Летом 2012 года во Владивостоке завершилась стройка века – мост на Русский остров. Рекордсмен среди вантовых собратьев, самый большой триколор страны, «растянутый» над проливом Босфор Восточный, был построен за четыре года, а потратили на него почти миллиард долларов. Первые восторженные горожане проехали по нему ровно 11 лет назад, 1 августа, почти за две недели до открытия Золотого и низководного мостов. Причём, как вспоминают корреспонденты Новостей VL.ru, церемония открытия прошла настолько внезапно, что почти никто из топ-чиновников того времени не успел на неё приехать. Мост стал символом города, попал на купюру в 2000 и в несколько фильмов, замерзал во время ледяного шторма, но продолжал исправно служить городу и будет это делать минимум 100 лет, уверяют проектировщики.
О мосте, который серьёзно упростил бы путь к острову – перспективной для застройки территории, – мечтали ещё в первой половине прошлого столетия. В 1939 году инженеры даже разработали проект будущей переправы, но претворить его в жизнь не удалось. Такая же участь постигла и второй чертёж специалистов, появившийся в шестидесятые. Осуществить мечту получилось только во втором десятилетии нового века.
Строительство вантового Русского моста, соединяющего одноимённый остров с материком через пролив Босфор Восточный, началось в сентябре 2008 года. Этому предшествовали шесть месяцев работы над проектом – рекордно быстрый срок для такого грандиозного сооружения. Автором современного проекта стало омское научно-производственное объединение «Мостовик» совместно с институтом «Гипростроймост – Санкт-Петербург». Стоил проект 643 млн рублей. Также в проекте участвовали и другие отечественные и зарубежные компании.
С Русским мостом связано несколько мировых достижений. Его общая протяжённость превышает 3 километра, при этом длина руслового пролёта – то есть расстояние между двумя пилонами – составляет 1104 метра. По этому параметру на момент строительства он лидировал среди других своих вантовых «собратьев», как и по длине крайних вант – их протяжённость составляет 579,83 метра.
Ещё один рекорд – размеры деформационного шва между эстакадой и железобетонной балкой жёсткости моста через Босфор Восточный. Ширина конструкции – 2,7 метра, вес – около 100 тонн. Кроме того, приморский мост занимает второе место в мире по высоте пилонов, которая достигает 324 метров.
Историческим событием стала стыковка пролёта, которая произошла в ночь с 11 на 12 апреля 2012 года. Работы продолжались практически до утра, и всё это время с видовых площадок и сопок города за процессом наблюдали тысячи людей. Как позже объясняли специалисты, стыковку решили провести ночью, чтобы избежать влияния солнечной радиации: днём металл сильно нагревается и расширяется, а при такой высокоточной операции важен каждый миллиметр.
«Открывали» мост несколько раз. Одним из первых это сделал 2 июля Дмитрий Медведев, к тому времени уже несколько месяцев как не президент, а премьер-министр. Он выступил тогда посреди моста перед строителями и журналистами, а потом по сооружению проехала колонна тяжёлой техники. Как оказалось, это было «техническое открытие», транспорт, не имеющий отношения к стройке, пускать не стали.
А 28 июля мост открыли велосипедисты. Событие, кстати, в жизни города очень важное. Это уже потом по Владивостоку стали часто организовывать разные велопробеги и разные велофестивали. А в 2012 году всем казалось, что наш город для велосипедов не создан. Как вспоминали организаторы мероприятия, объявляя заезд по ещё не открытому мосту, они ожидали, что в нём примет участие человек 200. Но в указанный день к старту подтянулось примерно полторы тысячи велосипедистов, которые подоставали свои пыльные байки с балконов и гаражей. Совпало всё: хорошая погода, любопытство, прямой и ровный участок. И вот огромная толпа стартует на полуострове Назимова, проезжает на остров до кольца, разворачивается и по той же половине (на второй ещё возятся строители) возвращается на материк. Каждый побывал на острове буквально несколько минут, но все радуются и кричат: «Мы открыли мост».
Ещё раз уже открытый мост закрыли и «открыли» 3 августа, когда его приехал освящать митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин. Ему с погодой не повезло: всё было в тумане, поэтому церемония длилась недолго и зрителей у неё было мало. Священник помахал кадилом и уехал, движение снова пустили.
Но главное событие состоялось именно 1 августа. Получилось довольно забавно. Вообще изначально обещали открыть его как раз к 2 июля, к Дню города. В конце июня строители признались: работы ещё не закончены, надо вывезти технику, пока откроем технический проезд, а обычные люди смогут поехать на остров через месяц. То есть к августу. Но все настолько уже привыкли к переносам, что и к августу никакого открытия особо не ждали – до саммита же ещё больше месяца.
Однако произошло внезапное: накануне, 31 июля, вечером Минтранс РФ вспомнил про обещание открыть мост через месяц и назначил церемонию официально на утро 1 августа. Утром въезд украсили шариками и натянули ленту. Но это было настолько неожиданно, что к церемонии не успели приехать ни куратор саммитовских строек Игорь Шувалов, ни полпред Виктор Ишаев. Да что там, даже губернатора Владимира Миклушевского в этот день в крае не было. Самым статусным чиновником внезапно для всех оказался мэр Владивостока Игорь Пушкарёв. Он-то и разрезал ленту перед самым дорогим и важным сооружением в городе, а лицо его в этот момент просто сияло от внезапного везения.
В этот день лил дождь, но настроения он никому явно не испортил. Кроме Пушкарёва, на церемонии присутствовал директор ФГУ ДСД «Владивосток» Александр Афанасьев и глава филиала «СК Мост» Алексей Баранов. Для них сделали небольшой деревянный помост, с которого они обращались к собравшимся с поздравлениями, просили «не хулиганить, не вылезать на перила, не пачкать ограждения, беречь это детище инженерного искусства». А Пушкарёв тогда пригласил всех отдыхать на остров и пообещал, что пробки на Шамору больше не будет.
Церемония проходила как-то необычно – душевно, трогательно, по-семейному, что ли. Но главное, до самого последнего момента приехавшие горожане не могли поверить, что вот сейчас их пустят на мост и можно будет кататься по Русскому острову. Но пустили. Ленту разрезали, и машины поехали. На самом острове их встречало разворотное кольцо, которое спустя несколько лет и десятков аварий всё-таки убрали. А дальше можно было проехать по новой дороге на Канал или по старой грунтовке в сторону бухты Труда и дальше вдоль Новика. Университетский проспект оставался перекрытым до конца саммита АТЭС.
«Мост открыли», – пронеслось по городу. Но день был будничным, среда, так что настоящее нашествие произошло уже ночью. Хоть останавливаться на мосту и запрещено, тысячи горожан не подчинились требованию, в какой-то момент этого тёплого августовского вечера всё сооружение оказалось запарковано в два ряда. Проехать насквозь было затруднительно. На мост прибыли наряды ГИБДД, которые пытались разогнать автомобилистов через громкоговорители. Но к тому времени многие просто повыходили из машин, кто-то перелазил через ограждения технического тротуара, некоторые даже устроили пикник и распивали разные напитки, любуясь на ночную акваторию Босфора Восточного с ракурса, доселе доступного только строителям.
Кажется, ажиотаж продолжался дня три, может, пять – до воскресенья. И постепенно спал. А горожане как-то привыкли, что останавливаться на мосту нельзя, а пешеходных дорожек тут нет.
Мост осваивали постепенно. Спустя некоторое время на нём появились прожекторы, которые подсветили ванты, раскрашенные в цвета российского флага. С тех пор мост очень привлекательно выглядит ночью. В 2013 году на Русский остров окончательно перебрался Дальневосточный федеральный университет, по мосту начали курсировать городские автобусы, переправляющие пассажиров в студенческий городок. А летом некогда дикие пляжи, до которых раньше можно было добраться только на катере или лодке, стали доступны для сотен туристов: теперь в самые жаркие дни автомобилисты выстаивают в многочасовых пробках на въезде и выезде с острова.
В 2015 году Русским мостом заинтересовались любители спорта. Он стал одним из этапов длинных дистанций крупнейшего на Дальнем Востоке марафона – Galaxy Vladivostok Marathon. В 2021 году юбилейный пятый забег (в 2020-м его отменяли из-за пандемии) собрал более 3000 участников из 13 стран. Маршрут марафона и полумарафона (42,2 и 21 км соответственно) пролегал по двум вантовым мостам: Золотому и Русскому.
Интересно, что за прошедшие 11 лет дорожное полотно ни разу не ремонтировали капитально: не было необходимости. Но иногда приходилось перекрывать мост из-за штормовых ветров, правда, это было всего один или два раза. А вот ноябрь 2020 года надолго запомнился горожанам. Русский мост тогда стал чуть ли не главным «пострадавшим» от ледяного шторма. Толстый слой льда облепил ванты, массивные глыбы падали на проезжую часть и даже повредили один автомобиль – сооружение срочно пришлось закрывать, запускать паромы. Это из-за особенностей конструкции пилона в виде перевёрнутой буквы Y. Ванты находятся над проезжей частью, и лёд с них падает прямо на дорогу. У Золотого моста тоже было обледенение, но благодаря V-образным пилонам движение по нему не закрывали, зато пришлось перекрывать под ним, по Светланской.
В итоге проезд по Русскому мосту был закрыт 16 дней, альпинисты мужественно откалывали лёд, ползая по вантам. К сожалению, ледяной дождь всё-таки повредил оболочку вант, восстановительные работы выполняла московская компания «Бамтоннельстрой-мост» за 150,5 миллиона рублей, завершились они только в этом году, два месяца назад.
На строительство этого символа Владивостока потратили 32,2 млрд рублей, или миллиард долларов по тем временам. Строила его федеральная компания «УСК Мост», которую назначили генподрядчиком без тендера, указом президента. И компания, кажется, справилась – стройку века завершили в срок и без скандалов. Мост получился красивым, а остров медленно, но застраивается. В своё время главный проектировщик Валерий Медведев заявлял, что мост будет служить как минимум 100 лет. А значит, его история только начинается, и он ещё всех нас переживёт.