Возможное присоединение значительной части Надеждинского района к Владивостоку не на шутку напугало жителей пока ещё сельских поселений. Для них это означает туманные и вечно уходящие в будущее возможности появления новых социальных объектов, но зато совершенно очевидные перспективы подорожания жизни – электричества, ОСАГО и квадратных метров.
Присоединение части Надеждинского района к Владивостоку – это скорее проблема для его жителей. Первое, что сразу приходит на ум, – резкий рост тарифов на электроэнергию. А большинство построенных за последние годы частных домов в Надеждинском районе, например, отапливаются исключительно электричеством. Для ветхих сельских сетей это, конечно, очень тяжело. Но когда они станут ветхими городскими сетями, лучше не станет. Только дороже – с 3,28 до 3,75 рубля за кВт/ч, это наверняка.
Стоимость недвижимости, конечно, вырастет – это же будет Владивосток, столица Приморского края и город Спутник. Село Вольно-Надеждинское по пафосу сразу сравняется с Барвихой или Рублёвкой. Пока застройщикам, любящим исключительно высотные дома, в Надеждинском районе не очень комфортно. Здесь много земель категории СХ, огородничества, проблемы с коммуникациями и далее по списку. На сегодня там только один крупный жилой комплекс в Зиме Южной от ГК DNS Development и ещё один в Вольно-Надеждинском («Надеждинское полесье»), где сейчас, кстати, строят дом в 21 этаж от 110 тысяч рублей за квадрат, который выглядит для всего села исключительно чужеродно. Но это, судя по всему, только пока – девелоперы быстро потянутся на ровный рельеф и малую плотность застройки. Как минимум один федеральный застройщик уже изъявляет желание присоединиться к проекту DNS City возле посёлка Новый.
Это не значит, что не будет битв между жителями сельской местности, которые живут в ней всю жизнь или специально уехали от «дофигаэтажек» и «точечнозастройска». Наоборот. Они есть уже и сейчас, просто пока их не замечают в масштабе владивостокских бед. Но есть карьер в Ключевом, есть построенные и выставленные на продажу из-за выросших жилых комплексов частные дома.
Одна из площадок Спутника будет располагаться на бывших пастбищных лугах и у устья реки Шмидтовка. Места довольно заболоченные, но уже со сложившейся экосистемой. Строительство резко её изменит, ведь болота предстоит осушить или засыпать. Кроме того, люди, знакомые с лоцией района, уже удивлялись проекту предполагаемого яхт-клуба как раз в кутовой части Амурского залива. Глубина там очень маленькая, в среднем не больше полутора метров. Самая глубокая часть находится ровно между оконечностью полуострова Де-Фриз и островком Речной – там пять метров. То есть для того, чтобы построить марину, потребуются дноуглубительные работы, очень длительные и дорогие, рискующие повлиять на Тавричанский лиман, который всё ещё остаётся ООПТ.
Лес в районе уже рубят так, что щепки летят. И примечательно, что как минимум две огромные площадки вдоль трассы (у развязки Новый – Де-Фриз – Седанка и у поворота на Соловей-Ключ) не имеют никаких обозначений, паспортов объекта или вообще какого-то указания на то, что здесь собираются делать. Участок возле поворота на Соловей-Ключ, который якобы вырубили под обустройство ярмарки, раньше находился в зоне лесов, а теперь – в зоне смешанной общественно-деловой застройки до 10 этажей. Рядом с этой ярмаркой неизвестного назначения уже больше 10 лет планируется строительство развязки клеверного типа.
Подорожает ОСАГО. Сейчас как у сельской местности коэффициент страховки равен 0,6, а во Владивостоке – 1. То есть полис подорожает на 40%, притом что он и без этого дорожает каждый год. При очень плохом транспортном сообщении с пока ещё отдельным городом Владивостоком жители района спасаются исключительно автомобилями. Электричка от Вольно-Надеждинского до ж/д вокзала во Владивостоке идёт больше часа. Автобусы могут ехать и час, и два, и больше, особенно зимой. Их не слишком много, поэтому на утренние рейсы набивается невозможная толпа. Такси до города в хорошие дни стоит в районе 1000 рублей, иногда больше. От «Зари» до центра Вольно-Надеждинского можно доехать рублей за 600. Всё, других вариантов нет. Возможно, транспортное сообщение Владивостока с Владивостоком как-то наладят, но пока этого не могут сделать даже в существующих границах города.
Исчезнут сельские надбавки пенсионерам, отработавшим в селе 30 лет. Исчезнут программы «Земский доктор» и «Земский учитель». Исчезнут льготная сельская ипотека и субсидирование на покупку или строительство жилья в сельской местности. В общем, все льготы, которые делают сельскую местность привлекательной для жизни, исчезнут.
Уже сейчас в Надеждинском районе беда с объектами образования – DNS строит собственную школу, застройщик «Надеждинского полесья» построил детский сад и передал его муниципалитету. И этого недостаточно, образовательные учреждения переполнены не хуже, чем в Снеговой Пади. Современную больницу или поликлинику никто не построил. В Вольно-Надеждинском, кстати, нет даже травмпункта. Ближайший – в Артёме. Как ведётся строительство социальных учреждений во Владивостоке – тоже не тайна.
Вместе с сёлами и людьми к Владивостоку присоединят бывшую ТОР «Надеждинская», ныне ТОР «Приморье» – это то, что приносит бюджету Надеждинского района сейчас ощутимые деньги. А будет приносить Владивостоку.
К слову, сейчас Надеждинский район – едва ли не единственный в Приморье, где есть прирост населения. Люди бегут из города, который всё же хочет их догнать. Идут на работу на новые промышленные площадки, которые создают как раз в ТОР. Открывают свой бизнес на растущих территориях. После присоединения эти «достижения» сможет записать на свой счёт уже Владивосток. Очень полезно для официальных отчётов и подсчёт KPI.
Жителей района, конечно же, ни о чём не спрашивают – как не спрашивали жителей посёлков Прохладное и Де-Фриз, когда прямо по домам рисовали границы города Спутника. Некие общественные обсуждения, конечно, будут. И по их итогам, конечно же, все радостно проголосуют за – мы знаем, как это бывает.
Примерные границы присоединения части Надеждинского района к Владивостоку:
* Этот материал – мнение корреспондента Новостей VL.ru, который является жителем Надеждинского района, сформированное на личном опыте и общедоступной информации.