Администрация Владивостока ищет подрядчика, который заменит в подземном переходе на Светланской старые сбитые панно с якорями и звёздами на новые, фарфоровые, с изображением юного красноармейца и различных символов Владивостока кисти Игоря Обухова.
До конца октября за 1,1 млн рублей подрядчик должен выполнить шесть панно – одно большое, 120 на 120 см, и пять маленьких общей площадью 1,2 кв. м. Все они будут располагаться в одном пешеходном переходе – у центральной площади, под памятником Борцам за власть Советов.
Большое панно изображает юношу в будёновке и шинели, стоящего у парапета набережной на фоне ночного неба. Обрамляет панно рамка, стилизованная под иллюминатор с надписью «Владивосток» в верхней части. «Красноармеец», похожий на Мальчиша-Кибальчиша из одноимённой повести Аркадия Гайдара, держит на руках тигрёнка. Для его размещения нужно будет демонтировать гранитную плитку, которой отделан пешеходный переход. То есть его расположат на стене, а не на месте каких-то существующих арт-объектов. Пока неизвестно, где конкретно появится новое панно.
С панно из пяти изображений сложнее. Ими, скорее всего, заменят разбитые барельефы на входе в переход с одной стороны. Сейчас там из четырёх глазурированных изображений якоря и серпов с молотом «в живых» осталось только одно. Вместо них будут другие «приключения Мальчиша-Кибальчиша».
На первом парень с флагом Приморского края сидит на игрушке-качалке, только это не привычная всем лошадка, а усатый тигр. На втором юноша в окружении ёлочек стоит на фоне памятника Борцам за власть Советов, за которыми, в свою очередь, установлена большая новогодняя ёлка. На третьем изображена поднимаемая кранами морская звезда с якорем и сердцем. Рядом со знаменосцем чайка, под ними – море, яхты и маяк. Четвёртое изображение – знаменосец сидит на рее одного из больших парусников в компании чаек. Видимо, судно идёт проливом Босфор Восточный, потому что фоном картинки является Русский мост. И, наконец, пятое панно – знаменосец с кошками рыбачит на Токаревской кошке.
Картинки – очаровательны, во всяком случае на эскизе, выполненные в акварельной технике. На стенах рисунки планируются к нанесению на центральные фарфоровые элементы методом многослойной надглазурной росписи, с закреплением каждого слоя обжигом. Подрядчик должен будет изготовить фарфоровые медальоны самостоятельно, подготовить место для их размещения, установить. Большой барельеф будет с подсветкой, маленькие – без.
К контракту прилагаются эскизы без указания автора, однако в июне на градостроительном совете обсуждалось восстановление барельефов. Свою идею предложил художник Игорь Обухов – создать картинки из повседневной жизни знаменосца с памятника Борцам за власть Советов, которому он дал имя Владик. Представители архитектурного совета оценили идею такого развития образа знаменосца как интересную, смелую и творческую.
Однако многие посчитали, что в переходе необходимо воссоздать барельефы близко к историческим – в том же стилевом и тематическом контексте. «Не стоит смешивать темы и жанры, – отметила архитектор Валерия Лаптева. – При этом жизнь «знаменосца Владика» вполне может быть представлена в другом городском проекте». Но, видимо, проект всё же решили реализовать именно здесь, хотя пока частями.
Напомним, подземные переходы во Владивостоке «одели» в гранит к саммиту АТЭС 2012 года. В ходе реконструкции на одной из стен обнаружили старое панно с изображением серпа и молота в «коммунистических» тонах. Его заделали. А вот барельефы с якорями и молотами после многочисленных обращений горожан оставили, заглубив их в стену, сделав отделанные алюкобондом ниши. Со временем то ли от неосторожного обращения горожан, то ли в ходе прошлогоднего бетонного благоустройства часть барельефов оказалась уничтожена.