11 сентября в «утонувшей» Владивостокской школе № 74 возобновились уроки, но родители настаивают, заниматься здесь рискованно – грибок, плесень и стойкий запах сырости. Школу, по их мнению, не просушили как следует и сейчас просто «замазывают» всё косметикой. Потоп на Харьковской случился 23 августа. А по соцсетям разошлись кадры, где люди собирают воду в актовом зале и выносят из залитых классов учебники. Родители в те дни тоже боролись с плачевными последствиями. А сейчас создали рабочую группу для обмена информацией по школьным проблемам, считая, что их лишь подрихтовывают. Взглянуть, как всё на самом деле, журналистов Новостей VL.ru пригласили преподаватели и начальник управления образования администрации Владивостока Максим Кильчевский.
Сегодня, 15 сентября, в школе № 74 на Харьковской День здоровья. Все на улице, на недавно отремонтированном стадионе. А в школе ремонт ещё продолжается – не запланированный. Отвечающий за кровлю подрядчик устраняет последствия потопа.
Начальник управления образования Владивостока Максим Кильчевский говорит, что после проливных дождей в такой ситуации оказалась не только школа на Харьковской, потому занятия в Приморье и передвинули: «Наша цель – выполнить все работы так, чтобы 74-я школа была безопасна. Здесь несколько лет были протечки. Износ определённый».
Как раз из-за многолетних протечек в рамках чрезвычайной ситуации и начался ремонт кровли. Подрядчика, ИП Андрея Дудко, начальник управления называет палочкой-выручалочкой – он работает на многих аварийно-восстановительных работах. Крышу вскрыли буквально накануне сильного ливня 23 августа. Директор школы Галина Пугина объясняет – думали, успеют. Но не предполагали, что там всё так плохо. В итоге половину здания залило.
Время до 11 сентября использовали для просушки и ремонта. План был таким – сначала основное, потом остальное. Сейчас остались самые «мокрые» – спортивный и актовый залы и четыре кабинета в правом крыле четвёртого этажа. Занятий в пострадавших классах не ведут. Максим Кильчевский подчёркивает, что один из этих классов как раз из-за протечек вывели из учебного процесса ещё в прошлом году.
11 сентября школа заработала с полной нагрузкой. И тут же соцсети заполонили сообщения о том, что дети занимаются в сырости и плесени и всем этим дышат. Родители, которые, к слову, помогали школе справляться с потопом, создали рабочую группу – по несколько человек от каждого класса – для обмена информацией по проблеме школы. Они считают, что её открыли преждевременно, не просушив как следует и ограничившись «косметикой».
Первая остановка – столовая. Она сильно пострадала, но в порядке и работает. Хотя чёрные пятна кое-где проступают. Галина Пугина рассказывает, здесь тоже ждали, пока высохнет. Работали осушители, потом тепловые пушки. Родителей на встрече представляет Артём Жебин, у него здесь двое учатся. И сам строитель, и знает, как надо. Говорит, сюда многие мамы и папы прийти порывались, но решили, пусть будет один:
– Самые большие переживания в чём? В швах, на стыках осталась влага. И она будет распространяться.
– Грибок, который остался, выжигали спецсредствами, – апеллирует Галина Пугина. – И проходили праймером. Всю воду, что стекала, высушили.
– Правильно папа рассказывает, такая технология и использовалась, – говорит Максим Кильчевский. – Швы разбирают сначала, смотрят, прожигают грибок, наносят праймер. Всё так и делали.
– Тогда почему выходит плесень?
– Где-то всё-таки не досушили.
– Вот, снаружи вскрыть швы могут. А в стыке перекрытий никто вскрывать уже не будет.
– Но всё это будут контролировать. Появилась проблема – примут все необходимые меры, чтобы устранить.
– Но нужно капитально подходить к этому вопросу, а капитально – это время и учебный процесс.
– Но пострадали ведь не все кабинеты? Зачем же школу закрывать?
На четвёртом этаже ремонт полным ходом, он сильно пострадал. Директор рассказывает, здесь пока никто не занимается и доступ детям закрыт. Не уточняя, с какой даты. Между тем 14 сентября на WhatsApp редакции пришло сообщение от восьмиклассницы: «Сегодня на уроке учитель жаловалась на ужасный запах в классе, открыв все окна и дверь, запах шёл из трубы на 4-м этаже. 4-й этаж самый плачевный из всех. Плесень практически в каждом классе, из этой трубы был запах, и плесень… Можете просто всю школу обойти, но полный ужас в 69-м [кабинете]. Там часто проходят уроки, дети задыхаются, в том числе и мы… Мы не хотим этим дышать».
В качестве приложения – видео с учебниками в плесени. Директор школы настаивает, что все фото- и видеоматериалы, которые сейчас распространяются, сделаны сразу после дождя.
Сегодня, 15 сентября, и в 69-м кабинете рабочие. В 70-м, рядом, – тоже, а ливневая труба замазана. Пахнет, соответственно, стройматериалами. Но, если принюхаться, запах от трубы, которая как раз в классе спускается с крыши, есть, и перебить его трудно.
На потолках лестничных маршей – тоже плесень. Неплохо выглядит крыло, где учатся начальные классы. Оно, по словам директора, не пострадало. Начальная школа – это 23 класса, из них два – детей с расстройством аутического спектра. Все занимаются в своих кабинетах.
А вот уже на подступах к спортивному и актовому залам дышится тяжело. Но нас заверяют – детей и сюда не пускают. Спортзал, по словам учителей, заливает уже года четыре. И эти четыре мокрых нелёгких года явно проступают на потолке. Раздевалка тоже традиционно текла, но её уже отремонтировали.
В актовом зале вздувшийся старый паркет. Стоят два осушителя воздуха. По словам директора, за ночь собирается в общей сложности два ведра воды. Когда с этим будет покончено, к делу приступят тепловые пушки. А потом начнут ремонт. Паркет надеются спасти, говорят, всё переберут. Но здесь можно не торопиться и сделать всё с толком, актовый зал учебному процессу не помеха. Чего не скажешь о классах.
Артём Жебин говорит – родители хотят понять, возможно ли сейчас обучение или всё-таки грамотнее прекратить учебный процесс, хорошенько просушить школу и вновь его запустить:
– Мы считаем, школа не готова к приёму учеников, и на кону их здоровье.
– А для какой цели мы будем закрывать школу? – спрашивает Максим Кильчевский. – Она не вся пострадала, начальная полностью сухая. То, что непригодно, приводим в порядок. Как мы прекратим образовательный процесс? Там, где ситуация не нормальная, детей нет».
– Почему нельзя дать грамотное заключение специалистов именно родителям, чтобы они сами приняли решение?
– А родители у нас могут принимать решение о закрытии школы?
– Ситуация нештатная.
– Какая нештатная? Да, протекла кровля. Да, протекли кабинеты. На хорошую экспертизу нужно 50-60 дней. Что мы получим? Оценку состояния и рекомендации, что делать.
– За здоровье детей кто ответит?
– Дети занимаются в протёкших помещениях? Если вы говорите, что ребёнок жалуется, давайте обратимся к специалистам, врачам. В четырёх кабинетах, где мы были, недопустимо находиться, поэтому их ремонтируют. Вот моё мнение как учителя, как директора школы, как ответственного взрослого: кабинеты начальной школы и среднего звена пригодны, и мы с вами увидели.
– Ошибка может дорого выйти в дальнейшем. Это отразится на здоровье детей.
Родительский чат пестрит сообщениями о том, что детям трудно дышать. Успокоить их или хотя бы внести ясность могли бы результаты проб воздуха – но делались ли они вообще, родители не знают. По словам директора, здесь побывали все надзорные организации и не по одному разу.
Первомайская прокуратура потребовала устранить дефекты и повреждения, следы протеканий и признаки поражений грибком в полах, на стенах и потолках. А в Роспотребнадзоре пояснили, что исследование проб воздуха на плесень и грибок невозможно, потому что такие показатели не нормируются. То есть таких нормативов не существует. И нет приборов, замеряющих что-то подобное. В отличие, например, от содержания в воздухе угарных газов. Но при наличии соответствующего предписания прокуратуры будет сделана экспертиза на соответствие санитарных норм и правил. В частности, это инструментальные замеры микроклимата – температура, влажность, движение воздуха.
Прокуратура дала месяц на устранение недостатков, он истечёт 12 октября. Потом сюда зайдёт для экспертизы Роспотребнадзор. Он уже здесь не раз был, и сегодня, 15 сентября, ещё одни контрольные мероприятия. Заключение будет позже.
Крышу сейчас делают ударными темпами – залили бетоном, наносят первый слой изоляции. Но ударно сушить школу было невозможно – большого количества пушек, по словам директора, старая проводка не выдержит. Так что делали всё с оглядкой на это. Школа – 1988 года постройки, капитального ремонта здесь ещё не было. Наружные швы протекают. Максим Кильчевский говорит – закроем проблему с кровлей, дальше будут конкурсные процедуры на остальной ремонт.