Приморское УФАС России возбудило дело о сговоре на торгах в дорожной отрасли на сумму 2,5 млрд рублей. Фигурантами дела стали министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края и АО «СПЕЦСУ». Именно эта компания в прошлом году выиграла все контракты по ремонту дорог в крае по БКД. Однако в материалах дела речь идёт о торгах в 2023 году, на которых, как следует из материалов прокуратуры, аффилированные сотрудники министерства помогли подрядчику победить.
В основу дела легли материалы прокуратуры Приморского края. Как следует из представленных документов, в 2023 году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Министерство заключило 8 госконтрактов с АО «СПЕЦСУ» на общую сумму 2,5 млрд руб. Все контракты заключены без снижения цены.
В целях обеспечения победы АО «СПЕЦСУ» Министерство намеренно укрупнило лот, объединив работы по ремонту на 3 участках дорог в 3 муниципальных образованиях Приморского края. Кроме того, в конкурсной документации не были установлены предельные значения к опыту участника закупки, что фактически предопределило победу АО «СПЕЦСУ».
Таким образом, установив дополнительные требования о наличии большого объёма ресурсов, необходимого для одновременного выполнения работ в различных муниципальных образованиях, Министерство фактически создало препятствия для иных организаций.
Кроме того, в материалах также содержится информация об аффилированности лиц.
Рассмотрев материалы, Приморское УФАС России возбудило в отношении АО «СПЕЦСУ» и министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края дело по признакам нарушения ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции».
В начале года правительство Приморского края сообщало о 80 км дорог и 15 мостах, которые будут ремонтировать в этом году по нацпроекту. Согласно этому списку, у АО «СПЕЦСУ» 9 контрактов на сумму 3 млрд рублей. Среди них, например, заключённый ещё в прошлом году контракт на ремонт части улицы Шевченко на подъезде к Шаморе и дорога за Емаром – это работы в рамках нацпроекта «БКАД», стоимостью 1,083 млрд рублей. Сюда же входит ремонт нескольких километров трассы Владивосток – Артём и подъезд к Раздольному. Судя по всему, именно об этом «укрупнённом лоте» говорится в релизе УФАС.
Более 730 млн рублей стоил контракт на ремонт моста через Шкотовку – это единственные из перечисленных торгов со снижением цены с 779,5 млн в конкурентной борьбе. Ещё 421,3 выделили на ремонт моста через Суходол. Ещё один, причём сравнительно недорогой, ремонт моста на трассе Артём – Находка – Порт Восточный оценивается в 92,2 млн рублей. Тут в финал прошли три участника, которые предложили абсолютно одинаковую цену, причём максимальную. В этом случае выигрывает тот, кто нажал на кнопку раньше остальных.
После них самым дорогим стал ремонт нескольких дорог, ведущих к населённым пунктам от дороги Галёнки – Новопокровка, который обходится в 331 млн рублей. Контракт на 152,2 млн рублей: ремонт дороги от федеральной трассы до Тавричанки (2,8 км), затем части дороги Соловей-Ключ – Ясное (ещё 1,63 км). Контракт на ремонт 5 км дорожного полотна и моста через реку Астраханка на трассе Михайловка – Турий Рог выигран за 140,13 млн рублей. Три моста на Хасанской трассе стоят 113 млн рублей. Ремонт дороги Сибирцево – Жариково – Комиссарово также выполняют по нацпроекту. Этот контракт стоит 80 млн рублей.
Всего же у АО «СПЕЦСУ» в этом году заключено 11 контрактов на общую сумму 2,44 млрд рублей. Кроме минтранса, заказчиками является управление дорог Владивостока, администрация Надеждинского района. Отметим, что все контракты этого года, а также большинство прошлогодних ещё имеют статус «исполнение». По четырём из них исполнение прекращено, договоры расторгнуты.
Обновление 21:02: «Система контролирующих органов устроена таким образом, что они обязаны проводить проверки по всем поступающим обращениям граждан (даже анонимных). Что, в принципе, и происходит сейчас – проводится проверка. У нашей компании накоплен очень большой положительный опыт реализации сложнейших проектов, который имеет вес, в том числе, и на федеральном уровне. Нам не нужно с кем-то сговариваться, плести какие-то интриги, мы и так всем доказали, что можем, и многие заказчики рады, когда мы участвуем в реализации их проектов. Но участвуем мы в этих проектах на общих основаниях в конкурентной борьбе, предусмотренной законом.
И хотелось бы отметить именно причину возникновения данного обращения. Сейчас некие силы, которые не могут составить нам конкуренцию по качеству и опыту, пытаются вести с нами грязную и преступную борьбу. Они поджигают наши заводы, пытаются поджечь нашу технику, пишут анонимные, откровенно лживые и надуманные доносы во все инстанции и продолжается это уже очень длительный период. Уже прошла куча проверок и они продолжаются. Мы знаем, что в контролирующих органах компетентные люди, они оценят все факты изложенные в этих анонимных доносах, дадут им правильную оценку и справедливость восторжествует. А людям, которые это все делают, мы хотим пожелать здоровья и благоразумия, помните, в нашей жизни все возвращается. А мы и дальше будем развиваться, строить дороги и мосты, на благо нашего края, наших жителей и гостей», – сообщили в АО «СПЕЦСУ».
Напомним, УФАС уже обнаруживало в Приморье картельный сговор между участниками торгов на дорожный ремонт и тоже как раз по нацпроекту. В 2019 году четыре компании договаривались между собой, кто возьмёт подряды. В результате сговора во всех пяти аукционах участники сделали по одному шагу, причём минимальному – 0,5%. Побеждал участник, снизивший цену раньше остальных. После снижения цены борьба за контракт прекращалась. В дальнейшем участники соглашения исполняли выигранные контракты, используя стройматериалы, технику и рабочую силу друг друга. Дело о картельном сговоре на 800 млн рублей обернулось уголовным в отношении трёх руководителей. С момента начала разбирательств компании перестали участвовать в торгах.