Новенький современный многоцелевой буксир пополнил вспомогательный флот Владивостока. Сейчас это уникальное судно для региона – подобных ему по мощности и маневренности здесь нет. Обслуживать буксир будет суда во Владивостокском рыбном порту. Поскольку строили его по заказу резидента СПВ специально для владивостокского же порта, то дали знаковое для региона имя – «Владимир Сунгоркин», в честь знаменитого дальневосточника, выпускника факультета журналистики ДВГУ и главного редактора газеты «Комсомольская правда».
Буксир построили в Китае по заказу резидента СПВ ООО «Восточное буксирное агентство», входящего в ПАО «Тигр» Сергея Дарькина. Имя судну тоже дал экс-губернатор Приморского края, взяв разрешение у вдовы Владимира Сунгоркина.
«Для нас это большая честь и большая радость, – говорит Татьяна Сунгоркина. – Мы счастливы, что есть такое судно. Мне кажется, очень символично, что именем Володи назвали именно буксир, потому что он сам был сильный, надёжный, никогда не сидел без дела, постоянно куда-то спешил, кому-то помогал, миллион дел на себе тащил. Для него это был родной край, он его обожал. Ему физически необходимо было сюда ездить хотя бы несколько раз в год. Его душа и сердце, мне кажется, всегда оставались на Дальнем Востоке. И я очень надеюсь, что буксир «Владимир Сунгоркин» будет трудиться очень успешно и долго на благо его любимого Владивостока».
Мощный буксир построили в очень короткие сроки – его заложили на верфи осенью 2022 года, а спустили на воду уже в июле 2023-го. У него есть ледовый класс, поэтому работа в суровой акватории порта Владивосток будет круглогодичной. Судно обладает кормовым расположением азимутальных полноповоротных винторулевых колонок, что позволяет ему практически на месте разворачиваться на 360 градусов, осуществлять движение в любых направлениях. Буксир имеет два мощных двигателя по 2600 л. с. каждый, усиленную систему пожаротушения – суда такого проекта работают на газовых и нефтяных скважинах в море. Благодаря наличию двух лафетных стволов на 2400 кубометров в час и системы пенного тушения он может использоваться для локализации возгораний любой сложности и происхождения. Во Владивосток судно пришло своим ходом, хотя океан – это совсем не его стихия.
«Производителем была заявлена скорость 12 узлов (22,2 км/ч), – рассказывает Антон Кузяев, капитан буксира «Владимир Сунгоркин». – Во время перехода, когда мы его перегоняли из Китая, нам помогал немного ветерок, скорость мы порой развивали спокойно до 13-13,5 узла. Здесь стоят два очень мощных двигателя, суммарная мощность – 5200 лошадиных сил. Я не знаю, есть ли сейчас во Владивостоке у него конкуренты. Это не судно для океанского плавания и длительных переходов, конечно. Наше путешествие заняло шесть дней, и сложности у нас были. Океаническая волна – не для буксиров, приходилось постоянно ловить его на курсе. Это судно для работы в порту, швартовок, буксировки объектов. Скорость ему не требуется, только мощность. Но испытание морем на прочность он прошёл».
«Лошади» в двигателе буксира, конечно, не «скаковые» – то есть не для скорости. Это мощные «тяжеловозы», которые позволят обслуживать в рыбном порту суда любого дедвейта (общей грузоподъёмности) и сократить время швартовых операций. Буксир успешно справился со всеми ходовыми испытаниями. Специалистами Российского морского регистра судоходства проверены все эксплуатационные характеристики, рабочее состояние оборудования, функционирование средств автоматизации, навигации и связи.
В год рыбный порт обрабатывает около 1000 судов, теперь производительность увеличится примерно на 200 единиц – с помощью одного только нового буксира.
«Из-за того, что в порту Владивостока не так много буксиров подобной мощности, для совершения буксирных операций приходилось ждать. Поэтому приобретение ещё одного буксира позволит увеличить количество обрабатываемых судов и, соответственно, получить больший грузооборот, чем сегодня», – отмечает Александр Шевченко, генеральный директор ОАО «Владивостокский морской рыбный порт».
В первое «официальное» плавание буксир запускали с оркестром МГУ им. Невельского и, конечно, с традиционной бутылкой шампанского. Крёстной матерью судна стала Татьяна Сунгоркина – она разбила её о нос буксира.
По словам вице-президента ПАО «Тигр» Анны Хмарук, буксир – это часть масштабной модернизации портовой инфраструктуры, начавшейся в 2021 году. Объём инвестиций составит более 8,2 млрд рублей. Завершение программы намечено на 2024 год. Особое внимание уделено развитию контейнерных мощностей порта. Строятся новые площадки, оптимизируется существующая инфраструктура, закупается новое оборудование.
«До конца 2024 года планируется поставить три козловых крана RTG, четыре портальных крана MQ грузоподъёмностью 60 тонн. Проводится конкурс по приобретению в 2024 году двух кранов RMG. Мероприятия по оптимизации работы порта позволят увеличить мощность перевалки контейнеров на 263 332 TEU в год, и в 2024 году она достигнет 507 760 TEU. Скорость обработки и оборачиваемость контейнеров на причале возрастёт в два раза», – заявила Анна Хмарук.