1 сентября в книжном магазине «Игра слов» прошла презентация книги «Современная графика во Владивостоке». Это коллективное произведение с работами 11 художников города, призванное продемонстрировать актуальный срез молодого искусства в дальневосточной столице. Сшитое вручную издание, по словам авторов, является своеобразной компактной выставкой и нацелено не только на современников, но и на будущих исследователей арт-сцены. Вместе с посетителями мероприятия художники обсудили источники своего вдохновения, влияние других мастеров и самого Приморья на новые работы – почему Владивосток всегда чувствуется на холсте, даже когда не рисуешь море и чаек.
Часть авторов не смогла присутствовать на дискуссии – в книжном магазине собрались Захар Кулишов, Ирина Беспалова, Валерия Носовец, Таня Селивёрстова, Виктор Хижняк и Михаил Чувакин. Модератором беседы выступила Рада Смолянская, участница Арт-группы «ДВР», также в дискуссии принимала участие куратор проекта Яна Гапоненко.
Разговор начался с простых, можно сказать, «бытовых» тем: например, какую роль для художника играет дневник с зарисовками? Оказалось, что для разных авторов у него своё назначение: это и личные записи с рефлексией, и возможность отточить свои навыки, и зарядка для рук, и, конечно, для многих это место для набросков. Обсудили и особенности творческих объединений в современном художественном сообществе: как говорят сами их участники, все союзы художников хаотичны – объединения появляются ради создания проекта, а позже распадаются. Так и «Современная графика во Владивостоке» собирает воедино работы нескольких авторов.
Затем разговор ушёл в другое русло (более интересное и глубокое), потому что прозвучал вопрос о роли исторического прошлого Владивостока для художников города. Кто-то соглашается с мнением о том, что у авторов есть какие-то общие особенности из-за места, в котором они живут и творят, другие – нет.
«Я считаю, что регион вообще ни на что не влияет. Мне кажется, что глобализм здесь откликается больше, на нас больше влияет интернет, нежели окружение. Я не чувствую какой-то преемственности. Будто мы не на этой земле растём. И какого-то влияния той же Азии я вообще не ощущаю. Я считаю, что Владивосток является удалённой Москвой. Хочу сказать, что круто, что какое-то движение происходит здесь, но вряд ли благодаря нам – скорее, благодаря чему-то большему, что находится там, далеко», – отметил Виктор Хижняк.
«Я, например, часто слышу, что мои работы очень владивостокские. Не знаю, чем это объяснить. Я не рисую мостов или чаек, но какой-то код дальневосточный всё равно считывается. Я пыталась проанализировать, за счёт чего он считывается. И моя версия – это всё цвета. У меня нет никаких линий или образов особых. С питерскими художниками тоже интересная история. У них обычно все оттенки серого. В Питере не мог бы родиться такой художник, как я, слишком многоцветный», – поделилась своей точкой зрения Таня Селивёрстова.
Черту в этой дискуссии подвёл вопрос от Виктора Хижняка: кто из сидящих рисовал тигра? В ответ почти все подняли руки.
Само собой разговор с художниками в какой-то момент обратился и к теме вдохновения.
«Я могу что-нибудь нарисовать. А мне говорят, что это похоже на какого-то художника. Хотя я об этом даже не думала. Это образы из подсознания. Я сама не осознаю, что есть такое влияние. Потом могу только увидеть. Придумать что-то совсем новое возможно, но для этого нужно быть настоящим гением. Я вдохновляюсь таким художником, как Николас КошКош, он, в свою очередь, вдохновляется Дэнни Фокс, получается, я вдохновляюсь Дэнни Фокс», – рассказала художница Ирина Беспалова.
Многие отметили, что без «насмотренности» и обращения к другим художникам нельзя существовать. Образы формируются не сами собой. Авторам сложно отрицать влияние на себя. Из этих тезисов логично сформировалась дискуссия о преемственности творческих поколений.
«Сегодня слово «насмотренность» было ключевым. Но насколько для вас значимо ощущать преемственность? И региональную в том числе. Насколько вы сами готовы войти в это наследие? Вы же творите современную визуальную культуру», – прозвучал вопрос от слушателя из зала.
«Я общаюсь с художниками из Владивостока разных поколений. Мне кажется, им самим эта преемственность не нужна. Возможно, она важна для культурологов, но не для художников. Возможно, преемственность идёт из эпохи, когда не было интернета. Тогда важно было быть частью тусовки. Сейчас можно вдохновляться всем чем угодно. Я в галерею пошёл после написания первых работ – для меня интернет стал первой галереей», – ответил Михаил Чувакин.
«Меня недавно потрясла выставка Боба Кошелохова. Это такая мощь. После неё я перечитала все книги о Ленинградском авангарде, андеграунде. Я чувствую параллели с тем временем. Как будто мы повторяем историю нашей страны. Как мы вновь открываем этот эзопов язык. Преемственность я чувствую в этом витке истории», – подвела своеобразные итоги разговору Таня Селивёрстова.