История о сносе незаконных построек у самого забора «Роял Парка» во Владивостоке получила продолжение – а точнее, её поставили на паузу. Тяжёлая техника пока ушла с участка, на котором 27 лет прожил пенсионер, полковник КГБ в отставке Юрий Шаманаев. Правда, как сообщили в пресс-службе мэрии, это временно – муниципальное предприятие завершит начатое, будут демонтированы гараж, теплица, туалет, другие объекты. Пока же корреспонденту Новостей VL.ru удалось лично встретиться с хозяином расположенного здесь имущества, он рассказал, как нашёл эти полгектара земли, как застраивал и почему здесь скопились горы мусора.
Напомним, на неразграниченном участке площадью около 5000 кв. м в лакомой части города – на 13-й улице, 1 – администрация постановила снести 12 самовольно установленных объектов: навесы, нежилые и металлические строения, туалет, теплицу. Есть соответствующее распоряжение мэрии, и к его исполнению приступили в начале прошлой недели. Правда, спустя пару дней техника покинула территорию. Как ранее рассказывали Новости VL.ru, с 1996 года на этой земле живёт Юрий Степанович Шаманаев.
Место нашей встречи за неделю изменилось не слишком сильно. Техника предприятия «СГТ» успела демонтировать пару контейнеров, один вагончик, надворную «будку». Уцелели теплица, туалет, гараж, над которым всё также водружён флаг с гербом СССР, ряд других «объектов». Остались стоять на месте два дома – один жилой, один нет (после пожара), – постройки с признаками капитальности сносить и не собирались. Вокруг по-прежнему разбросан хлам разной степени полезности.
Юрий Шаманаев встретил нас на улице. О себе 73-летний мужчина говорит немного, не хочет хвастать – сам из детдома, на жизненном пути была и служба, была и предпринимательская деятельность на гражданке. Попросит лишь поправить неточность: он не подполковник, а полковник КГБ в отставке.
Однако на фото, которое пенсионер представил как доказательство, помимо погон, есть много других знаков отличия. Перечень своих наград Шаманаев перечислил по нашей просьбе: ордена Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медаль Героя Советского Союза, и этот список не полон. По поводу своих заслуг мужчина не распространяется – шутит, что сам не знает, за что дали Героя СССР. Отметим, что в открытом перечне получивших высшую степень отличия его Ф. И. О. не указаны, а ознакомиться с секретными приказами на этот счёт у редакции нет возможности.
По словам Юрия Степановича, на этой земле он поселился, когда покинул Артёмовскую трикотажную фабрику и общежитие предприятия (на нём он был заместителем генерального директора). Об участке рассказал знакомый.
«Он говорит: «Там, где я жил, помойка есть» – то есть здесь была помойка. Сюда приехали, посмотрели – я думаю: «А хорошее место!» Здесь овраг был, я его завалил, и рядом овраг был, и дальше… И, короче говоря, здесь я остался», – вспоминает Шаманаев.
Прояснил он и историю с участием в оформлении земли бывшего губернатора Евгения Наздратенко. Оно было, по словам пенсионера, весьма скромным и ни к чему не привело.
«Мы вместе были на похоронах подполковника ФСБ Фёдора Федоренко (также в этот день прощались с высокопоставленным сотрудником МВД). Мы с Федоренко похожи – раньше я плотный был, это сейчас худой. Я шёл впереди, а Наздратенко сзади. Остановились, и он говорит: «А вы что, брат его? Вы похожи». Я говорю, что не похожи – фигурами только. Он говорит: «Проблемы какие есть?» Я говорю: «С землёй у меня непорядок». Он: «Ну, приходите ко мне – поговорим». <…> То есть то, что вы написали: «Евгений Иванович мне предложил…» – это неправильно. Это я ему предложил», – поправляет корреспондента Юрий Степанович.
Он рассказал, что позже Наздратенко подписал заявление на оформление этой земли в собственность. Тогда говорили, что проблем с этим не возникнет. Но 27 лет спустя участок всё ещё ничейный (а значит, и постройки на нём незаконны).
«Я бы тоже хотел понять, почему так произошло. Я здесь прописан был даже, понимаете», – утверждает мужчина. Однако в кипе бумаг, которую он предоставил на встрече, документа о регистрации по месту жительства найти не удалось. Зато был здесь первый штраф за самовольное строительство – от 1997 года, на 41 рубль 80 копеек. Были ответы из краевой и городской администраций: например, о том, что участок находился в составе лесного фонда, или о том, что земля не разграничена, – по этим причинам нельзя было предоставить её для индивидуального жилищного строительства.
На сегодня в мэрии продолжают настаивать, что с Шаманаевым проводили личный приём: предлагали оказать содействие в оформлении земли и разъяснили порядок, предупреждали о сносе. Сам Юрий Степанович продолжает настаивать на том, что не получал помощи в этом вопросе. Некие посредники – «жучки», как он их называет – в прошлом предлагали оформить землю за взятки. А уже в этом году некто пришёл и предложил купить ему дом, если тот переедет – на это был дан отказ: «Я же здесь всё сам строил, один лес был на этом месте…» Напомним, по неподтверждённой версии соседей и самого пенсионера, на его землю претендуют застройщики ЖК «Пряники» или владельцы «Роял Парка» – другими словами, группа компаний «Эдельвейс» или Владимир Николаев.
Шаманаев предполагает, что сейчас техника ушла с «его земли», так как помогли бывшие высокопоставленные сослуживцы. Также местные жители помогли ему составить обращение в администрацию Президента РФ – это могло сыграть свою роль.
В свою очередь, в пресс-службе администрации Владивостока так прокомментировали приостановку работ: «Демонтаж незаконных объектов на 13-й улице будет продолжен в связи с действующим распоряжением администрации города – работы сейчас не ведутся в связи с демонтажом и на других участках. К демонтажу незаконных объектов на 13-й улице вернутся». По информации мэрии, обращения в иные органы власти не повлияли на этот процесс – оснований для прекращения действия распоряжения о демонтаже незаконных объектов нет, их установил гражданин «на самовольно захваченном земельном участке».
Как ранее писали Новости VL.ru, на участке (площадью в пять стандартных дачных) хватает различных «объектов». При более детальном рассмотрении – хозяин провёл небольшую экскурсию – здесь обнаруживаются бачки от унитаза, лезвия пил, подстаканники, коллекция пластинок, надгробные плиты (чтобы «обновить» захоронения родственников и друзей) и много-много-много всего. Шаманаев признаёт, что по большей части это хлам – доставляют его «хорошие знакомые», которые занимаются вывозом городского мусора и делают это уже давно.
Именно мусором вперемешку с землёй были засыпаны овраги, на месте которых сейчас стоят гараж и другие постройки. Одну из ложбин хозяин засыпать ещё не успел – с одной стороны оврага виден разнообразный хлам, а другая укреплена десятками автомобильных покрышек.
На очередной вопрос о скоплении здесь всевозможного хлама Юрий Степанович отвечает просто: «Вижу, вас это волнует. Меня это не волнует почему: меня это сейчас не трогает. Стёкла если понадобятся – возьму (указывает на лежащие рядом деревянные рамы)». Пригодные строительные материалы он использовал для возведения на земле собственных построек и планирует делать это в будущем.
При этом собирает пенсионер и работающую технику, для внуков и правнуков – раньше передавал им телевизоры и принтеры. У него восемь правнуков и двое внуков – говорит, что именно для семьи хочет сохранить за собой этот участок земли. Правда, при этом становится очевидно, что родственники с таким хозяйством не помогают. Да и сложно сейчас навести здесь порядок.
Как говорил сам Юрий Степанович, раньше на этом месте была помойка – стоит признать, что напоминает участок свалку и сейчас. Здоровье у хозяина уже не то, не удаётся осуществить все планы, а планов много – теплица, курятник и не только. Но главная задача сейчас – остановить снос существующих построек. Для этого Шаманаев написал обращения в прокуратуру, уполномоченному по правам человека и полпреду президента в ДФО, выступают на его стороне и соседи, которые не хотят в будущем увидеть на месте «частного сектора» очередную высотку.