Новости Владивосток

На ВЭФ анонсировали новые муралы и арт-объекты во Владивостоке, а также графический роман о малых дальневосточных народах

«Феномен Дальневосточного стрит-арта» обсудили в ходе Восточного экономического форума на одноимённой сессии. По мнению организаторов дискуссии, Дальний Восток – один из наиболее «упакованных» муралами регионов России. И это не повод останавливаться на достигнутом. Участники рассказали о том, что новые арт-объекты скоро появятся в пяти районах Владивостока в рамках проекта «Метацентры». Помимо этого, создатели манги об адмирале Невельском нацелились на новый проект – популяризацию культуры малых народов в виде графического романа.

Художник, историк-исследователь, сооснователь арт-группы и студии Hero4Hero из Владивостока Роман Иванищев в ходе обсуждения говорил о переосмыслении «аборигенного искусства» малых народов России. Титульный проект студии – уже ставшая известной манга про адмирала Геннадия Невельского. В схожем ключе авторы хотят изобразить, например, фрагменты истории и культуры айнов – сейчас представители этого народа сохранились только в Японии, но некогда айны жили в низовьях Амура, на юге Камчатки, на Сахалине и Курильских островах.

«Если мы обращаемся к культуре народов, которые жили здесь давно, то протягиваем ниточку между современностью и прошлым. Важно понимать, что мы на этой территории живём относительно недавно. Сегодня многие уезжают в Москву и т. д. Но если мы начнём связывать эти контексты – контексты прошлого, огромные пласты истории, который здесь были, – с нашим нынешним временем, мы получим понимание того, кто мы есть, и будем здесь укореняться. Возможно, уезжать не захочется», – отметил Роман Иванищев.

«Америка сделала из своей истории хороший культурный продукт, который мы все знаем лучше, чем нашу собственную историю. Ковбои индейцы – мы на этом росли. И я считаю, что у нас в истории Дальнего Востока база для чего-то такого не менее богатая», – такое мнение, говоря о важных смыслах дальневосточного искусства, позже высказал художник Евгений Макеев.

О сроках создания нового графического романа на ВЭФ не рассказали слушателям. Но поделился сооснователь Hero4Hero и другими идеями. Так, для международной выставки была подготовлена цифровая инсталляция в виде ковра – современные образы судов и зданий на нём выполнены в стилистике местных народов. Яркое ветвистое полотно Роман Иванищев хотел бы буквально воплотить в жизнь, но на создание такого ковра ручной работы требуется порядка миллиона рублей.

Обсудили участники возвращающийся к нам проект «Метацентры». Реализация его сулит городу новые муралы и арт-объекты. Напомним, в прошлом году во Владивостоке (в основном на его окраинах) появились самые разные по содержанию и форме работы – например, контейнеровоз с якорными цепями на Патрокле или семафорная азбука в Снеговой Пади. В этом году сроки создания новых образов сдвинулись из-за тайфунов, но окончательно их установят в октябре.

«Художники во Владивостоке достаточно активно работают в этом направлении – у нас много муралов. Поэтому мы решили сместить акценты с [центра] города и подчеркнуть, что этот проект направлен на жизнь в разных районах. Как в любом городе, здесь есть окраины, и создание произведений, обращение внимания на окраины – это как раз правильное дело», – говорит о первоначальной задумке автор и организатор проекта «Метацентры» Юлия Климко, директор Фонда культурных инициатив «Энсо».

В этом году «Метацентры» заглянут в Хабаровск – местным жителям обещают весьма интересную масштабную работу. Во Владивостоке же реализуют пять проектов. Стоит отметить, что благодаря поддержке КРДВ и акценту на местных авторах, которым не нужно оплачивать перелёты, художникам-участникам теперь выплатят гонорары.

Роман Иванищев рассказал о той части проекта, которая должна украсить Токаревскую кошку: «Когда мы задумались, что бы хотелось сказать жителям Владивостока и гостям города, я вспомнил о таком значимом периоде, как 20-е годы ХХ века. С одной стороны, это какое-то странное время: здесь на Дальнем Востоке – и гражданская война, и не гражданская война. И население Владивостока на тот момент составляло 400 тыс. человек, потому что многие были «отдавлены» гражданской войной сюда. Здесь были и «белые», и «красные», множество поэтов и художников – в частности, Давид Бурлюк. Все они собирались в кабачке «Би-ба-бо», читали свои стихи, ставили спектакли, и мне кажется, что этот момент культурного пика и идейного объединения был очень важен», – говорит Иванищев.

Придумывая новую скульптуру, студия вдохновлялась стихотворением Бурлюка «Гелиовосход». Поэтому и выбрали авторы такое место – на Токаревской кошке видно и восход, и закат, как «на прострел». Фигуру намерены создавать вместе с мастерской «Железное дело», правда, согласование её установки будет сложным из-за земель Минобороны.

Помимо этого, в Первореченском районе скульптор по дереву из Кавалерово Олег Батухтин разместит необычные деревянные буи на суше. В Ленинском районе Евгений Макеев украсит подпорную стену рядом с почтамтом на Светланской мозаикой. В Первомайском районе появится яркий мурал Дмитрия Лучинина. В Советском районе второй мурал – авторства Виктории Поезд – окажется рядом с детской школой искусств. 

В целом на этой площадке ВЭФ уделили особое внимание муралам как виду уличного искусства. Это способ разукрасить унылую городскую среду или настоящее уличное искусство? Естественно, художники говорили о том, что их произведения – это искусство. Но к цели и процессу создания каждый подходит по-своему.

«Любое уличное искусство – это диалог между городом и жителями. Я бы хотела, чтобы у горожан появлялись новые вопросы и идеи, когда он видит какие-либо рисунки и арт-объекты», – обозначила свою позицию художник Яна Джан-Ша.


Обсудить в Telegram
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта