Пассажиры поезда № 217 Благовещенск – Владивосток больше суток ехали в плацкарте без кондиционеров, хотя покупали билеты в вагоны с предусмотренным охлаждением воздуха. Температура днём поднималась до +33 °C – портились продукты, не выдерживал организм. Как рассказали пассажиры, начальнику состава пришлось вызывать две бригады скорой помощи на одной из промежуточных станций. В качестве компенсации людям предложили выплатить разницу в стоимости билетов (с кондиционером и без) – 100 рублей, а также 2000 бонусов. Одна из тех, кто поневоле оказался заперт в удушающе жарких вагонах, написала жалобу в ОАО «РЖД» и планирует судиться с компанией.
Историю поездки на поезде № 217 Благовещенск – Владивосток рассказала корреспонденту Новостей VL.ru Ольга Василега. Она с компанией друзей запланировала отдых на море и приобрела билеты в плацкарт за 3900 рублей со всеми удобствами в вагоне, класс 3Б – кондиционер и биотуалет. Из Благовещенска выехали 1 августа, сразу же выяснилось, что кондиционеры не работают. Но пассажиры надеялись, что на ближайшей длительной остановке, в Белогорске, их смогут отремонтировать. Однако кондиционеры так и не починили, всю поездку люди, в шести вагонах из восьми, ехали в ужасной жаре – термометр в вагоне № 5 даже вечером показывал +33 °C.
«С нами ехала женщина после радиолечения. Когда я начала задыхаться, а у другой пассажирки начала отниматься рука, женщина с онкологией была в полуобморочном состоянии. Мы попросили начальника поезда вызвать скорую (это произошло на станции Бурея. – Прим. Новостей VL.ru). Приехало две бригады скорой помощи и предложили госпитализацию, но я-то еду на отдых – какая госпитализация? У нас всё спланировано и закуплено – кто мне это возместит? Я написала отказ от госпитализации. Со мной был маленький ребёнок, меня бы там прокапали и отпустили, а как обратно возвращаться? Поэтому на свой страх и риск поехали дальше», – рассказала пассажирка вагона № 5 Ольга Василега.
Она добавила, что в поезде не было медиков и даже аптечки. Однако начальник состава пыталась облегчить пассажирам поездку своими силами – принесла в вагон свой личный вентилятор, постоянно интересовалась состоянием людей и пустила тех, кому было очень плохо, в более прохладное купе для проводников. Остальные места в поезде были полностью заняты, поэтому пассажиры приходили в два вагона с кондиционерами просто постоять и охладиться.
«Хоть вагон и старый, там есть только узкая форточка, которая никак нам не помогала, не было никакого дуновения. Раньше в старых вагонах наполовину окно открывалось, и нормально можно было ехать. Через эту форточку воздух поступал немного только ночью, а днём было пекло и солнце нагревало вагон», – отметила Ольга.
На кадрах, которые прислала пассажирка, видно, как люди охлаждаются мокрыми полотенцами, прикладывая их к лицу. Сама женщина настаивает, у неё никогда не было высокого давления, но в дороге начался гипертонический криз. Даже после поездки пришлось сбивать давление таблетками.
Отметим, прямой поезд Благовещенск – Владивосток № 217 и 218 запустили только 18 июля, он будет курсировать до 2 сентября. В августе из Благовещенска поезд будет ходить каждые два дня – по нечётным числам. При этом будущим пассажирам, которые приобрели билеты на конец августа, уже рассылают предупреждения – некоторым вагонам изменили класс обслуживания «по техническим причинам», ехать придётся без кондиционера.
Ольга считает, что в РЖД обманули: если бы предупредили заранее или сразу продавали билеты в вагон без кондиционера, она бы просто не поехала. Сейчас женщина переживает за дорогу домой, ведь билеты уже были куплены заранее – на этот поезд, и туда, и обратно.
«Когда мы спросили, вернут ли нам деньги за то, что мы не получили услугу, сказали, что нужно обратиться в кассу. Кассир в Уссурийске нам сказала писать заявление и разницу в 100 рублей они вернут, и подарят 2000 бонусов. Бонусы нам начали предлагать сразу проводники и начальник поезда, когда выяснилось, что кондиционеров нет. Если бы я знала, что кондиционеров нет, я бы не поехала – мне моя жизнь дороже», – рассказала Ольга.
Василега уже обратилась к своему адвокату, которая помогла составить жалобу в ОАО «РЖД» и транспортную прокуратуру, но также она планирует подавать иск в суд.
Причины инцидента редакция Новостей VL.ru пытается выяснить у представителей компании – для этого в РЖД был направлен официальный запрос.
Обновление 14:46: По поручению дальневосточного транспортного прокурора Приморской транспортной прокуратурой организована проверка в связи с нарушением прав пассажиров поезда № 217 сообщением Благовещенск – Владивосток, в котором не был соблюдён температурный режим. В ходе проверки будет дана оценка исполнения пассажирским вагонным депо Владивосток Дальневосточного филиала АО «ФПК» требований законодательства.
Обновление 4 августа: Федеральная пассажирская компания в ответ на запрос Новостей VL.ru сообщила, что вагон № 5 поезда № 217 сообщением Благовещенск – Владивосток был оснащён кондиционером и отправлялся из депо полностью в технически исправном состоянии, однако в пути следования кондиционер вышел из строя, устранить неисправность силами поездной бригады не удалось. Хотя, по словам пассажиров, о том, что кондиционер не работает, им стало понятно сразу после посадки.
«В настоящее время вагон осматривают специалисты депо, чтобы установить причину неисправности. Руководство филиала АО «ФПК» примет все необходимые меры для исключения повторения подобных случаев в будущем. Всем пассажирам этого вагона будут начислены по 2000 баллов программы лояльности «РЖД Бонус», – говорится в ответе. Произвели ли замену вагона поезда после случившегося, не уточняется. О состоянии кондиционеров в других вагонах, на которые жаловались пассажиры, в компании также не сообщили.
Обновлено 18 сентября: Приморская транспортная прокуратура провела проверку по заявлению одной из пассажирок поезда № 217 Благовещенск – Владивосток, где 1-2 августа больше суток люди жарились в плацкарте без кондиционеров. Установлено, что система вентиляции и кондиционирования воздуха в вагоне вышла из строя из-за низкой холодопроизводительности моноблочной установки в связи с неработоспособностью одного из компрессоров. Но несмотря на жалобы и плохое самочувствие пассажиров, надлежащих мер перевозчик не принял. В связи с выявленными нарушениями начальнику Дальневосточного филиала АО «ФПК» внесено представление, а в отношении юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ. Правда, статья предполагает всего от 20 до 30 тысяч рублей штрафа на юрлиц. Пассажирка подала исковое заявление в суд о защите прав потребителей.