В летний сезон жители и гости Приморья часто сталкиваются с ядовитыми морскими обитателями. И если некоторые из них хорошо известны в самых широких кругах – например, медуза-крестовик, о других люди знают, но «в лицо» не узнают – например, рыба фугу. Так, на прошлой неделе рыбаки-любители рассказывали о том, как в районе Большого Камня наловили целое ведро желтопёрой рыбы-собаки (вид фугу) и чуть было не сварили из неё уху. А в период цветения некоторых водорослей отдыхающим стоит опасаться и обычно съедобных моллюсков. В этом материале Новости VL.ru хотят подробно рассказать о немногих ядовитых морских обитателях прибрежных районов Приморья.
Рыба фугу
Сообщение о необычном улове под Большим Камнем распространилось в соцсетях 19 июля. Хотя специалисты вовсе не считают его таким уж особенным. Фугу не заходят к нам косяками, это довольно «асоциальные» рыбы, однако они могут «пастись», например, вокруг скопления креветок.
«Пойманные туристами в Большом Камне рыбы фугу относятся к субтропическому виду Takifugu xanthopterus (желтопёрая рыба-собака), который обычно живёт в более тёплых водах Китая и Японии. На юге Приморья этот вид встречается вдоль побережья только в летнее время, когда морская вода хорошо прогревается», – поясняет Кирилл Винников, директор Института мирового океана ДВФУ.
Желтопёрая рыба-собака
«Желтопёрая рыба-собака довольно давно у нас встречается и довольно в больших количествах. Помню, лет 20 назад возле здания Института биологии моря наловили 17 штук, – вспоминает Анатолий Соколов, специалист отдела содержания гидробионтов Дальневосточных морей Приморского океанариума. – Признаки этого вида очень характерны – жёлтые плавники, это ведь желтопёрая фугу. И четыре крупных зуба впереди хорошо видны при открытой пасти. Всё семейство называется четырёхзубовые. Специализация [этих зубов] – дробление раковин моллюсков, ракообразных, очень явный признак».
Рыбы фугу, или рыбы-собаки, представлены 26 видами, некоторые из которых обитают в российских водах Тихого океана. Как уже сообщали учёные, у берегов Приморья можно встретить лишь восемь представителей этого токсичного рода морских обитателей: красноногая рыба-собака (Takifugu rubripes), белоточечная рыба-собака (Takifugu niphobles), желтопёрая рыба-собака (Takifugu xanthopterus), пятнистоспинный иглобрюх (Takifugu stictonotus), северная рыба-собака (Takifugu porphyreus), гладкая пятнистая рыба-собака (Takifugu pardalis), китайская рыба-собака (Takifugu chinensis), японский иглобрюх (Takifugu vermicularis). Опять же, обычно токсичные гости приплывают к нам летом и в это время встречаются даже на севере края.
Также можно отметить, что рыбы фугу имеют характерную торпедообразную форму тела. Отдельные виды способны вырастать до 80 см в длину, но обычно попадаются экземпляры от 35 до 50 см. Зачастую яркая окраска подсказывает хищникам (и людям), что не стоит «варить уху» из этой добычи, однако «нарядной» фугу бывает не всегда.
Китайская рыба-собака
Японский иглобрюх
При возникновении опасности рыба-собака может раздуваться в шар за счёт наполнения своего желудка морской водой, тем самым отпугивая хищников, но этот механизм используют редко – на фугу мало кто охотится, потому что в их организме (в коже, глазах, кишечнике, икре, молоках и печени) содержится чрезвычайно опасный яд тетродотоксин. Концентрация его в одной рыбе всегда в разы превосходит смертельную для человека. Достаточно 1 миллиграмма для летального отравления – считается, что тетродотоксин в 50 раз ядовитей цианистого калия. Яд поражает нервную систему, парализует работу мышц и вызывает удушение, единственная возможность спасти человека после его употребления – искусственно поддерживать жизнеспособность организма до тех пор, пока яд не прекратит своё действие.
Считается, что свой токсин эти морские обитатели получают из внешней среды – через пищу, от бактерий Pseudomonas. В Японии фугу выращивались в искусственной среде и оказались не ядовиты. Отметим, что всё это относится именно к употреблению фугу в пищу. Такими блюдами увлекаются японцы, однако для грамотного приготовления требуется тщательная подготовка и обширные знания. Трогать фугу руками не рекомендуется хотя бы потому, что рыба может укусить своими прочными зубами, однако яд от этого не проникнет в кровь. Правила безопасности в целом просты: не ешь и не отравлен будешь.
Как пояснил Анатолий Соколов, рыбы-собаки встречаются не только в море: опреснение почти все фугу переносят спокойно, могут достаточно высоко заходить в реку – недавно учёному привезли ядовитого морского гостя из Раздольной.
Медуза-крестовик
У берегов Приморья встречается несколько видов медуз: например, ропилема, волосистая цианея, ушастая аурелия, компасная медуза. Но опасность для человека представляет только один – это крестовик.
«Маленькая медуза-крестовичок (Gonionemus vertens) очень опасна. Заметить её в воде крайне сложно из-за небольшого размера. Характерной особенностью этой медузы является крестообразный рисунок на поверхности тела. По краям тела медузы есть 60-80 щупалец, или тентакул, внутри которых находятся стрекательные клетки с опасным ядом. Этот яд может вызвать очень острую боль, отёк горла, паралич мышц, анафилактический шок и последующие нейропсихические изменения. Интересно, что яд медузы-крестовичка опасен только в азиатской части Тихого океана. Ежегодно фиксируются случаи поражения этим ядом отдыхающих в России, Китае, Японии, включая летальные исходы. Удивительно, но этот же вид в водах Северной Америки абсолютно безопасен для человека», – рассказал Кирилл Винников, директор Института мирового океана ДВФУ.
Медуза-крестовик
Медуза-крестовик является эндемиком – нашим специфическим видом. Это маленькая медуза диаметром около 4 сантиметров, у которой внутри прозрачного тельца виден специфический рисунок в виде креста. Как в прошлом писали Новости VL.ru, крестовики водятся в хорошо прогретых местах, в основном на мелководье, там, где растёт морская трава: районы Де-Фриза, внутренней части Русского острова, бухты Воевода и других. В открытом море, где есть течение и нет травы, медузы встречаются реже, однако и такое бывает.
Встретить медузу-крестовика в водах Приморья можно с июля и до конца сентября. После её ужаливания плохое самочувствие может продлиться от 1 до 5 дней: медики выделяют болевую реакцию, кашлевую и смешанную. Домашние аптечки при этом не помогут, хотя чуть снять симптоматику могут антигистаминные и противокашлевые препараты. Специализированные блокаторы секреции медуз, которые гарантированно ослабят реакцию, есть только в больницах. Эти препараты давят механизмы центрального кашлевого рефлекса. В любом случае при сильной реакции нужно ехать в медучреждение – там токсикологи либо назначат лечение, либо госпитализируют.
Смертельных случаев от стрекания медуз в Приморье зарегистрировано не было. Летальный исход более вероятен при сопутствующих заболеваниях – например, сразу после инфаркта.
Отметим, что никаких медуз лучше не трогать, если вы не знаете, как отреагирует на них ваш организм. Аллергические реакции никто не отменял.
Токсичные водоросли
Бывают периоды, когда даже обычно съедобные морские организмы могут быть опасны. Например, в июле учёные Национального научного центра морской биологии им. А. В. Жирмунского ДВО РАН выявили изменения в составе токсичных видов водорослей Pseudo-nitzschia, цветущих у берегов Владивостока. Они привлекают к себе внимание исследователей из-за способности вызывать нейротоксическое отравление.
«В период цветения микроводорослей отравления могут вызывать самые обычные виды моллюсков – мидии, гребешки, устрицы. Pseudo-nitzschia вырабатывает домоевую кислоту – сильный токсин. Важно не ловить и не есть сырыми моллюсков в этот период. Отравления могут быть от лёгких до тяжёлых и даже смертельных, хотя последние у нас в крае давно не регистрировались. При большой концентрации Pseudo-nitzschia можно заработать от лёгкого головокружения до временной амнезии», – пояснил Алексей Чернышёв, главный научный сотрудник Национального научного центра морской биологии им. А. В. Жирмунского ДВО РАН.
Вредоносное цветение водорослей в прибрежной зоне – проблема и для выращивания морепродуктов. В каждый год ситуация складывается разная – водоросли могут цвести всего 2-3 недели и не вызвать серьёзных последствий, а могут уничтожать морских обитателей, как это было на Камчатке в 2020 году и не только.
Во время так называемых красных приливов вода в море окрашивается в красноватый, буроватый или зеленоватый цвета. У побережья Владивостока это явление не редкость, хотя вода в столь насыщенные цвета у нас не окрашивается. Подобные изменения всегда связаны с массовым развитием микроскопических одноклеточных водорослей, но важно подчеркнуть, что не все из них опасны – так, цветение Noctiluca окрашивает акваторию в ядовито-оранжевый цвет, однако вода в этот период не токсична.
Тем временем признаком опасности может быть совсем незаметное лёгкое помутнение – доверять в этом вопросе можно только мнению учёных. Насколько известно редакции, какого-то тревожного информационного канала, предупреждающего приморцев о начавшемся опасном цветении, не существует – однако новости и объявления о подобных событиях публикует Национальный научный центр морской биологии им. А. В. Жирмунского, а также их подхватывают местные СМИ.
Обновление 20:00: Как уточнили специалисты Приморского океанариума, зачастую концентрация потенциально токсичных водорослей бывает максимальна в июле-августе, когда вода максимально прогревается. Как раз в это время не рекомендуется употреблять в пищу устрицы, мидии, то есть те гидробионты, которые являются фильтраторами.
Предположительно, именно цветение водорослей в 1799 году вызвало смерть 115 охотников у западного берега Ситхи на Аляске, все они ели свежие мидии. В 1793 году так же отравились четыре члена команды в экспедиции Дж. Ванкувера у берегов Британской Колумбии, а в 1973-м в Петропавловске-Камчатском в результате употребления в пищу мидий отравились 12 человек. Учёные прогнозируют, что влияние вредоносного цветения водорослей на морские экосистемы и организмы возрастёт в соответствии с нынешним сценарием изменения климата.
Почётное упоминание
В конце стоит отметить не самого ядовитого, но одного из самых проблемных для отдыхающих на пляжах морских животных – чёрного морского ежа (Mesocentrotus nudus). Массовый и промысловый вид своим названием обязан почти чёрному или тёмно-фиолетовому цвету покровов. У него достаточно длинные, около 3 см, мощные иглы, которые зачастую оказываются в ступнях отдыхающих в Приморье людей. В наших водах этот морской ёж часто селится группами на глубине от 3 до 10 метров.
Даже неядовитые морские ежи опасны для человека, так как бактерии, находящиеся на кончиках игл, при попадании в кожу человека могут вызвать нагноение ран. После укола необходимо осторожно удалить из кожи обломки игл (они могут ломаться) и обработать поражённый участок антисептиком. Если место укола будет краснеть и опухать в течение нескольких дней, то стоит посетить медицинское учреждение. Но лучше заранее обезопасить свои ноги и ходить на каменистом побережье в пляжной обуви.
Чёрный морской ёж