На территории Ботанического сада-института ДВО РАН в последние два года отмечают нашествие большеклювых ворон. Они крупнее и агрессивнее обыкновенных ворон и даже каркают по-другому. Сюда их привлекают остатки пищи, которую гости приносят с собой. Помимо этого, вороны разоряют гнёзда птиц, которых здесь обитает более 120 видов. Чтобы воронье население не росло, горожан просят забирать отходы с собой, а в будущем могут отказаться от урн вообще.
По последним оценкам, в Ботаническом саду-институте ДВО РАН обитает более 120 видов птиц. Как отмечает директор учреждения Павел Крестов, это абсолютный рекорд городских птичьих популяций в России. До последнего времени пернатые гармонично сосуществовали друг с другом, но теперь над ними нависла угроза.
«Над нашим разнопёрым птичьим коллективом нависла тень крыльев ворон, а именно – одного из самых крупных и агрессивных, при этом умнейших, представителей рода – вороны большеклювой. В Ботанический сад её привлекает еда, которую в массе приносят наши посетители. За последние два года с ростом числа посетителей сада растёт население ворон. Наш сад семимильными шагами идёт по пути парков любого города мира – вороны вытесняют всё птичье население, и нам остаётся вместо любования птичьими трелями довольствоваться вороньим карканьем. Даже не карканьем, потому что классическое «кар» – это голос обыкновенной чёрной вороны, которая, было дело, населяла наши города раньше. Сейчас её почти полностью вытеснил наш главный пернатый динозавр – ворона большеклювая. «Р» она не выговаривает», – пишет Павел Крестов, директор Ботанического сада-института ДВО РАН, в своём Телеграм-канале.
Люди оставляют мусор не где придётся, а в баках и урнах, но это не помогает сохранять чистоту – умные вороны всё видят. Обычно три-четыре вороны наблюдают за территорией сада и подают сигналы соплеменникам, которые при первой же возможности проверяют, что в урне. В лаборатории орнитологии ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН корреспонденту Новостей VL.ru подтвердили, что нашествие ворон в городах – это большая проблема.
«У нас два вида ворон – обыкновенная и большеклювая, обе прирастили численность за счёт соседства с человеком. Большеклювая – агрессивная, человека не боится, адаптируется. Также она разоряет гнёзда, чем сильно вредит другим популяциям. При советской власти работали программы по регуляции численности ворон, охотникам выдавали лицензии и приплачивали. Сейчас такие работы не ведутся. Также можно управлять популяцией через ликвидацию свалок, ведь наличие пищи в неограниченном количестве создаёт условия для ежегодного роста числа ворон – но здесь есть разные мнения. Возможно, антропогенный фактор снижает необходимость хищничества и разорения гнёзд – сразу скажу, это не научный факт, а, скорее, информация к размышлению. Вообще, конечно, нужно этим заниматься, проводить исследования, но руки до этого ни у кого не доходят», – прокомментировал Сергей Сурмач, старший научный сотрудник лаборатории орнитологии ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН.
Сейчас руководство Ботанического сада приняло ряд «антивороньих» мер, наладило процесс оперативной уборки урн. Однако в учреждении уже обратили внимание на опыт Японии, где в общественных местах даже в крупных городах отсутствуют урны, а мусор принято забирать с собой. Как отметил Павел Крестов, решено двигаться в этом направлении. Проносить с собой еду и напитки в сад не запрещено, но гостей просят забирать с собой упаковку и остатки пищи.
Напомним, два года назад в мае-июне владивостокцы жаловались на нападения ворон на улицах города. Тогда это связывали с тем, что в это время птенцы учатся летать, а их родители чувствуют в прохожих угрозу своему потомству.