Прогуливаясь по улицам Владивостока, на стенах домов, подпорках и в арках можно заметить не только граффити, хаотичные надписи или даже мозаичные панно, но и небольшие пиксельные изображения. Если внимательно присмотреться, в самых неожиданных местах прячутся миниатюрные герои компьютерных игр, котики, летающие тарелки, копии популярных произведений искусства и другие персонажи или предметы, сделанные в пиксельной технике из мозаики. Все эти пиксель-арты созданы одним владивостокским художником – Богданом Кондрашовым. Сегодня Новости VL.ru расскажут, как создаются такие работы, как художник относится к коммерческим заказам и переживает ли из-за уничтожения собственного стрит-арта – один из таких случаев буквально с поличным застал наш корреспондент.
Начало творчества
Богдан Кондрашов увлекается стрит-артом со студенчества – сначала это были граффити баллончиками на стенах в Находке, во время учёбы в университете. Потом был перерыв – Богдан переехал во Владивосток и потерял интерес к такому творчеству на несколько лет. Как он сам говорит, «началась взрослая жизнь». Всего три года назад, по счастливому стечению обстоятельств, он открыл для себя технику пиксель-арт, где изображения создаются с помощью небольших квадратиков мозаики.
«После вуза уже рисовать граффити как-то стало неинтересно. К стрит-арту я вернулся всего три года назад, после просмотра документального фильма «Выход через сувенирную лавку», где рассказывалось про уличных художников, в том числе про пиксель-арт-художника Space Invader («Космический захватчик»). У меня дома лежала мозаика, а после фильма я подумал, почему бы не сделать несколько пиксельных арт-объектов: сделал один, второй и так продолжаю до сих пор», – рассказал художник Богдан Кондрашов.
У самого известного пиксель-арт-художника Space Invader есть тысячи работ по всему миру, но больше всего в Париже – около 1400 картин из мозаики. Люди повсюду ищут его работы на улицах с помощью специального приложения и набирают за это баллы. Владивостокский художник Богдан Кондрашов занимается пиксель-артом пока только в качестве хобби, однако за три года он сделал более 50 картин на улицах города. Публикует их в своих социальных сетях без указания адреса, а подписчики пытаются найти и сфотографировать новый арт первыми.
«На данном этапе, в данное время, я единственный, кто работает в технике пиксель-арт во Владивостоке. Работы, похожие на мои, я встречал пару раз, но это были единичные случаи – кто-то пытался повторить. По городу я больше нигде таких работ не замечал, поэтому могу сделать такой вывод», – уточнил Кондрашов.
Уничтоженные работы
Первый пиксель-арт Богдан сделал в июне 2020 года на Арбате – это был котик, но в итоге его кто-то сорвал. И вторая работа художника – тоже котик – была уничтожена неизвестными людьми. Сейчас на Арбате осталась пара пиксельных котов: один улетает на воздушном шаре, а другой прогуливается рядом с тротуаром. На данный момент из 50 работ Кондрашова, по его собственным подсчётам, осталось всего 15-20 сохранившихся пиксель-артов.
«Первое время меня это задевало, ведь я трачу своё время и силы на создание стрит-арта, а кто-то просто увидел, ему понравилось или не понравилось, и он решил сорвать работу. Но потом я начал по-другому к этому относиться. Стрит-арт, каким бы он ни был, недолговечен – либо его закрашивают, либо что-то отрывают. То есть это такое искусство, которое надолго не остаётся, и мне даже удивительно, что некоторые работы до сих пор есть. У меня к этому теперь философское отношение: работа принадлежит тебе, пока ты её делаешь, а как только ты её оставляешь на стене и отходишь, работа начинает принадлежать городу и обществу. Когда работу срывают, я не чувствую, что забрали что-то моё личное», – рассказал Богдан Кондрашов.
Иногда, как отметил художник, работы «не живут» и 30 минут – их срывают, остаётся только след от клея. Одна из последних – женская грудь в купальнике на пляже МГУ им. адмирала Г. И. Невельского – просуществовала всего пару недель и успела полюбиться горожанам. В четверг, 11 мая, трое неизвестных мужчин на глазах у прохожих и фотокорреспондента Новостей VL.ru с помощью молотка откололи изображение, а мозаику бросили на земле рядом. Причины этого поступка на сегодня неизвестны.
Создание пиксель-арта
Богдан чаще всего придумывает картины дома, а уже потом ищет для них подходящее место. Однако иногда получается наоборот, и окружающая среда формирует идею. Например, так появилось два пиксель-арта возле Галереи «АРКА» (Светланская, 5) – оба отсылают к работам известных художников. Возле главного входа до сих пор можно посмотреть на изображения, выполненные по мотивам «Большой волны в Канагаве» Кацусики Хокусая и «Сына человеческого» Рене Магритта. Сам Богдан Кондрашов считает, что необязательно идти в галерею, чтобы прикоснуться к искусству.
«Общественная среда формирует наше мышление. Что хорошего мы можем придумать, если будем жить в грязном сером районе, какие мысли на нас это будет навевать? А когда ты идёшь по улице, видишь что-то красивое, выделяющееся, возможно, вдохновишься этим, и тогда моя работа будет не зря – я достиг своей цели», – считает Кондрашов.
Как рассказал художник, творческое вдохновение к нему всегда приходит по-разному – иногда он может придумать десяток работ за ночь, а иногда целый месяц идей нет.
Независимое творчество или коммерческие заказы?
Почти все пиксель-арт-работы Богдана – это его свободное творчество. Однако за несколько лет о художнике стало узнавать больше людей, некоторые просили создать картины на коммерческой основе для их компаний. Такой формат независимые художники часто считают ограничивающим – в творчестве появляются рамки, которых «быть не должно».
«У меня было несколько коммерческих заказов, но для себя я понял, что работать в этом направлении я не хочу. Работа с людьми накладывает определённые рамки. Во-первых, часто люди сами не могут сформулировать, что они хотят, а если и знают, то запросы могут быть не вполне реальными. Во-вторых, это всегда множество правок. Бывает иногда проще, когда говорят: «Сделай что-нибудь в этом стиле. Вот то, что ты сделаешь, будет очень круто». В таком плане я ещё готов работать, но сейчас больше склоняюсь к идее просто делать работы и, возможно, выставлять их на продажу», – рассказал Богдан Кондрашов.
Художнику также предлагали заняться одной из подпорных стен во Владивостоке, но дальше переговоров дело не зашло. Как говорит сам автор, его стрит-арт всё-таки с нотками андеграунда, независимости, но не отрицает, что возможно когда-то поработает и с администрацией города.
Какие работы сохранились во Владивостоке
«Я выражаю себя через искусство и то, что я чувствую сейчас. Некоторые мои работы – милые яркие котятки, а некоторые более депрессивные и серьёзные, которые я стараюсь не публиковать в соцсетях», – поделился Богдан Кондрашов.
На улицах Владивостока пока всё ещё можно полюбоваться несколькими пиксель-артами на Арбате, увидеть мозаичного скарабея на крыше Sanremo Hall (Набережная, 9), саксофон возле бара на Адмирала Фокина, 19, небольшую пиксельную крысу возле кофейни на Светланской, 17, парусник на главном входе в «Матросский клуб» (Светланская, 68), горшок с цветами (Уборевича, 5), матроса возле подводной лодки (Петра Великого, 2), корги с сердечком (Адмирала Фокина, 22).
«Одна из самых моих любимых работ – Марио с грибочком (Светланская, 17). Это отсылка к моему детству, потому что когда я был маленький, то играл в эту игру, так как и других игр в целом не было. А вообще, они все как мои дети, и я их всех одинаково люблю», – отметил Богдан Кондрашов.
Как рассказал художник, сейчас он делает эскизы для будущих пиксель-артов по новой компьютерной игре Atomic Heart, и, возможно, в скором времени один из персонажей появится на улице Владивостока.