Сегодня, 26 июня, исполняется ровно полгода, как во Владивостоке полноценно заработала платная парковка вдоль дорог от компании «Цифровое Приморье». А на днях в мэрии сообщили, что планируют ещё два пустыря в центре города превратить в платные парковки закрытого типа, как уже действующие на Уткинской и Светланской. Вот только подчёркивается, что на этот раз мэрия будет их эксплуатировать сама, что, видимо, означает, что даже городские чиновники не слишком довольны опытом «Цифрового Приморья». Почему так случилось, какую пользу приносит платное парковочное пространство и какие проблемы не исправлены за полгода, попробовали разобраться Новости VL.ru.
Для начала стоит признать, что платные парковки вряд ли как-то повлияли на ситуацию с пробками в центре Владивостока. Особенно сейчас, когда всё стоит из-за реконструкции Семёновской, рассуждать об этом бессмысленно. А если какие-то замеры и покажут ускорение трафика, то вряд ли кто-то сможет доказать, чья именно это заслуга – автобусные полосы и «умные светофоры» тоже захотят записать на свой счёт. Но зато появились свободные места возле социальных учреждений, где теперь пусть и платно, но всё-таки можно припарковать авто, чтобы сходить к врачу, в банк или по иным делам. Это тоже нужно признать, хотя пару неприятных моментов нужно будет озвучить ниже.
Второй момент – деньги. За полгода статистики ещё нет, но, по данным «Цифрового Приморья», с января по май 2023 года общее количество парковочных сессий составило 242 815. Учитывая, что средняя стоимость часа парковки составляет 50-75 рублей, а средняя продолжительность сессии – 3 часа, выходит, что за пять месяцев на автомобилистах удалось заработать чуть больше 45 млн рублей. По всем известной формуле 85 на 15, при которой в мэрию уходит лишь каждый седьмой заплаченный рубль, а остальное остаётся ООО «Цифровое Приморье», бюджет города заработал примерно 6,8 миллиона. Да, тут не учитывается июнь, плюс что-то принёс ещё период с 25 ноября, когда часть парковок работала в тестовом режиме. Но в целом «выхлоп» за полгода совсем небольшой.
Правда, мэрия «зарабатывает» не только на добросовестных водителях: штраф за неоплаченную парковку 1500 рублей уходит в бюджет полностью. За указанный период было оштрафовано 13 944 водителя, а это ещё 21 миллион. То есть от забывчивых водителей бюджету в 3 раза больше «пользы», чем от добросовестных.
В «Цифровом Приморье» подчёркивают, что неплательщиков становится всё меньше и меньше, сейчас это всего примерно 5%, хотя раньше было и 15%. Вот только речь о тех, кто припарковался, не заплатив, и чьи номера зарегистрировал «паркрайт» и отправил в административную комиссию. А те, кто скрыл номер листочком или другим предметом, а то и вовсе припарковался без госномера, в статистику не попадают. И тут мы подошли к главной проблеме.
Полгода назад, когда проект только запускался, представителей «Цифрового Приморья» спрашивали, что они планируют делать с такими хитрецами. Предсказать, что они появятся, было несложно: во Владивостоке уже 10 лет работают «парконы», от которых водители именно так и прячутся. На что коммерческий директор «Цифрового Приморья» Павел Васильев отвечал: «Система фиксирует и сами машины тоже. Мы можем взять выгрузку и посмотреть, если кто-то всё время паркуется в одной зоне с закрытыми или запачканными номерами. Будем передавать информацию в ГИБДД. А за закрытый номер законодательством предусмотрен штраф в 3000 рублей плюс принудительная эвакуация. У кого нет номеров вообще, тоже система запомнит».
Вот только передавать информацию в ГИБДД система так и не научилась. Ранее мы уже писали, что с началом эксплуатации паркрайтов выяснилось, что они могут выявлять и штрафовать только неплательщиков. А против нарушителей ПДД они пока бессильны. Если остановиться на платной парковке и не заплатить, паркрайт тебя оштрафует, но если в зоне той же парковки заехать на тротуар или газон, встать на пешеходном переходе или месте для инвалидов, то это уже нарушение ПДД, и тот же паркрайт хоть и может тебя зафиксировать, но в ГИБДД пока ничего не передаст. То же и с закрытыми номерами.
В итоге на некоторых участках платной парковки в разгар дня можно наблюдать огромное количество машин, которые скрывают номера. Сначала этим занимались единицы, но за полгода, кажется, все почувствовали полную безнаказанность и больше ничего не стесняются. Например, на улице Пограничной возле городской ГИБДД автор этой статьи однажды обнаружил 80% машин со скрытыми номерами в зоне платной парковки. Как правило, номер скрывают простыми бумажками, очень полюбили водители медицинские маски, иногда попадается изолента или даже лазерный диск. Часто в ход идут пластиковые и картонные скидочные карты и визитки, причём иногда весьма показательные, например, визитки с логотипом Сбера возле офиса банка на Фонтанной.
В «Цифровом Приморье» признают: бывает, что на парковочных зонах, расположенных на Фокина и Фонтанной, количество скрытых номеров превышает 50%.
«Конкретных цифр по данным фактам нет. Ситуации с сокрытием номерных знаков разные. На некоторых парковках такие случаи минимальны. Но чем ближе к центру города, чем ближе к административным зданиям, тем чаще такие вещи происходят. Причём количество автомобилей со скрытыми номерами может меняться в зависимости от дня недели», – говорит представитель компании.
По его словам, приборы готовы передавать информацию в ГИБДД. Для этого даже доработали ПО. Вот только надо теперь, чтобы администрация Владивостока заключила соответствующее соглашение с УМВД по Приморскому краю. Почему за полгода этого не произошло и сколько надо ещё времени, не понятно. В мэрии вообще очень не любят комментировать всё, что связано с платной парковкой.
Вероятно, выходом из ситуации могли бы стать специальные «пешие отряды», которые бы снимали с номеров маскировку и мешали нарушителям уходить от ответственности. Тем более что ещё в ноябре, перед запуском проекта, его руководитель Станислав Журавлёв обещал: машины с паркрайтами – это только первый этап. А когда проект полностью заработает, добавятся и «бегунки» – как минимум 10 людей с паркнетами (специальные планшеты). С одной стороны, это помогло бы не зависеть от пробок, с другой... Но нет, никаких «бегунков» за полгода так и не появилось, к тому же в компании почему-то считают, что сейчас это даже незаконно – трогать мусор на чужой машине.
«Что касается действий специалистов «Цифрового Приморья» в части устранения помех для считывания госномера специальным оборудованием, то официально мы этого делать не можем. В крупных городах, где муниципалитеты практикуют платные парковки, экипажи паркрайтов могут дополнительно фиксировать нарушения вручную. Для этого используются планшеты со специализированными программами. Устройство позволяет фиксировать госномер и саму автомашину на фото с привязкой ко времени, местности и конкретному сектору парковки. Инспектор имеет право устранять все препятствия, мешающие оборудованию корректно определить номер машины. Для того, чтобы подобные полномочия были у наших технических специалистов, необходимо принятие ряда поправок в местном законодательстве. А это уже прерогатива властей и депутатского корпуса. Сейчас в этом направлении работа ведётся. Мы, в свою очередь, знаем, как это реализовать с технической точки зрения», – прокомментировал представитель «Цифрового Приморья», отметив при этом, что подобные патрули могла бы проводить любая общественная организация. Правда, о таких инициативах во Владивостоке пока не слышно. Да и как же законодательство?
В итоге очевидно, что для «Цифрового Приморья» всё это – упущенная выгода, причём в гораздо больших размерах, чем для бюджета города. Напомним, что «ЦП» – производное государственно-частного партнёрства. Впервые в России компания внедряет одновременно в четырёх городах (Владивосток, Уссурийск, Артём и Находка) сразу 30 сервисов: от контроля доступа в школы и карт учащегося до «цифровых» остановок и интеллектуального видеонаблюдения. Это более 12 тысяч единиц оборудования и порядка 5 миллиардов потраченных рублей (правда, не очень понятно, из какого кармана). А платные парковки, как уверяют в компании, – это единственный из 30 сервисов, который позволит окупить затраты, содержать и обслуживать объекты в течение 11 лет. Именно поэтому город согласился отдавать 85% в частные руки. От ряда сервисов, например, аэровоздушного контроля, 70% дохода, согласно концессии, поступает в краевой бюджет. Все штрафы за нарушения, фиксируемые фотовидеофиксацией, а в перспективе и сервисом весогабаритного контроля, – 100% в бюджет региона. В перспективе – потому что он так и не заработал ещё.
Сейчас в ООО «Цифровое Приморье» планируют, что выход на окупаемость запланирован на вторую половину концессии. Но случится ли это, если все будут прятать номера бумажками, большой вопрос. А ведь считается, что частный бизнес, заинтересованный в прибыли, гораздо эффективней государства. Пока не очень заметно. Впрочем, кто знает, может, текущих доходов хватает, и компанию всё устраивает. А может, бюрократические проволочки действительно оказались сильней.
В любом случае, показательно, что в конце июня администрация города решила построить ещё две платные парковки (про многоярусные уже, кажется, никто не вспоминает) на пустырях возле кондитерской фабрики и рядом с виадуком, ведущим от площади к ж/д вокзалу, на что даже выделяют 31 млн рублей, и вице-мэр Сергей Дмитриенко подчёркивает: «Мэрия планирует сама проводить и обустройство, и администрирование этих парковок», видимо, имея в виду, что не будут привлекать «Цифровое Приморье» и отдавать ему 85% выручки.
В компании это трактуют иначе. «Если администрация города решила создать и обслуживать две новые платные парковки, значит, они видят толк в том, что «Цифровое Приморье» реализовало в рамках концессии. Если будет объявлен конкурс на создание данных парковок, компания обязательно рассмотрит возможность участия в нём. По большому счёту, сервис платных парковок должен быть в единой системе, чтобы граждане не путались в приложениях и в способах оплаты. Стоит отметить, что сервис управления платным парковочным пространством нам не принадлежит. «Цифровое Приморье» является только оператором. Соответственно, городская администрация может самостоятельно доработать сервис в части добавления новых платных парковок», – прокомментировал собеседник редакции. Ответ мэрии пока получить не удалось.
Ещё один удар прилетел со стороны прокуратуры: в ведомстве посчитали, что создавать платные парковки возле социальных объектов нельзя, и потребовали их убрать. Тут уже не согласны городские власти. Вице-мэр Владивостока Николай Селюк рассказал, что в ответ на претензии мэрия отправила письмо в прокуратуру, объяснив, что бесплатные парковки у социальных учреждений тут же запаркуют сотрудники и проезжающий трафик, и пациентам места не останется. Но ведомство не удовлетворилось и обратилось в суд. Решение пока не вынесено. В «Цифровом Приморье» отмечают, что в концессионном соглашении предусмотрено не менее 3000 платных парковочных мест, следовательно, если, по требованию прокуратуры, где-то убудет, то где-то прибудет, и компания продолжит исполнять свои обязательства.
Иными словами, платные парковки с нами надолго. Но надо отдать должное, система работает, почти без сбоев, учится на ошибках. Например, опытным путём признали синюю разметку неудачной и теперь обновляют её белым цветом. Почти нет нареканий больше на работу сайта и приложения. Как говорят пользователи, в общем и целом в компании сделали, что могли. Закрытые парковки тоже работают нормально, хотя иногда всё же сбоят и выпускают клиентов бесплатно.
«Приложение «Цифровое Приморье», особенно в части сервиса оплаты парковок, мы дорабатываем и улучшаем постоянно. В том числе и ориентируясь на обратную связь со стороны потребителей, – говорит представитель компании. – Здесь стоит отметить, что большая часть вопросов поступает из-за нежелания отдельных людей уделить несколько минут и разобраться, как сервис работает. Вот пара недавних примеров. Автолюбительница, скачав приложение, пыталась оплатить парковку, не «привязав» к сервису банковскую карту. Другой случай – используя банковское приложение, автолюбитель пытался отсканировать QR-код на информационном стенде парковки и тем самым расплатиться за парковочную сессию. Нередки случаи, когда появляются желающие попробовать оплатить парковку после 19 часов. Этого сделать невозможно, так как парковочные пространства платные с 8:00 до 19:00».
Кстати, не все ещё знают, что парковки платные только по будням. И иногда можно заметить людей у паркоматов даже в выходные дни. В ЦП отметили, что в праздничный день приложение деньги не примет, а вот паркомат – возьмёт. Но парковочная сессия будет оформлена ближайшим рабочим днём, так что стоит быть внимательней.
На сегодня 71% от общего числа пользователей оплачивают парковки через приложение «Цифровое Приморье». Паркомат для оплаты услуг используют 9%, рассчитываются посредством СМС – 6%. Оставшиеся 14% – это платежи через устройства на парковках закрытого типа. Отказаться от паркоматов полностью компания пока не сможет. Закон обязывает иметь их в каждой парковочной зоне. Кстати, все паркоматы успешно перенесли зиму и находятся в рабочем состоянии. Лишь однажды пришлось заменить одну солнечную панель. Правда, производитель у них зарубежный, но уже рассматриваются варианты замены на отечественные.
Все паркрайты тоже находятся в рабочем состоянии. За полгода только обновляли программное обеспечение для более качественной работы модуля распознавания государственных регистрационных знаков. Производитель отечественный, как у оборудования, так и у ПО.