Чуда не произошло. 9 августа как и было обещано, вступили в силу ограничения по вывозу автомобилей и ряда других товаров из Японии в Россию. Последние гибриды и электрокары, а также автомобили с объёмом двигателя больше 1,9 литра погрузили на суда накануне, сегодня такие грузы на борт уже не берут. Нет пока ясности с минивэнами и кей-карами, возможно, часть удастся вывезти. Между тем на таможне Владивостока зафиксирован новый рекорд по ввозу авто, а оформление уже идёт по новым правилам и ставкам утильсбора.
Официально о запрете стало известно 28 июля, хотя первые слухи появились ещё 18 июля. И хоть правительство Японии их вроде бы опровергало, привыкшие к негативным сценариям россияне в последние дни бросились ввозить машины с особенной энергией. Владивостокская таможня ещё недавно, по итогам июня, говорила о рекорде – 28 тысяч машин за месяц. Так вот, этот рекорд уже побит – в июле через Владивосток ввезли 30 тысяч машин. И ещё 8 тысяч за первые 8 дней августа, до вступления запрета в силу.
Ажиотаж объясняется не только санкциями: с 1 августа вступили в силу новые правила начисления утильсбора, которые ввело уже российское правительство. Выросли тарифы, по некоторым позициям – в несколько раз. Например, для машин с объёмом двигателя более трёх литров это теперь от 970 тысяч рублей и выше, вне зависимости, везёт машину юрлицо или физик. По машинам попроще ставки выросли только для коммерсантов. Если везёшь для себя, то по-прежнему платишь 3,4 тысячи рублей за новую и 5,2 тысячи за авто старше 3 лет. Но появилось условие, что в течение года её нельзя продавать, иначе придётся доплатить.
В первые дни августа на таможне Владивостока ещё продолжали оформлять машины, ввезённые в июле, то есть по старым правилам. Однако на сегодняшний день оформление автомобилей для личного пользования уже ведётся по новым ставкам утилизационного сбора.
Вчера, 8 августа, в Японии погрузили на суда последние санкционные машины. «Чуда не случилось, – говорит представитель одной из фирм по доставке авто, – но альтернативные пути прорабатываем». Напомним, изначально под санкции попали все гибриды и электрокары, все авто с моторами мощнее 1,9 литра, грузовые шины и ряд автотоваров, например, автомобильные замки и автокресла. Однако вдруг оказалось, что есть ряд легковых автомобилей с двигателями до 1,9 литра, у которых в экспортных сертификатах японцы пишут – коммерческое назначение, и они тоже теперь санкционные.
Речь идёт про небольшие универсалы и микроавтобусы, такие как Toyota Probox, Nissan AD, Mitsubishi Delica D3, Nissan NV200 и прочие, а также кей-вэны и кей-грузовики с двигателями до 660 куб. см. О том, что они тоже под запретом, стало известно только в первых числах августа. В частности, компания Akebono сделала рассылку, что вышеперечисленные категории авто тоже не будут приниматься к погрузке, и это вызвало некоторую панику – машины казались проходными, и их продолжали покупать в таком количестве, которое до 9 августа было не вывезти.
Но пока по пробоксам и кейкарчикам единого взгляда нет. В одних портах агенты говорят, что они санкционные, в других обещают смотреть на количество мест: если автомобиль полнопосадочный, 4-5 кресел, то грузить будут. Скорее всего, эту лазейку тоже прикроют, но она, возможно, позволит вывезти уже купленные авто.
В любом случае, сегодня адепты правого руля в России проснулись в новой реальности, в которой из Японии будут ввозить только малую часть авто, а уже ввезённые в страну подержанные иномарки снова сильно дорожают, количество объявлений о продаже сокращается. Пока не всё понятно с возможностью ввозить машины обходными путями. Есть вопросы и к таможне, где нужно будет доказывать, что купил санкционную машину сам, и к правительству Японии, которое точно сможет отслеживать нетипичные потоки в третьи страны, и к самим этим странам и их опасениям вторичных санкций. Но это уже новая страница.