Вечером в среду, 28 июня, глава DNS Дмитрий Алексеев и руководитель архитектурно-строительной компании Concrete Jungle Феликс Машков провели встречу с теми, кто помог состояться проекту Нагорного парка – с бизнесменами, общественниками, представителями СМИ. Все вместе они обсудили перспективы и сложности в реализации анонсированной на прошлой неделе третьей очереди строительства. Попутно выяснилось, что руководство DNS потратило на первую и вторую очередь парка 355 млн рублей, а в планах на третью – ещё 170 млн, то есть более полумиллиарда в сумме. Также стало известно, что вплотную к парку, на Тунгусской, один из застройщиков решил построить многоквартирный дом.
Батуты, пони и сахарная вата не планируются
Первым слово взял Дмитрий Алексеев. Он ещё раз поблагодарил всех, кто помогал 6 лет назад Нагорному парку из проекта стать реальностью. Также он подчеркнул, что он хоть и лицо всего этого начинания, но деньгами на строительство и содержание помогает не только он, но и другие руководители сети DNS.
«6 лет назад на конкурсе приз зрительских симпатий выиграло представление о том, что здесь должен быть лес и в нём должны быть только тропинки. Сейчас я уже понимаю, почему это происходит. Городская среда у нас не всегда комфортная. Поэтому представляется, что нужен кусочек леса в центре города, куда надо сбежать. Оттуда же история про то, что у нас очень любят сажать деревья. Это какой-то культ дерева. Надо много их посадить, а если кто-то покусился на дерево – его тут же надо распять. Я со временем понял, что это место должно быть не про это. Что это должно быть место, не где нужно спрятаться от людей, а где тебе комфортно среди них. Мне кажется, у нас что-то в этой области получается. Я сам люблю сюда приходить, мне люди не мешают. И я им, надеюсь, тоже», – поделился Дмитрий Алексеев.
Также он заметил, что команда парка в итоге как-то сама собой взяла на себя некоторую мессианскую ношу – переосмыслить привычное общественное пространство и привнести в него что-то качественно новое.
«Провинциальный городской парк, как правило, наполнен батутами, пони и сахарной ватой, – перечисляет Дмитрий Алексеев. – Я ещё не очень понимаю, как это обосновать, но наша задача – обойтись без этого. Кажется, что это не столько про общественное пространство, сколько про несколько способов сравнительно честного отъёма денег у посетителей. Ничего сильно плохого в этом нет, но мы бы хотели обойтись без этого. Мы чувствуем, что кофейня — это хорошо, а аппарат с пивом – не очень. Хотя, наверное, тоже бы пользовался спросом».
Реконструкция Тюменской и третья очередь
Далее слово взял Феликс Машков. Он отметил, что изначально при проектировании лесную часть парка рассматривали как локальный сквер для местных жителей, а первой очередью должны были сразу ставить видовые. В итоге сначала была хорошо проработана территория вблизи Шилкинской, это позволило сразу вовлечь в диалог местных жителей.
«Когда мы начинали, даже представить не могли потенциал Нагорного парка как крупного транспортного узла. А теперь он всё больше им становится, – отмечает Феликс Машков. – С третьей очередью появятся выходы в Экипажную слободку на Махалина и на Тунгусскую и Светланскую через Гайдамакский сквер. Основная концепция – спуск в старый город. Но и это не всё. После благоустройства кёрлинг-центра будет продолжена реконструкция улицы Тюменской. Мы сейчас выходим из экспертизы, под реализацию деньги заложены в городском бюджете. Основная причина, почему это вообще происходит, – успех Нагорного парка. Потому что даже если у нас есть неплохая архитектура кёрлинг-центра, сложно обосновать, зачем вам делать проезд с широким тротуаром в три раза дороже, если можно в три раза дешевле. А теперь есть понимание, зачем. Потому что территория пользуется спросом, а в будущем Тюменская свяжет Нагорный парк с Минным городком».
В рамках третьей очереди ядром новой территории Нагорного парка на южном склоне сопки Тюменской будет бетонный навес. Кровля будет эксплуатируемая, как видовая площадка, а под навесом будет площадка с трибунами. Отдельно сделают навес для мероприятий.
«Также новые элементы – крутой склон без дорожек, но с местами, где посидеть, люди сами тропы образуют, – делится планами Феликс Машков. – Ниже пройдёт обустройство Братской. Она свяжет первую и третью очереди по горизонтали, далее вниз выход с одной стороны в Экипажную слободку, с другой – Тунгусская, и можно дойти до Светланской. Мы долго думали, как спускаться с парка с этой стороны? Нет парковки, дороги, нет сообщества и социального контроля, по виду – довольно агрессивная среда, ответственно ли отправлять туда посетителей? Решение – сделать улицу Братскую настоящей улицей – с дорогой и односторонним движением транспорта, с локальными резидентами вдоль улицы. Пока что мы решаем, как урегулировать вопрос движения в этой части парка. Без дороги не обойтись – как минимум на части участка нужны подъездные пути, этот вопрос мы сейчас прорабатываем».
На Братской планируется построить центр образования и ремесла – что-то среднее между местом для бизнеса и общественным центром, окончательная концепция ещё не утверждена. Попутно выяснилось, что Братская, помимо частных домов около выезда на Тунгусскую, не будет такой уж безлюдной – на участке 25:28:010022:2012 площадью 1456 кв. м, соседствующем с третьей очередью парка, застройщик хочет построить жилой дом. Феликс Машков уточнил, что по регламентам он не должен быть выше четырёх этажей из-за охранной зоны Экипажной слободки. И что строители Нагорного парка держат связь с этим бизнесменом для координации действий при строительстве.
От 10 до 13 млн в год на содержание
Команда Нагорного парка раскрыла и некоторую «внутреннюю кухню» с цифрами. Так, выяснилось, что на первую очередь было потрачено 125 млн рублей, на вторую – 230 млн рублей, а на третью – пока планируется 170 млн рублей. В концепции целевой аудитории они стараются не рассуждать. Конечно, есть ядро из местных жителей, но сейчас стало много гостей из разных частей города и даже из других городов Приморья. С ростом популярности парка стали приезжать люди из других регионов – Хабаровского края и Амурской области. Везут сюда и летние смены детей с экскурсиями.
«За 2021 год мы статистику не собирали, но в 2022-м расходы на парк составили 9,65 млн рублей, – рассказывает менеджер Нагорного парка Галина Цесарская. – Самая значительная статья расходов, 58% – уборка и озеленение. Связано это с тем, что у наших сотрудников длинный рабочий день. Они работают (посменно, конечно) 13 часов зимой и 16 летом. 1 охранник у нас забирает 15% бюджета, зарплата администрации – 13%. А доходы от трёх наших резидентов («Чи-фань», Kafema и Pizza Ragazzi) составили 4,17 млн рублей. В итоге окупаемость расходов в 2022-м составила 43%».
Как уточняет Галина Цесарская, в 2023-м прогнозируются расходы на содержание 13,12 млн рублей, а доходы – 10,48 млн рублей, планируемая окупаемость – 80%.
«Расходы стали больше из-за второй очереди, – объясняет менеджер Нагорного парка. – Это ещё большая площадь уборки и озеленения, появились затраты на коммуналку на содержание здания в видовой части. Но и доходы у нас вырастут. Мы пересмотрели условия работы с резидентами. Изначально это было 10% от выручки, сейчас – дифференцированные ставки в зависимости от сезона, и они выше. Спасибо нашим арендаторам, что они не разбежались и помогают поддерживать парк. Мы, кстати, рассматриваем возможность увеличить число резидентов, но пока не позволяет электрическая мощность. Потому что количество посетителей позволяет, а ниши заняты не все. Правда, у нас для арендаторов нет сейчас точной цифры посетителей. Посчитать сложно, единого входа нет и не планируется. По чекам у резидентов в будний день – 600 человек было в прошлом году. Сейчас, возможно, больше».
В ходе обсуждений финансовой модели Нагорного парка Дмитрий Алексеев несколько раз подчеркнул, что у него нет цели превратить это в коммерческий проект. «Мы, конечно, попытаемся сделать так, чтобы концы с концами сводились. Но если это не будет самоокупаемо – найдём средства», – заключил бизнесмен.
Напомним, первую часть парка – лесную – открыли летом 2021 года, и это место быстро стало одним из самых популярных городских общественных пространств. Вторая – видовая – часть парка стала доступна чуть больше года спустя, отсюда открывается потрясающий вид на город. Третью часть хотят частично запустить уже в этом году.
Максим Барыленко (текст), Дмитрий Ефремов (фото)