Новости Владивосток

Несуществующий рейс, ненужное предприятие и «самоаренда» причалов: аудиторы проверили морские перевозки Владивостока за прошлый год

Контрольно-счётная палата Владивостока провела проверку морских пассажирских перевозок по островным территориям в 2022 году и выявила ряд нарушений, в том числе завышение расходов и отсутствие должного контроля со стороны чиновников, которые выделяют деньги перевозчикам. Аудиторы обнаружили несуществующий по документам рейс, случаи аренды перевозчиком понтонов у самого себя, расхождения данных судовых журналов с информацией из других систем, а также нашли целое муниципальное предприятие, проедающее почти всю прибыль от сдачи парома «Босфор Восточный» в аренду, и поставили логичный вопрос – зачем оно вообще нужно? Материалы проверки представили администрации Владивостока, которая теперь устраняет нарушения. 

КСП Владивостока опубликовала доклад о состоянии морских пассажирских перевозок в прошлом году. Как раз тогда, особенно в зимний период, от жителей острова Попова поступало очень много жалоб на их организацию.

Аудиторы выявили, что рейса на остров Попова вообще не существовало по документам. В приложении к договору на перевозку пассажиров и багажа морским транспортом на зимне-весенний период 2022 года с 1 февраля по 15 марта 2022 года установлены два рейса в день по средам и один рейс в воскресенье для судна на воздушной подушке по маршруту о. Попова – о. Русский – о. Попова. Тогда как в постановлении администрации Владивостока № 3422 «О расписании движения транспорта на осенне-зимний период 2021-2022 гг. на территории Владивостокского городского округа» данный маршрут не был установлен.

В проверяемом периоде в управление транспорта ООО «Танира» были представлены документы, подтверждающие фактически понесённые затраты на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа морским транспортом общего пользования на общую сумму 122 млн рублей, в том числе на аренду понтонов на о. Попова и о. Рейнеке – 3,44 млн рублей, а на аренду парома «Босфор Восточный» (он муниципальный) – почти 5,5 млн рублей.

Согласно представленным отчётам, в прошлом году с целью швартовки, стоянки и обслуживания судов ООО «Танира» арендовало два плавучих понтона у ИП Корытко А. С., расположенные на о. Попова (стоимость аренды в месяц 187,2 тысячи рублей) и на о. Рейнеке (197,5 тысячи рублей). Примечательно, что ИП Корытко и владелец ООО «Танира» – это одно и то же лицо. В прошлом марте он говорил, что понтонные причалы необходимы для ночёвки парома, а осуществлять выгрузку на них нельзя. То есть, кроме «Таниры», их никто и не использует.

При этом, кроме отчётов о фактически понесённых затратах ООО «Танира», предоставлены в управление транспорта договоры аренды, акты и платёжные поручения без предъявления документов, подтверждающих право собственности ИП Корытко А. С. на те самые понтоны.

В соответствии с договором фрахтования судна, заключённым между Муниципальным унитарным предприятием «Морская береговая инфраструктура» и ООО «Танира» (срок действия договора с 19.12.2020 по 18.12.2023), паром «Босфор Восточный» принадлежит муниципальному образованию город Владивосток и передан на праве хозяйственного ведения МУПВ «МБИ».

Основной целью деятельности МУПВ «МБИ» является получение прибыли от эффективной предпринимательской деятельности, направленной на улучшение обеспечения населения города Владивостока услугами стоянки и хранения маломерных судов, транспортных средств, создание условий для деятельности предприятий торговли и бытовых услуг путём предоставления и эксплуатации имущества, находящегося в ведении предприятия. Предметом деятельности МУПВ «Морская береговая инфраструктура» является организация содержания и эксплуатации гидротехнических сооружений и объектов недвижимости, находящихся в ведении предприятия. Каких, не очень понятно. Редакция неоднократно пыталась выяснить у администрации Владивостока, существуют ли, например, в городе муниципальные слипы для спуска лодок в воду. Как оказалось, таковые отсутствуют.

Аудиторы выяснили, что основным и фактически единственным видом деятельности предприятия, приносившим доход в 2022 году, явилась сдача в аренду парома «Босфор Восточный». Полученные 5,5 млн рублей в подавляющей части пошли на оплату труда сотрудников предприятия, что указывает на сомнительную экономическую целесообразность его существования и может быть предметом отдельной проверки.

В рамках проведения контрольных мероприятий по проверке обоснованности возмещения затрат на ежегодное освидетельствование пассажирских судов ООО «Танира» управлением транспорта в декабре 2022 года был сделан соответствующий запрос директору Дальневосточного филиала Российского морского регистра судоходства (РМРС) о проведении в 2022 году освидетельствования парома «Босфор Восточный». Иных контрольных мероприятий за соблюдением порядка и условий предоставления субсидии, предъявляемых ООО «Танира» на возмещение затрат на обслуживание судов, управлением транспорта в 2022 году не проводилось.

Возмещённые управлением ООО «Танира» недополученные доходы за декабрь 2021 года на сумму 1,45 млн рублей были представлены в отчёте в январе 2021 года с нарушением сроков. Установлено завышение объёма недополученных доходов почти на 14 тысяч рублей.

Есть во Владивостоке и другой перевозчик. Согласно данным бухгалтерского учёта ООО «Анвест-ДВ» (теплоходы «Лотос» и «Пассат», осуществляющие рейсы на Песчаный), за 2022 год из бюджета ВГО поступила субсидия на возмещение недополученных доходов в общей сумме 15,35 млн рублей. В силу необходимости обеспечения соблюдения управлением транспорта условий предоставления в пользование причала № 30, ООО «Танира», ООО «Анвест-ДВ» обязаны организовывать морские перевозки пассажиров и багажа по тарифам, установленным администрацией города Владивостока (подходы, отходы и стоянка судов), исключительно с использованием причала № 30 на Корабельной набережной.

Согласно информации из Системы управления движением судов (СУДС) Владивосток, при выполнении 38 рейсов по маршруту Владивосток – о. Попова на сумму предоставленной субсидии в размере 7,55 млн рублей, пунктами отправления и прибытия судов являлись: причал № 1, расположенный на Морском вокзале по адресу: ул. Нижнепортовая, 1; причал № 36, расположенный по адресу: ул. Корабельная Набережная, 10, что отличается от записей судовых журналов.

При выполнении 23 рейсов по маршруту Владивосток – п-ов Песчаный на сумму предоставленной субсидии в размере 1,47 млн рублей пунктами отправления и прибытия судов являлись те же причалы, что отличается от записей судовых журналов.

Таким образом, в ходе контрольного мероприятия ФГУП «Росморпорт» предоставлены сведения, которые могут свидетельствовать о нарушении ООО «Танира» и ООО «Анвест-ДВ» требований договоров на осуществление морских перевозок пассажиров и багажа, а также ставить под вопрос правомерность получения части субсидии.

Однако управление транспорта и перевозчики в возражении на акт проверки КСП заявили, что сведения из базы данных СУДС не могут быть использованы для проведения сверки при осуществлении контрольных мероприятий, так как фактическое расстояние между причалами № 30, 36 и 1 от 50 до 560 метров, и на мониторе рабочего места оператора СУДС акватория и территория указанных пассажирских причалов визуально воспринимается как один небольшой участок, поэтому для проведения сверки о количестве рейсов и пунктах отхода/подхода необходимо использовать данные судовых журналов.

Также управление транспорта обязуется проводить совместно с перевозчиками (ООО «Танира», ООО «Анвест-ДВ») обследование пассажиропотока на маршруте не менее двух в месяц (один рабочий день, один выходной). По результатам обследования нужно составлять и подписывать акты обследования. Но установлено, что вместо положенных 14 раз управление транспорта провело 12 контролей совместно с перевозчиками по маршрутам Владивосток – о. Рейнеке – о. Попова – Владивосток и Владивосток – о. Попова – Владивосток. По маршруту Владивосток – п-ов Песчаный – Владивосток теплоходом «Пассат» в ноябре 2022 года обследования пассажиропотока не проводились вообще.

Иных проверочных или контрольных мероприятий за соблюдением порядка и условий предоставления субсидии в части достоверности предоставляемых ООО «Танира», ООО «Анвест-ДВ» сведений о количестве выполненных рейсов и перевезённых пассажиров на возмещение недополученных доходов управлением транспорта в 2022 году не проводилось, что свидетельствует об отсутствии должного ведомственного контроля со стороны заказчика о законности договорных отношений.

При этом в 2022 году компанией «Танира» представлены отчёты о количестве выполненных рейсов и размере недополученных доходов на общую сумму 69,84 млн рублей, из них недополученные доходы составили 59,86 млн рублей. Объём недополученных доходов возмещён перевозчику управлением транспорта в полном объёме.

Судовые журналы, являющиеся фактически единственным первичным документом строгой отчётности, подтверждающим данные отчёта перевозчиков на предоставление субсидии о количестве выполненных рейсов и соблюдении установленных маршрутов пассажирских перевозок, управлением транспорта не запрашиваются, не проверяются. По выявленным нарушениям и недостаткам направлено представление об их устранении заместителю главы администрации – и. о. начальника управления транспорта, которое рассмотрено и удовлетворено, приняты меры по устранению нарушений.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Полная версия сайта