В Приморье подводят итоги пожароопасного сезона. Он был коротким, сложным и даже драматичным. Но при этом площадь лесных пожаров в регионе в нынешнем году удалось сократить в 3,6 раза. И в 1,6 раза уменьшить их число по сравнению со среднепятилетними значениями. Эти цифры озвучили на пресс-конференции с участием представителей министерства лесного хозяйства, минГОЧС и ГУ МЧС по Приморью. Также спикеры вспомнили самые сложные пожары, тушением которых в Приморье приходилось заниматься этой весной.
По словам министра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморья Константина Степанова, регион справился с федеральной задачей по непревышению максимально допустимой площади лесных пожаров в 38 тысяч гектаров. Всё получилось благодаря ряду решений. В частности, запрета весенних отжигов сухой травы, а также изменения на уровне профильных министерств подхода к профилактике и тушению природных пожаров. Минлесхоз проанализировал данные по лесным пожарам за 10 лет. Это помогло с высокой точностью прогнозировать в этом году время и место возникновения новых. С помощью спутниковых снимков определили ежегодно горящие территории и поняли, где нужно сконцентрировать усилия.
О том, что методологический подход дал эффект, говорят цифры: «всего» 256 лесных пожаров. Хотя слово это можно взять и без кавычек: за то же время в прошлом году их было 472 – почти вдвое больше. Площадь тушения составила 15 тыс. гектаров, вчетверо меньше, чем в прошлом году. Таким образом, регион не только «уложился» в президентский норматив, но и фактически подошёл к историческому минимуму.
Большинство лесных пожаров приходится на частные земли, и это вносит дополнительные сложности. «В этом году нами выявлено более 5000 участков, которые горели и у которых есть правообладатель, – говорит Константин Степанов. – Материалы отправлены в прокуратуру, МЧС и муниципальные комиссии для привлечения к ответственности. То есть пожароопасный период закончился, а привлечение к ответственности продолжается».
«Административки» по лесным участкам следуют обычно за нарушения при подготовке к пожароопасному сезону и противопожарному обустройству. Это как раз становится причиной лесных пожаров. Но в этом году ущерб от них всего два миллиона. В прошлом году было 240.
«У нас снижение не только по лесным пожарам, – говорит Ольга Шорохова, помощник министра ГОЧС. – Снижаются термические аномалии, разница в 45%. И ландшафтные пожары тоже, разница почти вдвое с прошлым годом. И на тушение палов государственная противопожарная служба края привлекалась на 30 процентов реже. Ну, и особое внимание уделялось профилактике. За весенний пожароопасный период было 2835 профилактических рейдов. Составлены 1292 административных протокола на общую сумму штрафов 11,127 млн рублей».
В ведомстве говорят, эта цифра ещё не итоговая. Есть подготовленные материалы, но люди по ним ещё не привлечены к ответственности. Напомним, за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность в виде штрафа: на граждан – до 20 тысяч рублей; на должностных лиц – до 60 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – до 80 тысяч рублей; на юридических лиц – до 800 тысяч рублей.
Профилактикой, а также контрольно-обзорной работой, много занимается и ГУ МЧС России по Приморью. Александр Караганов, начальник отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы, рассказывает: «Проведены контрольно-обзорные мероприятия в отношении 213 населённых пунктов, подверженных угрозе ландшафтных и других пожаров. Здесь проведены 854 обследования, а также три контрольных мероприятия в отношении территорий организации отдыха. И 10 контрольно-надзорных мероприятий в отношении садоводчеств. Итогом стали 43 постановления о привлечении к административной ответственности в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц. Организовано 37 заседаний комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС. Но есть ещё пункты, не подверженные угрозе пожаров. Там тоже ведётся работа. Проведено 856 выездных обследований. Как результат – 44 предостережения. Работа органов госпожнадзора – это не только контрольные мероприятия, но и профилактические. Таких было 1019 – информирование, консультирование по вопросам пожарной безопасности».
Заместитель начальника ГУ МЧС России по Приморью по государственной противопожарной службе Игорь Сарана говорит, что вся подготовка к весеннему пожароопасному периоду была проведена и проверена вышестоящими органами – МЧС России, департамент лесного хозяйства по ДФО: «Край признали годным к прохождению пожароопасного периода. На сегодня в регионе произошло 6740 пожаров в населённых пунктах, из них 4701 – на открытой территории, 920 в жилом фонде, 135 на транспорте и 984 на прочих объектах. На палы подразделения пожарно-спасательного гарнизона выезжали 3340 раз. Из-за климатических условий пожароопасный период стал значительно короче прошлогоднего. Тогда мы начали «гореть» в марте, сейчас – в апреле. Он стал крайне сложным для подразделений государственной противопожарной службы и пожарной охраны независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
В апреле 18 раз вводился в действие план привлечения сил и средств подразделений гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. То есть для ликвидации огня в одном муниципалитете привлекались дополнительные силы и средства другого.
12 апреля в Хасанском районе, в Славянке, в микрорайоне Рыбак в обеденное время возник паловый пожар длиной более полутора километров. Он угрожал десяти жилым домам и более 20 надворным постройкам. Угрозу удалось снять, пожар ликвидирован.
В тот же день, уже в 17 часов, пал угрожал населённому пункту Зарубино. Более 20 домов оказались окружены палом, был объявлен повышенный ранг пожара № 2. На тушение выдвинулись службы пожаротушения региона, специализированные пожарно-спасательные части. В тот же день в три часа ночи, по сути уже следующие сутки, была угроза перехода на жилые дома в посёлке Рязановка. Всё это время в Хасанском районе былы собраны значительные силы и средства территориального пожарно-спасательного гарнизона. Привлекались силы из Владивостока, Уссурийска и самого Хасанского района. Вся резервная техника, личный состав государственной противопожарной службы находились в боевом расчёте и тушили пожары.
22 апреля возникла сложная обстановка в Надеждинском муниципальном районе. Были задействованы силы Владивостокского городского округа, специализированные пожарно-спасательные части и службы пожаротушения. А 23-го всё это уже было на Девятом Вале Тавричанского сельского поселения.
Крайне сложный пожар случился 25 апреля на лесоперерабатывающем комплексе Лесозаводска. Один из самых тяжёлых за последние 20 лет. Были задействованы силы Владивостокского гарнизона, Кировского, Спасского. Подняты два опорных пункта тушения крупных пожаров – это Спасский муниципальный район и Арсеньевский городской округ. Пожар ликвидирован силами 160 человек и 48 единиц техники. В тушении участвовали четыре пожарно-насосных станции, четыре рукавных автомобиля, четыре автолестницы, одновременно было задействовано для подвоза воды на три боевых участка три пожарных поезда, в том числе поезд Хабаровского края. На защиту жилого сектора был введён шестой боевой участок. Угроза перехода огня была реальной. Вспыхивали надворные постройки. Но благодаря своевременному наращиванию сил и средств, привлечению соседних муниципальных образований удалось избежать большей трагедии. Присоединилось Министерство обороны, было задействовано девять автораздаточных станций для подвоза воды. Девятью станциями, тремя поездами и пожарным гидрантом удалось локализовать этот пожар на 12 тысячах квадратных метров.
Так что апрель для нас был очень сложным. Вместе с тем благодаря общим усилиям, взаимодействию со многими службами, в том числе с авиалесоохраной, удалось не допустить распространения огня на жильё и населённые пункты».
Действие противопожарного периода закончилось 24 мая. Но угроза новых пожаров остаётся. Своё предупреждение разместил Примгидромет. До 31 мая в Пограничном и Кавалеровском районах сохранится, а в Анучинском, Яковлевском, Лазовском и местами в Красноармейском районе ожидается 4-й (высокий) класс пожарной опасности в лесах по метеоусловиям. Людей просят быть осторожными.
В Приморье три лесорастительные зоны – степей, хвойных, широколиственных лесов и зона тайги. В это время, по словам Константина Степанова, наиболее подвержена лесным пожарам зона тайги, хвойные леса:
«Но это гораздо более предсказуемая ситуация, хотя тушить их тяжелее. Все пожары рукотворные. Люди прямо с невероятным упорством пытаются сжечь всё, что может гореть. А мы стараемся этого не допустить. Сейчас у нас основная причина – сухие грозы. В прошлом году таких пожаров практически не было. А вот в позапрошлом – тушили. В том числе силами приморского минГОЧС тушили Сихотэ-Алинский заповедник. И в этом году мы также готовы помогать».
Одна из особенностей региона, о которых говорил министр, – тушить лесные пожары помогают арендаторы лесных участков. Причём, в отличие от других субъектов, наши тушат везде, а не только своё. По сути это чистая благотворительность, добровольная инициатива. Арендаторы сформировали порядка 70 групп. Более 250 полностью экипированных человек маневрировали по всей территории края. И Хасанский район тоже тушили они. Хотя там нет лесного фонда, это ландшафтный пожар.
Ещё одна армия добровольных помощников – добровольные пожарные дружины. Их группировка, по словам Ольги Шороховой, значительно укрепилась:
«Особое внимание уделялось населённым пунктам, которые находятся вне зоны прикрытия государственной противопожарной службой – как краевой, так и федеральной. Вот сюда и направлялись основные усилия добровольцев. К добровольческой деятельности привлекли учреждения здравоохранения, образования. Допустим, в детских домах, домах престарелых, объектах здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей. Да, такие дружины не тушат огонь в населённом пункте или за его пределами. Но это специально подготовленные люди, обученные первичным мерам соблюдения пожарной безопасности. Они могут принять верное решение при возгорании на территории защищаемого объекта. Что касается тех, кто тушит, силами и средствами при борьбе с огнём управляют через единую диспетчерскую службу муниципалитета. Через неё передаётся информация о привлечении добровольных пожарных – нужно ли выдвигаться на тушение пожара, если это не они обнаружили. Они выдвигаются на помощь основным силам. На середину мая у нас числилось порядка 7100 добровольных пожарных и 234 добровольных пожарных формирования».
«Важно понимать, что в этом году приняты кардинальные решения, – подытоживает Константин Степанов. – Полностью поменялся методологический подход. Что значит переход на усиленный режим вместе с подразделениями ГО ЧС и федеральной МЧС? Это неоценимая помощь в тушении лесных пожаров и безусловный залог успеха в тушении ландшафтных. Вот, к примеру, 280 лесных пожарных всего по краю. Из них больше половины – вахта лесопожарных работников, остальное десантники. Как только у нас во временный режим по указанию губернатора переходит краевое подразделение ГО и ЧС, это ещё порядка семиста человек. То есть вдвое больше основного ресурса. Конечно, это затраты, это требует серьёзных физических усилий, но результат налицо. И в этом году губернатор принял принципиальное решение по так называемой карте распределения полномочий. То есть все категории земель, где возможны пожары, распределены за ответственными лицами. Во главе этой системы министерство ГО и ЧС краевое, а тушить будут все. Понятно, каждый свой фронт работ знает, но тем не менее координация – за краевым чрезвычайным министерством. Основной посыл губернатора при подписании этой карты всё-таки профилактика. Причём профилактикой весенних пожаров следующего года мы займёмся уже этим летом».