор Дирекции общественных пространств Лилия Гиззятова рассказала, что подобные хакатоны действительно помогают проектировщикам.
«Мы смотрим, что здесь можно будет разместить и в каком виде. Идут активные дискуссии. Сейчас все интересанты определяются с функциональной программой – то, как и кем этот объект будет управляться. Затем начнётся проектирование, скорее всего, это произойдёт до конца этого года. Далее – уже строительные работы, в 2024 году», – заключила Гиззятова.
Напомним, на месте здания Матросского клуба во Владивостоке хотят создать рабочие мастерские, презентационную площадку, проводить обучение и продвижение креативных проектов. Ранее уже сообщалось, что на этот проект выделят 1 млрд рублей. В июне депутаты Думы Владивостока согласовали выделение 17 млн рублей из городского бюджета.