Житель Владивостока развивает бизнес с прицелом на мировой масштаб: изготавливает уникальную опалубку для заливки фундаментов под водой. Вместе с небольшой командой предприниматель разработал инновационные фитинги из пластика для соединения множества труб и запатентовал технологию. Такие конструкции получаются дешевле бетонных или металлических свай, но при этом такие же надёжные и устойчивые, поэтому они могут использоваться для строительства пирсов, морских террас и даже в качестве фундамента для домов на воде, например, как на Мальдивах. О разработке строительства морских фундаментов и развитии инновационного бизнеса в России – в материале Новостей VL.ru.
Почти два года назад компания ООО «Гидрантула» начала во Владивостоке производство подводных опалубок – сборных конструкций из полых внутри труб с соединительными узлами – фитингами. Эти конструкции собираются на суше, укрепляются металлическим стержнем, ставятся на дно любого водоёма и уже в воде по шлангам в них подаётся бетон, который вытесняет воду и застывает.
Идея таких опалубок официально принадлежит владивостокскому предпринимателю Олегу Кучме. Он запатентовал изобретение (техническую новизну) по Гаагской системе международных патентов и товарный знак Hydrantula по Мадридской системе патентов.
«Инновации разные бывают – большинство представляет себе нановолокна и суперчипы и заводы с роботами, но таких проектов 0,1%. При этом 90% инноваций заметить трудно, но это не делает их менее значимыми и полезными. Дома на сваях возводят на суше уже очень много лет, чтобы спастись от наводнений и ураганов, и на мелководье. Но это «ремесленные», штучные проекты, основанные на использовании ручного труда и недолговечной древесины. Тем не менее Венеция тоже стоит на сваях из лиственницы, а по своей сути – это примитивная средневековая версия Hydrantula, простоявшая уже 1000 лет. Мы даём ответ на вопрос – как освоить мелководье дешево и экологично», – рассказал директор компании ООО «Гидрантула» Олег Кучма.
Из хобби в бизнес
Олег Кучма разработал проект под брендом Hydrantula, придумал собирать объёмные модульные бетонные фермы, стабильность которых не будет зависеть от свойств грунта дна, а сборка не будет дорогой и сложной. Первый прототип был сделан 6 лет назад из обычных канализационных труб – он до сих пор стоит в заливе Петра Великого, несмотря на то, что тогда идея была недоработана, не было ещё необходимого опыта, да и для предпринимателя это было исключительно в качестве хобби.
«У меня главный девиз: жить не скучно. Я и компьютерами торговал, и логистикой занимался 11 лет, и на фанерном заводе работал, и был помощником агронома. Начиналось всё как хобби – вот есть берег моря, а на нём ничего нет, захотел здесь пирс построить. Моя первая мысль: нужно купить что-то готовое. Но выяснилось, что ничего в среднем сегменте нет. Есть только плавающие кубики (понтонные пирсы. – Прим. ред.), но они не «зимуют», их нужно доставать, а во-вторых, они некапитальные и во время волны их либо уносит, либо разламывает, а ещё их легко украсть», – поделился Олег Кучма.
Во Владивостоке у предпринимателя есть место «проб и ошибок», наглядная демонстрация приобретённого опыта в строительстве пирсов. Здесь уже три пирса, построенных по разным технологиям, как объясняет Кучма, «просто было интересно построить». Тут и пирс в виде сплошной стены до дна, и пирс на сваях, и немного накренившийся шестилетний пирс из канализационных труб. Как рассказал Олег Кучма, конструкция покосилась из-за неопытности: «Когда мы изначально пирс поставили на дно, сваи были немного на разном уровне и я их подровнял. Чуть позже выяснилось, что делать это было не нужно, потому что когда пирс оседает на дно, он оседает на одинаковую глубину. Я как подровнял этот угол, так оно с этого угла и покосилось».
Всего пару лет назад Олег приступил к серьёзной разработке соединительных элементов для труб – фитингов, в которые смогут входить не 4 трубы, а 10-15 – таких просто не существовало. Дизайн он придумал сам, но дорабатывал модели уже совместно со студентами-робототехниками. Первыми сделали 3D-модели в программе для промышленных предприятий SolidWorks – потом «распечатали» небольшой прототип, чем-то напоминающий молекулярную структуру, в масштабе 1:9.
На разработку идеальных моделей фитингов у команды ушло несколько месяцев и совместными усилиями создали инновационный продукт. Сейчас узел-пауков уже шесть видов, на первый взгляд, они все похожи между собой, но всё-таки используются под разные цели, например, фитинговая система R1 предназначена для подъёма/спуска плавсредств на воду, а система опалубки H3 подходит для строительства домов на воде. Кроме того, из пластика создали деталь с несколькими отверстиями, которая позволяет провести в дом воду, электричество или газ.
Готовая опалубка
Матрицы для производства опалубки заказали часть в Шанхае, часть в Рязани. В Шанхае их сделали с небольшой задержкой, за 60 дней вместо 50 по контракту. В Рязани их делали больше года – 14 месяцев. Хотя по контракту планировали за 4 месяца. Сейчас матрицы в Приморье, в одном из цехов в Артёме. Пластик, из которого изготавливают фитинги, тоже многонациональный. По словам бизнесмена, используется русский пластик, индийский (чуть получше) или корейский – тогда смотрится «как в Европе делали».
Поскольку пока бизнес только начал развиваться и производить фитинги в больших объёмах нет необходимости, в ООО «Гидрантула» решили использовать контрактное производство. В цеху в Артёме директор делает заказ, там выпускают тираж фитингов, а далее он их упаковывает и забирает – пока «склад» готовых моделей прямо в гараже собственного дома.
Инновационным проект Hydrantula считается не только потому, что были разработаны уникальные фитинги, но и из-за самой конструкции-фермы. Например, как рассказал Олег Кучма, чтобы построить пирс на бетонных сваях, необходим плавкран – в десяти метрах от берега уже сложно что-то построить, даже на мелководье. В его проекте всё проще, лёгкая конструкция из труб и пластиковых фитингов собирается на берегу, практически как конструктор. И только потом её помещают в воду, а при необходимости её можно отбуксировать на нужное расстояние.
Опалубка имеет стандартные для бетононасосов разъёмы и может заполняться бетоном «на мокрую» снизу-вверх, то есть без осушения и её притопления балластами. Именно поэтому сначала конструкция заполняется водой, а далее по хоботу швинга подают под давлением бетон – он вытесняет воду вверх и заполняет трубы. В опалубке материал застывает, и получается готовая бетонная ферма.
Кроме того, как рассказал Олег Кучма, все комплектующие для сборки опалубки можно поместить в контейнер, доставить куда угодно, разгрузить и собрать его на месте с использованием простейшего подручного инвентаря – дрели, фрезы, то есть без каких-либо уникальных установок. Огромную ставку в этом смысле делали именно на иностранных заказчиков, на те страны, где строительство на мелководье – обычное и довольно простое дело. Правда, сначала нужно сделать инструкцию к сборке, иначе на месте конструкцию просто не смогут использовать. В настоящее время инструкция разрабатывается, разработать пока только на русском и английском языке – на другие языки хотят перевести тоже, однако с этим есть определённые сложности.
А ещё для того, чтобы любой строитель в любой стране смог собрать опалубку Hydrantula, в компании разрабатывают вторую партию фитингов, на которых стрелками и другими знаками будет обозначено, что с чем соединять. Олег Кучма мечтает, чтобы сборка была не сложнее конструктора Lego, но пока это всё ещё непростая задача для компании.
Развитие бизнеса
Предприниматель не скрывает: он хотел бы видеть вдоль побережья Владивостока как можно больше пирсов и домов, построенных на фундаменте по его технологии. Причём как небольшие рыбацкие домики в уютных бухтах вместо нынешних трёхэтажных «лодочных гаражей», так и большие гостиничные комплексы и апартаменты, как на Мальдивах. Это вполне возможно в климате Владивостока, считает Кучма. Да и арендовать часть акватории стоит в разы дешевле, чем дефицитную землю, не говоря уже о побережье.
Первый клиент уже был в этом году, из Хасанского района. С заграницей пока только идут переговоры. Но проект ещё проходит первые этапы становления, до окупаемости ещё далеко. Бизнесмен подчёркивает, что никакие сторонние инвестиции он не привлекал, вкладывал свои собственные средства. Сам ведёт переговоры.
Со своими предложениями он выходил на приморского мецената, главу DNS Дмитрия Алексеева, который прямо сейчас создаёт лучшее в России общественное пространство у моря в районе бухт Патрокл и Соболь: «Пару месяцев назад уговаривал Алексеева перенести проект Патрокла в море. Чтобы не биться за 2 га суши за 250 млн рублей, а застроить «Гидрантулой» 5 га моря. Но пока переговоры ни к чему не привели. Я так понял, что у Алексеева другое представление о том, как должен выглядеть пляж: как Шамора. Я ему уже и ролики крутил про пляж в Копенгагене. Пока без толку».
Но для строительства в России есть фундаментальная проблема. Как рассказал Кучма, чтобы официально оформить пирсы и дома на воде, необходимо множество разрешительных документов, а проекты и экспертизы потребуют столько денег, что выгода по сравнению со строительством на земле практически улетучивается.
«Мелководье – это один из самых ценных неосвоенных «земельных» ресурсов, как правило, у него нет частных собственников или арендаторов. Мелководье позволяет развивать премиальную недвижимость на всех континентах – это всегда будет «первая линия». Это очень ценный ресурс, который у нас почему-то хотят оставить просто для потомков. С точки зрения законодательства одинаково: построить пирс для катера или огромную промышленную гидроэлектростанцию. Понадобятся всё те же документы, экспертизы, специально аккредитованные организации. В России это очень сложно», – поделился Олег Кучма.
Именно поэтому он сейчас активно ведёт переговоры со строительными компаниями из других стран. Первые отзывы от зарубежных компаний уже были, и они положительные, это внушает оптимизм. По словам предпринимателя, сейчас одна из самых главных проблем в его бизнесе – логистика, она стала очень дорогой. Цены на перевозки взлетели год назад и не приходят в норму. Но уже в скором времени Олег планирует искать инвестора для выхода на международный рынок.
Параллельно Кучма разрабатывает ещё один проект – Dune. В Приморье в основном пляжи каменистые, на немногих песчаных пляжах, где удобно заходить в море, в жаркие дни всегда очень большой ажиотаж. Бизнесмен предлагает решить и эту проблему: «У нас планируется проект, где будет построена такая «ванна», 100-200 метров огороженного участка воды, в которую со временем будет намывать песок, и там он и будет оставаться, получится песчаная дюна». Пока проект только на этапе разработки.
Несмотря на все сложности, Олег верит в свой бизнес и мечтает, что в будущем дома на воде в России приобретут популярность. И каждый сможет позволить себе дом и небольшой пирс для лодки, и будет жить где-то в живописной бухте, а по стоимости это будет сопоставимо с домом в пригороде.