Второй по населению город в Приморье – Уссурийск – всё ещё не оправился от удара стихии. Затопленными остаются несколько десятков улиц. Сложно сказать, где хуже всего. Например, в районе «Слобода» вода уходит крайне медленно, до Междуречья непросто даже добраться, а на «Семи ветрах» к наводнению добавилась локальная экологическая катастрофа – в воде плавает мазут. Пострадали даже некоторые центральные улицы – на Чичерина недавно плавали торговые киоски, но и сейчас территория около автовокзала всё ещё подтоплена, проезда нет.
«Семь ветров» и прорванная дамба
Этот район Уссурийска встречает гостей около Владивостокского шоссе, на въезде в основную часть города. Почти все дома находятся на улице Раздольная. Большинство сравнительно новые, построены в 2000-х и позже.
По словам местных жителей, в «Лайонрок» в 2016 году топило только новые дома, которые находятся в низине, около дамбы. Это дома 18, 20, 22, 26, 28. Они и в этот раз приняли на себя основной удар стихии, сейчас это буквально маленькая Венеция. Здесь воды в среднем не меньше, чем на 1-1,5 метра. Где-то вода доходит до середины окон первого этажа. Деловито снуют моторные и вёсельные лодки МЧС и местных жителей.
Можно сказать, что сравнительно повезло 9-этажной панельке на Агеева, 58. Тут уже сухо, по словам сотрудников МЧС, свет дали в понедельник примерно в 12:00. Рядом с домом разбита палатка МЧС – сотрудники выдают газовые печки, воду, тушёнку.
«Наш отряд, 48 человек, приехал из Владивостока, мы на дежурстве с субботы, – рассказывает участник второго поисково-спасательного отряда, старший сержант внутренней службы Иван Миськив. – Больше всего люди печки спрашивают. Сюда волонтёры также вещи первой необходимости доносят для людей. Во всём районе свет только на Агеева, 58 и дали, в домах на Раздольной это случится нескоро. Трансформаторы в подвалах. Пока вода спадёт (а это метр-полтора), пока просохнет всё, пока включат. Наши сотрудники ездят на катерах и лодках. Перевозим людей, имущество, животных. С детского садика (Раздольная, 24) мебель возили. Кто-то из людей обращается квартиру проверить – боятся мародёров. Постепенно вода сходит, но работы ещё очень много».
По сравнению с тем, что было в пик наводнения, в целом вода спала, а максимальные уровни хорошо видны на фасаде из-за другой напасти – по какой-то причине в воде оказалось огромное количество мазута. Его жирные чёрные следы на домах и показывают, докуда доходила вода.
Местные гадают – то ли у кого-то в кооперативных гаражах было топливо, то ли, к чему склоняются люди, – опрокинулась открытая или плохо закреплённая ёмкость с мазутом на котельной № 13, которая находится в глубине района, её труба видна издалека. Она уже несколько лет работает на газе, но, как говорят, на резервный случай и мазут там был.
Рассуждая, каким образом этот район затопило, нельзя не сказать о дамбе. То самое сооружение видно из окон домов, его, как уточняют местные, уже несколько лет не могут достроить.
«Советскую дамбу строили в 1978 году. Я здесь живу с 1981 года, с момента постройки дома, ни разу нас не топило, – отмечает председатель ТСЖ на Раздольной, 10 Светлана Владимировна. – Новые дома, да, топило. Не сразу, несколько лет наводнений не было. А как случился «Лайонрок», так люди возмущаться начали. Не знали, в каком месте себе квартиры берут, хоть бы у соседних домов спросили, мы бы рассказали. Там, говорят, фирмы, которые квартиры продавали, ловко уничтожались – и концы воду. Мне лично непонятно, зачем деревья убирали в этом году с дамбы, там у них такая мощная корневая система была».
Интервью Светлана Владимировна даёт в подъезде, который был на метр в воде. Сейчас стихия отступила, женщина снимает и сушит предохранители – без тщательной просушки электрического щитка и оборудования нечего и пытаться дать свет. Пока привезли помпу – откачивать воду в подвале.
Ещё в воскресенье здесь во дворе плавали на лодке. В густом слое мазута буквально всё – фасад дома, подъезды, машины, детская площадка, земля, клумбы, растения, дороги. Местная мэрия, напомним, слегка поспешила, сообщив, что территорию «полностью очистили от мазута». Правда, пост в телеграм-канале уже удалили. Ответственно заявляем – за день полностью очистить такой огромный район от мазута попросту невозможно.
«За ночь стихия отступила, а вот мазут остался. Сегодня два часа ждали комиссию, так и не дождались, – отмечает Светлана Владимировна. – Что нашему ТСЖ делать, ума не приложу. Мы только землю привезли, цветы посадили. А теперь всё, эта гадость вся в почве, её только вывозить. Площадка детская – там покрытие мягкое, всё впитала. А мы ещё даже за эту площадку, которую только в октябре прошлого года поставили, не расплатились, за стройконтроль у нас долги ещё остаются».
Председатель ТСЖ говорит, что не верит, что власти как-то сильно помогут. «Говорят, за личное имущество тысяч 10 дают, 50 тысяч – за утонувший дом. А нам скажут – давайте сами. Мазут только «тысячка» берёт – довольно дорогой универсальный растворитель. Обычные чистящие средства – мимо, брандспойты – скорее всего тоже. Растительное масло помогает, но не на водоэмульсионке. Поэтому краску на фасаде скорее всего придётся просто сбивать и заново шпаклевать всё».
Вода с мазутом пришла утром в субботу, 12 августа, примерно в 9 утра. Председатель ТСЖ пыталась спасти свою машину, микроавтобус, который стоял в гараже около дома. Вывезла её подальше, где, как думала, безопасно, а там – резко воды по пояс. Заглохшее авто помог выдернуть уазик МЧС и отбуксировать на возвышенность.
О том, что вода стремительным потоком пришла в район примерно с 9 до 10 утра в субботу, рассказывает командир местного отделения Росгвардии Дмитрий Долотов, житель Раздольной, 26. Он дежурил на «Семи ветрах», а его коллеги – ещё в Междуречье, в районе Китайского рынка и на Лермонтова.
«В 6 утра в субботу я заступал на сутки, воды было по икры, – говорит Дмитрий Долотов. – А потом дамбу прорвало, и стремительно вода пошла. Я прибежал домой – у меня там жена, дети, отправил их сразу отдыхать подальше, где сухо, и эти дни в квартире оставался. У меня она на втором этаже. Выносил 4 сумки. Когда первую доставал, воды было по грудь, вторую – по подмышки, третью – по шею. А четвёртая сумка у меня водонепроницаемая, она у меня плыла, и я за ней плыл, с 10-го до 4-го подъезда. А дальше уже поменьше воды было, пошёл пешком».
Сейчас вода в его подъезде спала, а стояла она почти до окон второго этажа – в квартиру росгвардейца несколько раз на лодке подвозили сотрудники МЧС, зайти можно было с козырька подъезда. «Все помогают друг другу. Лодки свои надувные сотрудникам МЧС давали, например. Соседи следят, чтобы мародёрства не было – первые этажи в подъезд выставили технику: пылесосы, холодильники, телевизоры, стиральные машины – что успели спасти. Как кто заходит – сразу двери открываются – проверяют, кто идёт».
Как отмечает Дмитрий, вода шла от прорванной дамбы, в месте, где строители сделали себе технологический проезд.
«Там, где должна была быть полноценная насыпь, как и в других местах, они просто разрыли дамбу и сделали проезд для техники. Месяц назад, когда у нас уже тут было небольшое наводнение, приезжал Олег Кожемяко – ему подрядчик сказал, что одного дня им буквально не хватило, чтобы всё доделать. Есть видео этого, всё зафиксировано. С тех пор месяц прошёл. Там в итоге так ничего и не сделали толком – просто, где шла вода, глиной засыпали всё, даже не уплотняли ничего. Сначала это место подтекало, а потом, на прошлой неделе, когда вода со стороны реки поднялась, всю глину и смыло», – резюмировал Дмитрий Долотов.
Дамба находится рядом, южнее улицы Раздольной. Это такой протяжённый земляной вал, который отделяет реку Комаровку от жилого района. Первая линия – гаражные кооперативы, они до сих пор вблизи дамбы затоплены почти полностью. Вторая – жилые дома, та самая маленькая Венеция – дома 18, 20, 22, 26, 28. Если пройти по дамбе прямо минут 10, можно увидеть место, где вода прорвалась. Там капитальные кирпичные гаражи вообще едва видны в воде. Если не знать, куда смотреть, можно и не заметить.
По виду, уходит обратно вода крайне неохотно, если вообще уходит. Рядом с местом порыва плавают огромные цистерны, видимо, пустые. Тут же можно увидеть электрическую подстанцию, ТП-141 (Раздольная, 14), которая в обычное время питает район, она ушла под воду метра на полтора. Сейчас на улице Раздольной света, конечно, нет. Кстати, за подстанцией находится Приморская государственная сельскохозяйственная академия (Раздольная, 8а) – её тоже сильно затопило.
«Слобода» и частный сектор
В Уссурийске в воде оказался затоплен и многочисленный частный сектор. Так, в районе «Слобода» заблокирован основной проезд по улице Раковского до улицы Блюхера. Воды – до метра в высоту, машины с высокой проходимостью проезжают вброд. Также нет проезда к соседним улицам, которые пересекаются с Раковского – Воровского, Чемеркина, Полушкина. К слову, именно в середине Раковского возле пересечения с Блюхера, по словам местных жителей, утонула женщина.
Отметим, что улица Раковского ведёт к одному из самых сильно затопленных районов – «Междуречью». Но сейчас, поэтому по крайней мере с этой стороны туда на обычной машине не попасть, только по пояс в воде или на лодке.
«У меня дома сейчас вода около метра стоит, и она не уходит, – рассказывает Роман, житель частного дома на Чемеркина, 16. – В пике во дворе было где-то 1,7 м. В пятницу нормально всё было. В субботу мы приехали к дому вечером, в 23 часа, вода стала быстро подниматься. Кюветы вдоль дороги главной на Раковского по полтора-два метра в глубину, которые до этого были пустые, быстро наполнились. В 12 ночи вода уже стояла у меня в кочегарке».
Как вспоминает мужчина, примерно с 1:30 до 3 ночи выли сирены от пожарных машин и стационарных устройств – но понять, что происходит, было сложно. Ясно, что ЧС, но более подробной информации не было понятно, где искать.
«В 3 ночи к нам фонарём на лодке в окно стучится МЧС – предлагают эвакуироваться, – вспоминает Роман. – Говорят, что есть риск, что вода ещё на два метра поднимется. Я передал супругу и тёщу на лодку, а сам в доме остался вещи спасать. Сотрудники их до твёрдой земли доставили, а дальше никаких инструкций у них, видимо, не было. Благо добровольцев было много вокруг – довезли моих родных подальше от подтопления, а там они такси взяли, к дочке поехали».
К счастью, выше вода не поднялась. Утром в воскресенье она, наоборот, стала спадать. В доме остался метр воды, на улице – полтора. Роман, уже наученный горьким опытом, как только появилась возможность, отправился с супругой в МФЦ, писать заявление на компенсацию.
«После «Лайонрока» выплатили 100 тысяч на члена семьи прописанного и ещё тысяч 50 за огород и дом. Итого на двоих с супругой тогда примерно 250 тысяч получилось. Сейчас не знаю, что будет. Тогда 20 см в доме у меня воды было, а сейчас – в пять раз больше, метр. Мы готовы уже начать расчисткой дома заниматься, но рекомендуют так не делать – а то комиссия придёт и скажет, что и ущерба не было, или он меньше, чем говоришь. Такое вполне может быть».
Сейчас жители «Слободы» ждут, пока уровень воды в ближайшей реке Комаровке (некоторые местные её называют старым названием Супутинка) спадёт хотя бы на метр.
«У нас этот район «Слободы» как дамба. После «Лайонрока» нам построили шлюз с тремя метровыми трубами в районе Московской. Пока уровень в Супутинке не станет меньше, открывать шлюзы бессмысленно – вода не уйдёт. А откуда в моменте так много воды было в субботу вечером, вариантов немного. Или, как говорят, китайцы, или Раковское водохранилище воду спустило. Или всё вместе. На «Семи ветрах» – там понятно, дамбу прорвало», – резюмировал Роман.
Свет в районе «Слободы» выключили полностью в ночь с субботы на воскресенье, его нет до сих пор. Часть жителей домой ещё не возвращались – на некоторых участках слишком высокий уровень воды. Например, сосед Романа, житель дома № 14, пару дней ночевал в машине. Кто-то поехал в ПВР. У как минимум у одного жителя улицы Чемеркина полностью смыло дом, у некоторых владельцев участков упали заборы.
Сколько в Уссурийске утонуло автомобилей в целом и сколько в районе «Слобода», в частности, не поддаётся подсчёту. Корреспондент Новостей VL.ru, например, только на одном небольшом участке на Раковского видел четыре затопленных автомобиля.
***
В Уссурийске также затопило и другие улицы. Например, в центре города под воду ушёл проезд на улице Чичерина. Вода примерно до 1,5 метра в высоту стояла около автовокзала и торгового комплекса «Центральный». Это здесь по затопленным улицам плавали дома, среди которых маневрировали машины. То ещё зрелище. Некоторые киоски и сейчас можно увидеть на улицах в неестественных позах.
Везде, где в понедельник побывали корреспонденты Новостей VL.ru, было понятно, что даже для видавшего виды Уссурийска произошло что-то чрезмерное. Городские власти уже заявили, что Раздольная поднялась до рекордных 11 метров. Для сравнения: в 2015 году во время тайфуна «Гони» уровень реки составлял 9,38 м. Такого уровня подъёма воды Уссурийск не видел с 1931 года, с начала замера уровня рек.
Сейчас в Приморье вводится режим ЧС краевого характера, чтобы можно было выплачивать компенсации. В понедельник на встрече с мэром Уссурийска Евгением Коржом и губернатором Приморья Олегом Кожемяко местные жители очень эмоционально задавали очевидные вопросы: а что можно купить на 150 тысяч рублей компенсации, если потерял всё?
А чуть позднее эмоции позволили уже и сами чиновники. В сети появилось скрытно снятое видео, на котором человек, похожий на главу города, просит горожан разъехаться и освободить движение, а попутно выдаёт гневную тираду про федеральные власти, которые не разрешают работать с реками и не дают Уссурийску 11 млрд рублей на защиту от наводнений. После таких откровений мужчины в итоге понимающе кивают и соглашаются освободить движение.
Максим Барыленко (текст), Дмитрий Ефремов (фото)