Большинство автобусных перевозчиков в Приморском крае работает по нерегулируемым тарифам, то есть самостоятельно устанавливают стоимость проезда, только уведомляя об этом органы местного самоуправления. Вместе с тем на территории региона до сих пор не было норм по привлечению к ответственности таких перевозчиков за многочисленные нарушения. Дума Артёма выступила с инициативой об изменении краевого закона, которая предполагает штрафные санкции для компаний и должностных лиц за нарушения правил перевозки пассажиров. Проект приняли в первом чтении.
Нерегулируемые тарифы установлены в большинстве муниципалитетов. Так называемые коммерческие перевозчики обслуживают районы, пригородные линии, возят пассажиров в крупных городах края – в Находке, например, или в Артёме. Они могут самостоятельно устанавливать стоимость проезда, а спрос с них куда меньше, чем с «зарегулированных» перевозчиков. В прошлом году жители Находки уже жаловались на состояние городских автобусов и высокую стоимость проезда. В топе претензий – несоблюдение расписания, невыход на маршруты, отклонение от маршрута, невозможность безналичной оплаты, санитарное состояние автотранспорта.
Однако до настоящего времени штрафовать их не могли – закон Приморского края об административных правонарушениях предполагал санкции только за нарушения при регулярных перевозках, безбилетный проезд, провоз неоплаченного багажа. Участники договора простого товарищества, который применяется при нерегулируемых перевозках, под штрафы не попадали.
Проект изменений закона об административных правонарушениях представил депутатам Приморского края глава Артёмовского городского округа Вячеслав Квон. Он предложил дополнить закон Приморского края «Об административных правонарушениях» статьёй 8.3, которая предусматривает административную ответственность для перевозчиков, осуществляющих деятельность по маршрутам с нерегулируемым тарифом.
За нарушения предлагается вводить административный штраф 10-25 тысяч рублей для должностных лиц, 50-80 тысяч – для юридических лиц по опыту других регионов, где такие нормы действуют. Поскольку дела об административных правонарушениях подлежат рассмотрению соответствующими комиссиями, формируемыми муниципалитетами, то города и сёла получат право контроля за перевозками.
Законопроект получил положительное заключение оценки регулирующего воздействия, его поддерживает Совет муниципальных образований. Комитет по региональной политике тоже не возражал. Депутаты единогласно приняли проект в первом чтении. Если его примут во втором и третьем чтениях на следующем заседании ЗСПК, которое пройдёт уже в сентябре, то в начале октября норма вступит в силу.