Изменения климата Приморского края в среду, 30 августа, обсудили в Дальневосточном отделении РАН учёные из разных регионов России. Говорилось много умных фраз, звучали даже научные споры, но красной линией прошла главная тема: в стране есть проблемы с мониторингом климатических изменений и нужны деньги. Кто их даст – ответа не прозвучало. Какие тенденции наблюдаются и чего не хватает для более точных прогнозов, стоит ли паниковать из-за изменений климата, как определяли сигналы о тайфунах по деревьям и почему возрастает частота и интенсивность особо опасных природных явлений – читайте в материале Новостей VL.ru.
На встрече присутствовали учёные Российской академии наук из Кубани, Сибири, Урала, Северо-Запада и, конечно, Дальнего Востока. Академики обсудили в целом климатические изменения в их регионах – потепления, наводнения, засухи и пожары. Но делали это на фоне едва ли не аномальной ситуации в Приморье. Учёные сразу признались, что система мониторинга климатических изменений в России плохая, нужна другая.
«Опасные явления, связанные с климатом, они обычно непредсказуемы, и разрушительную их способность тоже сразу не поймёшь и сразу не оценишь. Для того, чтобы мы знали более точно и детально, необходимы сети наблюдений. К сожалению, мы сейчас не обладаем такой сетью наблюдений, как 40 лет назад. И необходимы спутники стационарные, которые будут стоять над ключевыми городами, и тогда мы будем говорить более точно – мы могли бы в реальном времени видеть, куда пойдёт циклон. Сейчас расчёты, модели, а модели ошибаются», – задал тон встречи председатель Южного научного центра РАН, академик РАН Геннадий Матишов.
Павел Крестов, и. о. главы Ботанического сада-института, возразил ему, что всё-таки накоплен достаточно большой опыт в построении математических моделей, которые очень хорошо объясняют прошлое и немного дают представление о будущем.
Он также коснулся темы потепления из-за парниковых газов в атмосфере. Но и по этому вопросу у учёных оказались разные мнения. Академик из Сибирского отделения РАН Николай Похиленко призвал не паниковать и вспомнить, что резкое потепление в истории происходило многократно, поэтому необходимо адаптироваться к изменениям климата. «Человек, даже с самыми современными технологиями, не в состоянии серьёзно повлиять на эти процессы. Если говорить об атмосфере, углеводород, метан, то в какой-то степени да, человек может повлиять на климат, но не стоит верить прогнозам некоторых специалистов о том, что людям осталось жить 13 лет и, если не совершить технологическую революцию, то все погибнут. Не будет этого».
В любом случае, глобальное изменение климата, считают учёные, вредно для здоровья. «Это касается распространения инфекционных заболеваний, переносчиками которых очень часто являются насекомые. Северная Европа столкнулась с этой проблемой – там когда-то не было клещевого энцефалита, теперь он туда пришёл, также и у нас в стране когда-то его не было», – говорит академик Сибирского отделения РАН, доктор медицинских наук Михаил Воевода. Дальний Восток, по его словам, в ближайшей перспективе затронут проблемы лихорадки Денге. И в целом происходит её распространение, переносчики меняют свой ареал. Ещё одна проблема – оттаивание патогенов, которые находились в вечной мерзлоте, например, в могильниках с сибирской язвой – это уже наблюдаемая ситуация.
В 1999 году в Дальневосточном отделении РАН начали изучать наши широколиственно-кедровые леса – учёных интересовала динамика роста и развития этих деревьев. Они выяснили, что есть периоды ускорения роста– сигналы о тайфунах, катастрофических явлениях. Чуть позже учёные объединились в международную группу и провели такое же исследование на кедрах от острова Чеджу (Южная Корея) до Сихотэ-Алинского заповедника, благодаря которому удалось найти сигналы о тайфунах за последние 200-300 лет.
«И оказалось, что за последние 50 лет число тайфунов увеличивается. Мы сейчас мониторим обстановку. Тайфуны зарождаются в приэкваториальной зоне, сейчас зона формирования тайфунов, тропических циклонов, расширяется, то есть тайфуны формируются всё дальше от экватора, соответственно, они могут сохранять импульс при движении к полюсам. Мы видим тренд тайфунов, которые достигают континентов, повышение активности и частоты их движения на север – всё больше территории суши будет вовлекаться в зону активности тайфунов», - рассказал зампредседателя президиума ДВО РАН, член-корреспондент РАН Павел Витальевич Крестов.
Однако учёные прогнозируют, что число и интенсивность тайфунов в Приморье через 50 лет ещё не достигнет показателей нынешней Японии. При этом, считают они, японцы смогли адаптироваться к жизни в условиях высокой тайфунной активности, поэтому и в России смогут – необходимо изучить и применить опыт других стран, учитывая наши климатические условия.
Но дожди не всегда плохо. В сухую погоду неизбежно растёт число лесных пожаров, а выгораемые в результате площади увеличиваются в разы. Опустошение территории происходит очень быстрыми темпами, а лесовосстановления не происходит.
«Также никто не обратил внимания, но два года назад у нас почти не было дождей, из-за чего повысилась температура в водоёмах – на юге Приморья произошла экологическая катастрофа, вымерли все двустворчатые моллюски, включая краснокнижные виды. На самом деле это очень серьёзная вещь, так как вымирает одно, а заселяют эти «ниши» патогены. За 20 лет на юге Дальнего Востока в разы увеличилось число опасных паразитических червей. Ещё в 70-х годах у нас была шикарная служба гидробиологического мониторинга, а в 90-х она была разрушена, сейчас её нет вообще, только несколько точек на Дальнем Востоке, которые отслеживают изменения, а в Южной Корее уже 1500 таких точек», – говорит главный учёный секретарь Дальневосточного отделения РАН, академик РАН Виктор Богатов.
Как и в начале встречи, учёные ещё раз вернулись к вопросу о системах мониторинга: им необходима своя экологическая программа для Приморского края, чтобы можно было точно предсказать те или иные явления, такие как наводнения или ледяные дожди. И конечно, необходимы специалисты – климатологи, которых сейчас необходимо обучать, однако пока этому вопросу уделяется недостаточное внимание.
«Если мы не будем вкладывать средства, то проблема будет существовать всегда. Нужна программа, если мы не поскупимся на создание средств мониторинга, создания служб, которые будут отслеживать эти изменения, привлечём учёных, чтобы они эти данные моделировали, мы быстрее справимся с этими проблемами», – завершил встречу академик РАН Юрий Кульчин.