Жители исторического дома на Ключевой, рядом с фуникулёром и Пушкинским театром, едва не лишились двухэтажной пристройки, в которой долгое время располагался городской туалет. Беда пришла откуда не ждали: у кирпичного здания внезапно появился «наследник». В суд обратилась женщина, утверждающая, что её ныне покойный отец ещё в 2001 году купил пристройку за 125 тысяч рублей у другого человека, чью фамилию местные жители не слышали никогда. Однако процесс вступления в права пока, похоже, откладывается.
Вряд ли люди, возводившие это здание в конце девятнадцатого века, могли предположить, что потомки будут бороться за туалет, который в то время являлся нормой для подобных элитных домов. Многие усадьбы в дореволюционное время снабжались похожими пристройками. В них не только справляли нужду, но и могли хранить припасы, например, уголь. Однако в нашем случае можно однозначно говорить о том, что эта пристройка является туалетом. И возведена она была вместе со зданием, в 1898 году, согласно историко-культурной экспертизе Яхно Т. К. По назначению она использовалась долго, пока в 2010 году дом не подключили к централизованной канализации по инициативе и за счёт самих жильцов.
Жильцы также рассказывают, что эти сто лет туалет был общественным и пользовались им действительно все, кто знал о его существовании. Однако мало кто из посетителей заботился о его исторической значимости. Иногда в нём даже ночевали бездомные. Поэтому жильцам пришлось поставить двери и замки, примерно в то же время, когда к дому подключили канализацию.
И они уверены, что имеют на это полное право. По документам, земля, на которой стоит пристройка, является общей долевой собственностью жильцов. Каждый имеет ключ от туалета и может им воспользоваться, например, когда отключают воду в доме. Все жители Ключевой, 5/1 знают друг друга в лицо.
Но недавно в Ленинский суд поступил иск от человека, фамилию которого жители Ключевой увидели впервые. Истец заявил, что является наследником этой пристройки, и просил признать право собственности на неё, ссылаясь на «договор купли-продажи», датируемый 2 октября 2001 года, между двумя мужчинами, которых уже нет в живых. Сам договор представляет листок с рукописным текстом, и в нём указано, что некий Ватулич, прописанный в этот момент в селе Яковлевка, получил когда-то от своих родителей дом на Ключевой с цокольным этажом площадью 20 кв. м и вторым этажом площадью 15 кв. м. И продаёт его теперь за 125 тысяч рублей некому Забродину. Продавец, согласно бумаге, получил в этот же день всю сумму и передал покупателю документы и ключи. Какие документы, не ясно.
Однако истец заявляет, что покупатель, её отец, в 2021 году умер, а недавно она разбирала документы на даче и обнаружила среди его вещей договор. Теперь просит восстановить срок вступления в наследство. К иску приложена справка от 27 декабря 2022 года о признании верхнего этажа туалета жилым домом. В ней указано, что оценка была проведена 19 мая 2021 года. Каким образом был проведён осмотр, неизвестно. В этот момент на двери пристройки были установлены замки, чтобы туда не могли попасть бродяги.
Истец заявил, что собственник жил в доме по адресу: Ключевая, 5/2 до дня смерти. Как человек мог проживать в общественном туалете и откуда появился этот адрес (в документах и на картах значится только адрес Ключевая, 5 или Ключевая, 5/1), остаётся загадкой. И, как прописано в исковом заявлении, никаких документов по данному объекту не найдено, инвентарное дело из БТИ не передавалось.
Местные жители разводят руками: так любой человек может прийти и сказать – это моё, вот справка. Чтобы доказать свою правоту, недоумевающим жильцам пришлось срочно поднимать документы, доказывающие право собственности на землю под пристройкой, собирать воспоминания людей, имевших отношение к работе этого туалета, привлекать журналистов. Почти весь дом собрался на слушание дела. Они желали не только доказать свою правоту, но и увидеть лицо человека, который посчитал «жилым» туалет конца девятнадцатого века.
«Мы очень хотели услышать историю от истца о том, как здесь пили чай или смотрели телевизор. Однако на суде присутствовал только его представитель. Он рассказал очень подробную информацию, со слов истца, разумеется, о том, как истец чуть ли не слышал последний хрип умиравшего», – рассказывает участница дела.
Объединяться для решения проблем им не впервой. Весной рядом с их домом началось строительство гостиницы. Жильцы требовали остановить стройку, которая проводится в нескольких метрах от объекта культурного наследия, однако у них пока ничего не получилось. Некоторые находят странным, что наследник объявился как раз с началом строительства. Рядом с туалетом находится большое количество люков. Туда можно спокойно вывести канализацию для будущей гостиницы. На месте стройки они ранее высаживали цветы, ухаживали за всеми объектами культурного значения, которые находятся рядом с территорией их дома. Недавно они восстановили арку, уложенную царским кирпичом, и колодец из дореволюционной эпохи.
«У нас в доме 11 квартир. Почти все семьи живут в доме много лет, целыми поколениями. Моя бабушка жила здесь с 1951 года. Тут родился мой папа и я. Также есть те, кто купил квартиры недавно. Это настоящие ценители истории. Не каждый выберет для проживания дом, которому больше ста лет. Необходимы вложения. Не все к этому готовы», – рассказывает одна из жительниц дома Евгения.
28 июля жители дома получили письмо, написанное от имени истца и подписанное его представителем. В нём значилось, что ввиду вновь открывшихся обстоятельств дело прекращено. Корреспонденту VL.ru удалось дозвониться до истца, но она отказалась комментировать эту историю. Но после представитель истца подтвердил, что иск отозван, и добавил, что администрация города должна заняться оформлением документов на пристройку ввиду того, что туалет является историческим объектом.
Однако на сайте суда до сих пор значится информация о том, что дело находится в производстве. 7 сентября должно быть заседание. Как объяснили в пресс-службе суда, истец заявил отказ от иска, но оно должно быть рассмотрено в судебном заседании. Судья решит, принимать ли отказ. Отказ истца не означает автоматически прекращения производства по делу.
Обновлено: 11 октября суд рассмотрел отказ истца от иска и принял его. Производство по делу прекращено. Однако местные жители теперь добиваются возбуждения уголовного дела о возможном мошенничестве.