С 9 августа в Японии вступает в силу запрет на экспорт в Россию автомобилей с двигателем объёмом свыше 1,9 литра, всех гибридов и электрокаров. Последние такие машины погрузят на суда 8 августа, и уже сейчас понятно, что не все, кто купил автомобили, успеют их вывезти. Огромный ажиотаж возник ещё до введения санкций, на фоне слухов, а многие компании по доставке и оформлению ожидаемо взвинтили цены почти на всё и работают сейчас в максимально ускоренном режиме. Но, несмотря на отсутствие каких-либо гарантий, запретные автомобили продолжают покупать. Эксперты рынка рассказали Новостям VL.ru, чем чреваты обещания быстрой доставки, как санкции ударят по распилам и запчастям, какие варианты будут у застрявших авто и почему не нужно торопиться ввозить их через третьи страны.
О ситуации на рынке двух стран мы поговорили с Леонидом Копыловым, «Сумотори Автопорт», и Виктором Хлопотовым, «ПрофиЦентр».
Что происходит в Японии
– В Японии, разумеется, ажиотаж, – говорит Леонид Копылов. – Было куплено много автомобилей, которые попадают под японские санкции, часть из них успевают вывезти, часть – не успеют. Конечно же, сейчас весь рынок Японии работает над тем, чтобы подсанкционные автомобили успеть вывезти на последних судах. Погрузка подсанкционного груза разрешена до 8 августа. Соответственно, 9 августа грузить такие автомобили на суда, идущие в Россию, уже нельзя. Сейчас все усиленно заказывают и ускоряют перевозку, оформляют документы для вывоза. Перевозчики подстраивают расписание, чтобы из разных портов вывезти.
В принципе по автомобилям, которые купили не в день введения санкций, а чуть заранее, у которых не было никаких проблем в виде далёкого расположения или наличия номеров, что утяжеляет снятие с учёта, мы почти все автомобили успешно вывозим. По тем, которые не получается вывезти, здесь клиенты на своё усмотрение принимают решение, что сделать. Можно сразу в Японии перевыставить автомобили на аукционы и продать их, либо оставить где-то на площадке и подождать, как всё разрешится.
Сейчас, конечно, ажиотаж, взвинтили цены и перевозчики внутри Японии, и сами компании, которые отправляют машины, начали завышать цены. К сожалению, есть и такие игроки, которые обещают за доплату быстрый вывоз. Но, как правило, это делается так: если успеем вывезти, то заработаем на 100-200 тысяч иен больше, а не успеем – вам просто деньги вернём. То есть человек рискует остаться и с автомобилем в Японии, и с деньгами на депозите, которые он потратит, скорее всего, чтобы эту машину перевыставить и продать себе в убыток. Такие хитрости есть. Мы доплаты не берём, но тоже перестраиваем процессы, чтобы быстрее всё отправить.
Можно ли ещё купить
– Компании внутри Японии, которые занимаются поставками автомобилей, продолжают работать. Машины же покупают не только в Россию, но и в Кению, на Кипр, в Новую Зеландию, США и так далее. Плюс мы можем продавать машины на внутренний рынок. Так что чисто теоретически клиент ещё может купить машину, некоторые продолжают это делать. Мы со своей стороны проверяем, что дилер понимает, что это санкционная машина.
Есть ли обходные пути
– Сейчас уже есть компании, которые предлагают альтернативные способы вывоза автомобиля в Россию. Думаю, такие варианты скоро предложат многие игроки. Российский рынок без японских автомобилей не останется. Но для этого надо дать немного времени.
Почему не нужно пороть горячку? Вспомним, что в России с 1 августа ввели повышенный утильсбор. Повышение очень значительное и касается автомобилей, которые везутся не под личные нужды, на перепродажу. Если везёшь для себя, повышение утильсбора не отражается. Но – на сегодняшний день в России ещё не растаможили ни одного автомобиля по новым правилам. Уже сейчас известно, таможня даёт комментарии, что для подтверждения, что это физлицо везёт авто для личных нужд, будут просить квитки – что грузополучатель оплатил автомобиль сам, купил его в Японии. В будущем японские банки платежи за санкционные автомобили не примут. Да и российские банки тоже, потому что боятся вторичных санкций. Соответственно, напрямую физик оплатить не сможет, нужно будет оплачивать каким-то иным образом. Как к этой оплате «иным образом» отнесутся российские таможенники, пока не понятно. Вот это вносит основную неопределённость.
Сейчас все серьёзные игроки, которые думают о своих клиентах, взяли паузу и прорабатывают решения. Решения точно будут, рынок без японских машин не останется. Среди тех, кто уже сейчас предлагает быстрый вывоз, есть, на мой взгляд, не очень порядочные компании, которые либо гонятся за оверпрайсом, либо не парятся о судьбе этих машин в России.
В пресс-службе Владивостокской таможни Новостям VL.ru подтвердили, что на сегодняшний день в таможне находятся на оформлении автомобили, прибывшие до изменений, утверждённых постановлением Правительства РФ от 07.07.2023 № 1118, и оформляются по ставкам, действующим до 1 августа.
– Да, у кого-то не получится вывезти купленные машины, – подтверждает Виктор Хлопотов. – В принципе всё можно вывезти контейнерами. Уже много кто предлагает такие услуги. Безусловно, будет дороже фрахт. Могут возникнуть сложности: не все японские компании экспортируют таким образом машины через третьи страны. Японцы тоже будут пристально наблюдать за этим и контролировать, кто конечный получатель контейнеров. Мы уже пробовали через Корею отправлять. Иногда бывало, что возвращали контейнеры обратно. Мы ещё в том году столкнулись, у нас многие грузовики попали под санкции и спецтехника. Часть осталась в Японии, мы их постепенно смогли вывезти. Будем искать пути, кто-то будет хитрить. Но такого наплыва машин, как предыдущие год-полтора, уже не будет, мне кажется. И японская экономика тоже пострадает.
Какие машины попали под запрет
– Автомобилей, которые имеют более 1,9 литра, у нас был небольшой процент, 5-7 от общего объёма, – продолжает Леонид Копылов. – Они и в принципе из-за высоких пошлин были не самый многочисленный класс, но туда попадает много дизельных автомобилей, популярные микроавтобусы Delica, дизельные Mazda, Prado, Land Cruiser. То есть ограничения по дорогим автомобилям ударили, но спрос был на них небольшой.
По гибридам: до 40% марок, которые мы возим, имеют гибридные версии. Но не все при этом берут именно гибриды, в России предпочитают при выборе модели обычный ДВС, особенно после того, как стали складывать лошадиные силы в ПТС при оформлении, и таким образом завышается транспортный налог, и экономия на бензине в итоге съедается им. Плюс при большом пробеге гибрид становится менее привлекательным из-за высокой вероятности поломок. Понятное дело, есть модели только гибридные. Это и наш главный такси-мобиль Prius, это Aqua. Они попадают полностью под ограничения без альтернатив.
Эксперты «Дрома» добавляют, что санкции выкосят ряд популярных крупных кроссоверов – Toyota Harrier, RAV4, Subaru Forester. Разве что в отношении последнего ждем, когда «проходной» станет версия с 1,8-литровым мотором, представленная осенью 2020 года.
Какие машины продолжат ввозить
– Останется и сохранит популярность большое количество кей-каров, – говорит Копылов. – Их много ввозится, нет альтернатив, они и с утильсбором не сильно пострадают. Различные микроавтобусы: Stepwgn, Noah, Freed и так далее. Тоже популярны в России, потому что такого класса автомобилей нет и не было.
В целом есть на рынке ощущение, что критическая масса авто попала под запрет и должен появиться альтернативный путь. А если он появится, а японская сторона не будет с ним активно бороться, есть вероятность, что некоторые автомобили, запрещённые ранее, снова появятся на российском рынке. Ведь ранее под санкциями были автомобили дороже 6 млн иен, и японская сторона строго за этим следила. Если теперь массово пойдут паромы через третьи страны, то и эти автомобили тоже, скорее всего, повезут. Возникнет обратный эффект.
Безусловно, фрахт станет дороже. Но аукционы на то и аукционы, что на эту же сумму могут подешеветь сами автомобили. Потому что из России приходят самые высокие ставки по проходным моделям от 3 до 5 лет. И снижение покупательской способности часто приводит к снижению ставки, машины дешевле продаются.
Хлопонин тоже считает, что выход находится в любой ситуации, и в этой тоже найдётся: «Всё будет ввозиться, но будет дороже стоить. Думаю, это не конец японского автопрома и правого руля. Потому что в Приморье, на Дальнем Востоке как ездилди так и будут ездить на этих машинах. Но будет дороже».
По его словам, теперь очень популярными станут Toyota Corolla Fielder, Toyota Corolla Axio и Nissan Note. Правда последний только до 2020 года, ибо более свежие лишены чисто бензиновых модификаций. Эксперты «Дрома» прогнозируют рост популярности немолодых уже минивэнов Toyota Isis и Wish. Вариантом станет Honda CR-V с той же «турбополторашкой». Останутся компактные «паркетники» — Subaru XV, Honda Vezel, Toyota C-HR. По легковушкам можно будет выбирать среди Honda Civic, Subaru Impreza и Levorg.
Удар по распилам
– Есть ещё один момент, о котором не говорят: все старые автомобили, которые ввозились на запчасти конструкторами и распилами, покидали Японию как целые машины и в запчасти превращались уже на судах. Сейчас это направление тоже почти полностью попало под запрет. Потому что процент авто с маленькими моторами среди них как раз был невысоким. Тоже будут проблемы с запчастями. Видимо, будут переходить на услугу «Разброр в контейнер», когда машины разбираются в Японии, грузятся в контейнеры только необходимые части, остальное здесь же утилизируется. Рынок наш очень живучий, он подстраивается под условия. Надеемся, что и это мы переживём, – говорит Копылов.
***
Аналитики портала «Дром» отмечают, что сразу после новостей о санкциях спрос на подержанные японские автомобили без пробега по России вырос – на 32,5% по сравнению с июнем. Пик роста пришёлся на 19 июля, как раз после новостей о возможном запрете, и составил +80%. Правда, спрос на японские «беспробежки» стал расти ещё в начале июля. В июне продажи на Дальнем Востоке и в Сибири составляли от 600 до 800 единиц в день, в июле объём увеличился до 1000. Вскоре после новостей об ограничении экспорта автомобилей из Японии продажи взлетели до 1200 в день. Вместе с этим средняя стоимость автомобиля выросла с 1,4–1,5 до 1,6 миллиона рублей.
«Всплеск интереса был не столь продолжительным. Возможно, по-настоящему интересные предложения быстро закончились, остались не самые ликвидные автомобили», – комментирует Сергей Лагурев, аналитик «Дрома».
Как и в случае с б/у автомобилями без пробега по РФ, рынок машин с пробегом отреагировал как на новости о грядущих японских санкциях, так и на новости о повышении утилизационного сбора. Средняя стоимость автомобиля выросла на 11% относительно июня, а продажи увеличились с 5500 до 5800–6000 единиц в день.