Новости Владивосток

Борцов за власть Советов «оденут» в бронзу, а постамент не тронут – как реставрируют крупнейший на Дальнем Востоке памятник (ФОТО)

Памятник Борцам за власть Советов на центральной площади Владивостока сейчас не рассмотреть: он в строительных лесах и укрыт зелёными шторами. Зелёный ему явно не идёт – слишком яркий. Но то, что цвет монумента после реставрации станет другим, – вопрос решённый. Реставрация началась в мае. Она плановая, стоимость работ – 4,4 млн рублей. Первоначальная дата завершения контракта – 28 октября, но две недели назад её скорректировали. Работу должны закончить 30 августа, в канун Восточного экономического форума.

Подготовка к реставрации – процесс долгий. Тем более если это памятник федерального значения. Такой статус присваивают далеко не всем, и здесь каждый шаг – под увеличительным стеклом. Главное правило – не навредить, сохранить то, что вкладывал в объект создатель. Монумент открыли в апреле 1961 года, тогда и площади ещё не существовало. Автор – москвич, заслуженный деятель искусств РСФСР Алексей Тенета. По сути это был его звёздный час. Памятник считается одним из лучших монументальных произведений советских скульпторов послевоенного периода.

Долго спорили, куда развернуть знаменосца – к городу или к морю. Говорят, последнее слово осталось за секретарём крайкома. В итоге знаменосец смотрит на воду, вслед убегающему врагу: поход закончен. Высота центральной фигуры – тридцать метров. На фасаде постамента высечено «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке. 1917–1922». Кроме знаменосца, есть ещё две многофигурные группы. Правая – матрос, солдат, рабочий-большевик – посвящена свержению самодержавия в 1917 году. Левая – солдат, пулемётчик, рабочий-партизан – освобождению Владивостока от японских интервентов в 1922 году. В тыльной части каждой из двух групп есть ещё фигура женщины. Таким образом, «борцов» всего восемь. Кстати, на левой группе хорошо виден автограф скульптора.

Памятник бронзовый, его отливали на Мытищинском заводе. Левую и правую скульптуры привезли уже полностью готовыми, а центральный монумент – по частям. Монтировали его уже здесь.

«Этот памятник – самый крупный на Дальнем Востоке, – рассказывает начальник отдела охраны историко-культурного наследия администрации Владивостока Светлана Москвитина. – И подбирались мы к этой реставрации долго. Первое техническое обследование проходило в 2014 году. Вот тогда и узнали, что в 2005 и в 2010 годах памятник отреставрировали неквалифицированно. Его просто покрыли битумно-каучуковой краской. Чёрной. Другого способа тогда не существовало. Не было красок, которые бы позволяли привести объект в благородное, соответствующее истории состояние. Проектно-сметную документацию мы подготовили в прошлом году. Провели историко-культурную экспертизу, чтобы этим летом памятник оделся в леса. И ещё один момент. В бюджете города средств на реставрацию не хватило. Обратились за субсидией в краевое правительство, нам пошли навстречу».

Что касается экспертов – это вовсе не обязательно приморцы – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Хабаровск. Они контролируют техническое обследование. Всё ли правильно? Можно ли так делать? Вот компания предлагает – здесь плитку меняем на такую-то, окрашиваем так-то. Эксперты говорят, нет, нужно сохранять первичный образ памятника. Инспекция по охране памятников всё согласовывает. И дальше работа идёт уже в рамках предмета охраны.

Реставрировать памятники можно не чаще чем раз в пять лет. И только летом, вернее, с апреля по октябрь, когда ночью и днём температуры плюс десять. Это требование федерального закона. Контракт заключается всегда с апреля по октябрь. Если работы складываются динамично, их окончание сдвигают. Так будет и на этот раз. Закончат к Восточному экономическому форуму, 30 августа.

Битумно-каучуковую краску пришлось убирать полностью, а это порядка пяти слоёв. Прежде это можно было снять только пескоструйным методом, зёрнышками песка под большим давлением. Но, кроме того, что они сбивают краску, они делают ещё и углубления. С 2016 года такой метод при работе с объектами культурного наследия запрещён. Огневой метод тоже не полностью снимал краску. В итоге работали химическим составом, который сами же и нашли. Считалось, что в стране такой химии нет, только на Западе. Президент компании-подрядчика «Дальстройбизнес II» Александр Субботин рассказывает, что помог случай:

«Когда нам нужно было отмыть один из прошлых объектов Владивостока, старое здание, состав нашли только во Франции. Вывозили его оттуда несколько раз через Санкт-Петербург, очень дорого. Я попросил знакомого химика помочь, привезти баночку. Через три часа звонит и говорит, что нашёл такую технологию. Оказалось, это старая российская разработка по отмывке окон в паровозных депо и паровозах. Представляете, слой сажи, жира, да ещё и уголь. Теперь мы пользуемся российским изобретением, по сути, заново открытым. Вообще, реставрация того или иного объекта – как непрочитанная книга. Везде по-разному складывается. И открытий много. Это касается не только состояния памятника. Но и материалов, которые мы ищем по всему миру».

Химический раствор полностью справился со всеми старыми слоями. Работа эта достаточно трудоёмкая. Когда сняли краску, увидели много трещин. В них попадает вода, и памятник разрушается изнутри. Хотя, говорит подрядчик, больших трещин всё-таки нет, не критично. Есть так называемые волосяные, их и будут устранять.

Всю «химию», как и последствия очистки, несколько раз смывают водой. Если что-то осталось от старой краски – чистят ещё. Потом – обезжиривание, тоже многоразовое. Чтобы и следа химического препарата не было. А дальше – нанесение основы, и на неё – специальной патинирующей краски.

Подбор красок – тоже отдельное, многосоставное действо. Александр Субботин рассказывает, было изначально три цвета основы – коричневый, светло-коричневый, чёрный. Выкрасы, обсуждения, споры. Остановились на чёрном. На нём будет выигрышно смотреться патина. Её тоже подбирали, и опять выкрасы.

«Вот благородная зелень здесь не нужна совершенно, – говорит Светлана Москвитина. – Зелёной патину делает природа. И искусственно зеленить было бы плохо. На некоторых участках здесь «родная» зелень всё-таки выступает. Но битумно-каучуковая краска произвела деструкцию патины, её не сохранить. Нужно полностью снимать до бронзы. Что мы сейчас и делаем».

Решали, что выбрать, старое золото или бронзу? В золоте много желтизны. Патина выглядит дорогой, имперской и немного пафосной. Но это ведь не «Самсон» в Петергофе. «Золотой» красноармеец выглядел бы странновато и отдавал китчем. А памятник-то романтичный. Ну а бронза нарядна, но сдержанна. На этом и остановились. Решение коллегиальное, а не просто предложение подрядчика. Собралась целая комиссия. На левой скульптурной группе сейчас прокрашен и покрыт бронзовой патиной пробный участок. Можно подойти, посмотреть, какими будут борцы за власть Советов. С левой группы как раз и начнут. Покрывать скульптуры патиной будут, конечно, не маляры – профессиональные художники.

Подрядчик, компания «Дальстройбизнес II», с серьёзным опытом реставрации объектов культурного наследия. Арка цесаревича, Марфо-Мариинская обитель, монумент «Штурмовые ночи Спасска» в Спасске-Дальнем, театр кукол, сейчас – реставрация Театра молодёжи. Светлана Москвитина говорит, здесь есть доверие, выстраиваются хорошие рабочие, творческие отношения. Она надеется, что результат понравится всем. По сути это семейная фирма. Здесь работают отец, дочь, а скоро, видно, и внучка, она только окончила строительный институт. И главный инженер здесь – тоже Субботин.

Подрядчик даёт определённые гарантии. Если в течение пяти следующих лет что-то происходит с памятником, ему придётся всё возмещать и проводить работы бесплатно.

Но сами монументы – ещё не всё. Есть мостовая и постамент. А вот они останутся в прежнем виде, менять их не будут. Только помоют и почистят. Хотя эта часть ансамбля в неудовлетворительном состоянии, и это все признают. Но специалисты говорят, что реставрировать такой объект полностью – очень затратно и по времени, и по деньгам. Хотя обследовалось всё без исключения. Но таких средств не было, поэтому разделили – на скульптуры, постамент, стилобат. Тем более с камнем, опять же по словам специалистов, сейчас проблемы. В прошлом году реставрировали небольшую могилу Владимира Арсеньева, это тоже памятник федерального значения. Из Кореи груз шёл два месяца. Гранитную плитку памятника Борцам за власть Советов меняли в 2015 году, но на скульптуры тогда денег не было.

В этом году во Владивостоке ещё одна реставрация – памятника Невельскому. Там – тоже субсидия краевого бюджета.


Обсудить в Telegram
Сейчас памятник закрыт строительными лесами и шторами — newsvl.ru Это место всегда было туристическим. Люди фотографировали самый крупный монумент Дальнего Востока — newsvl.ru Но сейчас туристов здесь не видно, снимать нечего. Хотя - это ведь тоже исторический момент. Таким памятник уже не будет    — newsvl.ru Знаменосец. Знамя разглядеть ещё можно, а вот горн в другой руке – нет  — newsvl.ru Это – правая монументальная группа — newsvl.ru  Цвет фигур был чёрным  — newsvl.ru Но скоро он изменится – памятник покроют бронзовой патиной  — newsvl.ru Сфотографировать отреставрированный монумент можно будет только после 30 августа — newsvl.ru Погода жаркая. Реставраторы – весь день под палящим солнцем — newsvl.ru После чистки памятник отмывают по несколько раз и опять смотрят – всё ли сняли  — newsvl.ru Пробный выкрас. Так на финише будет выглядеть монумент  — newsvl.ru Слева - чёрная основа, справа – патина  — newsvl.ru Перед подъёмом  — newsvl.ru Светлана Москвитина  — newsvl.ru Высота центрального памятника – 30 метров — newsvl.ru Так что до места работы нужно ещё вскарабкаться — newsvl.ru Здесь убрали несколько слоёв битумно-каучуковой краски   — newsvl.ru Вид сверху  — newsvl.ru Здесь природная патина, но сохранить её невозможно  — newsvl.ru Как раз у основания левой группы и сделали пробные выкрасы. Её и начнут красить первой  — newsvl.ru Поверженный двуглавый орёл  — newsvl.ru Рабочее утро  — newsvl.ru Александр Субботин с дочерью Ольгой  — newsvl.ru
Сейчас памятник закрыт строительными лесами и шторами — newsvl.ru Это место всегда было туристическим. Люди фотографировали самый крупный монумент Дальнего Востока — newsvl.ru Но сейчас туристов здесь не видно, снимать нечего. Хотя - это ведь тоже исторический момент. Таким памятник уже не будет    — newsvl.ru Знаменосец. Знамя разглядеть ещё можно, а вот горн в другой руке – нет  — newsvl.ru Это – правая монументальная группа — newsvl.ru  Цвет фигур был чёрным  — newsvl.ru Но скоро он изменится – памятник покроют бронзовой патиной  — newsvl.ru Сфотографировать отреставрированный монумент можно будет только после 30 августа — newsvl.ru Погода жаркая. Реставраторы – весь день под палящим солнцем — newsvl.ru После чистки памятник отмывают по несколько раз и опять смотрят – всё ли сняли  — newsvl.ru Пробный выкрас. Так на финише будет выглядеть монумент  — newsvl.ru Слева - чёрная основа, справа – патина  — newsvl.ru Перед подъёмом  — newsvl.ru Светлана Москвитина  — newsvl.ru Высота центрального памятника – 30 метров — newsvl.ru Так что до места работы нужно ещё вскарабкаться — newsvl.ru Здесь убрали несколько слоёв битумно-каучуковой краски   — newsvl.ru Вид сверху  — newsvl.ru Здесь природная патина, но сохранить её невозможно  — newsvl.ru Как раз у основания левой группы и сделали пробные выкрасы. Её и начнут красить первой  — newsvl.ru Поверженный двуглавый орёл  — newsvl.ru Рабочее утро  — newsvl.ru Александр Субботин с дочерью Ольгой  — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Полная версия сайта