Ремонт трассы Раздольное – Хасан в этом году, похоже, рискует частично повторить прошлогодние ошибки. По пути к популярным пляжам Андреевки в разгар сезона дорога снова оказалась раскопана на участке в несколько километров, раскисла под дождями и собирает пробки. Правда, нынешний подрядчик эту дорогу не бросил и даже обещает сделать всё, чтобы автомобилистам было комфортно. Но в этом году он такой не один – работы ведут на трёх участках. А про запрет губернатора на ремонт дорог в летний период, как убедился корреспондент Новостей VL.ru, видимо, все дорожники забыли.
Сейчас ремонт идёт на трёх участках трассы Раздольное – Хасан. 18 июля корреспондент Новостей VL.ru проверил их состояние и есть ли там техника.
Где проблемы
Первый участок сразу после Раздольного. Именно здесь в прошлом году подрядчик устроил дорогу страданий, а потом бросил её, попав в список недобросовестных. Продолжить ремонт вызвалось ООО «Магистраль», которое часть работ выполнило ещё осенью и сейчас продолжает ремонт. Участок состоит из трёх частей – первую уже закатали в асфальт, вторую как раз закатывали вчера, из-за чего вводили реверсивное движение. На третьей части, 32-33-й км, асфальт сняли – и пока на этом всё. Но в целом ехать более или менее комфортно. Таких участков, где сняли бы весь верхний слой до глины и бросили, нет.
Второй участок в районе Рязановки, здесь на участке с 114-го по 122-й км работает АО «СпецСу» в рамках нацпроекта «БКД». В начале пути успели положить немного асфальта, около 3 км, а дальше – грязь, ямы, в оба направления медленно едут большегрузы, из-за чего пробки. Техника дорожников на этом участке стоит и не работает.
Третий участок – уже после поворота на Андреевку, поэтому туда уже мало кто едет, кроме большегрузов и автобусов с туристами в Китай. Ликвидирует колейность в рамках текущего содержания «Примавтодор». Здесь почти закончили класть асфальт, пробок не видно. И уже возле самого Хасана, 204-й км, работы ведёт «ВСК-1», но сюда мало кто доедет.
Бонусный проблемный участок – на границе Надеждинского и Хасанского районов. Уже много лет подряд дорога здесь сильно проседает. Недавно снова делали ямочный ремонт, но хватило ненадолго. Сейчас здесь снова трамплины. Работы на участке никто не ведёт.
Дождь оказался сильней
Самый сложный участок у «СпецСу», именно на него обрушился основной поток критики. И не удивительно: 8,3 км ремонтируют перед поворотом на Андреевку, Витязь и мыс Гамова – очень популярный летний маршрут, на котором теперь грунт, грязь, пробки и периодически вводится реверсивное движение. А последние несколько дней водители, трясясь на ямах, не видели работающей техники. И эта ситуация очень сильно напомнила прошлое лето и ад на участке возле Оленевода. В ответ на критику дорожники поспешили «внести ясность» через пресс-службу правительства края и у себя в телеграм-канале. Руководитель «СпецСу» Иван Зайченко принёс извинения за неудобства и пояснил, что работу прервали из-за плохой погоды, но ситуация уже стабилизировалась.
Техническим заданием здесь заложено не только восстановление дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием, но и ремонт водоотвода и земляного полотна с полной заменой рабочего слоя. А это сложно и долго. То есть дорогу приходится полностью раскапывать и отсыпать заново, а потом дать основанию стабилизироваться под движением и устранить локальные слабые места, где возможны проявления дефектов. Чтобы на это время ездить было комфортно, решили делать выравнивающий слой из асфальтобетонной крошки и профилировать его грейдером. В принципе, всё получалось, говорит, Зайченко, но дожди оказались сильней.
«По плану была задача – уложить к 15 июля на всём участке нижний слой покрытия. К сожалению, дожди в июне и июле нам не позволили выполнить эту работу. Необходимо отметить, что ближайший асфальтобетонный завод находится на расстоянии 140 км, и если в прогнозе стоит дождь, то асфальт отправлять крайне рискованно, а после прохождения осадков необходимо время на просушку основания, а после просушки – снова идёт дождь.
По поводу ужасного проезда в ближайшие дни. Данная ситуация сложилась в связи с тем, что с пятницы три дня шли дожди. В дождь работы по профилировке выполнять нет никакого смысла, ждали завершения осадков. В связи с этим и большим трафиком движения под дождём разбило выравнивающий слой из асфальтогранулята. В понедельник в ночь приступили к профилировке, работы продолжаем и в данную минуту. Сейчас проезд на участке удовлетворительный, заторов с транспортным движением не наблюдается. Техника вся на месте, как просохнет щебеночное основание, продолжим укладку асфальтобетона. Прилагаем все усилия, чтобы максимально быстро уложить асфальтобетон, для этого всё есть, лишь бы погода нас не подводила», – говорится в официальном канале «СпецСу».
В настоящее время, как утверждают в компании, на участке выполнены все земляные работы, уложено 2 км асфальтобетонного покрытия и отсыпано 4 км щебеночного основания. Сегодня ночью обещали дополнительно провести работы по профилировке и продолжить подготовку под укладку асфальта. Дорожники отмечают, что основание из скального грунта выполнено качественно, просадок, пучин, на участке не наблюдается, проблема с проездом и, соответственно, жалобы наблюдаются после дождей из-за ямочности по покрытию из асфальтовой крошки. Но данный изъян устраняется на всём участке за половину рабочей смены путём профилировки.
Призрачный перерыв
Дорога из Раздольного в Хасанский район – единственная и безальтернативная не только для местных жителей, но и для перевозчиков, которые направляются в порты Славянки, Зарубино и Посьета, а также к погранпереходу на границе с Китаем. А из-за тёплого моря и песчаных пляжей летом здесь особенно большой поток автомобилей, причём со всего Дальнего Востока.
Ещё в прошлом году губернатор Олег Кожемяко заявил, что в Приморье пересмотрят подход и запретят в 2023 году ремонтировать дороги к морю с 15 июня по 15 сентября. И позже в официальных сообщениях краевые власти несколько раз напоминали про технологический перерыв на время активного туристического потока, в том числе и на хасанском направлении. Правда, сам период уменьшился до двух месяцев – с 15 июня по 15 сентября.
Весной глава агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский ещё раз подтвердил журналистам, что будет технологический перерыв: подготовительные работы в этом году начались на два месяца раньше, и если что-то будет раскопано, то участок должен быть завершён до 15 июня. Плюс-минус неделя, в зависимости от погоды. Чтобы, когда поехали туристы, их движение не совпало с активной фазой дорожных работ, говорил Крепский.
Но в итоге работы продолжились и после 15 июня, и после 15 июля. И это хорошо. Если бы дорогу бросили в нынешнем виде, то какой тогда смысл в технологическом перерыве? Однако официально об отмене этой инициативы нигде не сообщалось, поэтому не понятно, обязаны ли дорожники остановиться и грозит ли им что-либо в противном случае. Редакция обратилась с вопросами в министерство дорожного хозяйства края.
«В контракте с подрядчиками предусмотрены технологические перерывы на 2 месяца, но есть моменты, когда мы понимаем, что из-за дождей дорожники не успевают провести работы в указанные сроки. Поэтому они делают перерывы из-за погодных условий. Как только осадки прекращаются, то они возобновляют работы, − отметил первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства края Николай Зайцев. − Да, есть определенные неудобства, связанные с ремонтными работами, но мы должны привести дороги края в нормативное состояние. Штрафы за отсутствие технологических перерывов не предусмотрены, а вот за нарушения сроков по контракту − да. Замечу, что на данный момент работы ведутся на трёх участках дороги Раздольное − Хасан и работают три подрядчика, соответственно. «Магистраль» и «ВСК-1» уже укладывают асфальт. Уложен первый слой. «СпецСу» немного выбились из графика из-за дождей. Были затруднения с проездом, но на данный момент нарушения устранены, они готовятся укладывать асфальт с завтрашнего дня».