Во вторник, 25 апреля, сотни автомобилей устремились на городские кладбища – жители Владивостока приезжают почтить память родных и близких, привести в порядок надгробия и убрать мусор с прилегающей территории. С начала апреля на кладбищах убираются и городские службы – за прошедшие пару недель вывезено уже более 100 тонн. На генеральную уборку требуется 80 млн рублей, однако таких денег на эти цели в бюджете города не предусмотрено. Из-за, в том числе, недостаточного финансирования некоторые ветки и части деревьев ждут уборки ещё с ледяного дождя 2020 года.
Корреспонденты Новостей VL.ru побывали сегодня на Морском кладбище. Почтить память родных и близких сюда и с утра, и днём приехали тысячи людей. Сотни машин запарковали площадку возле главного въезда. А те, кому нужно было вглубь погоста, поехали по грунтовым дорогам. На узких проездах с трудом разъезжаются автомобили. В местах, где некоторые автолюбители паркуются, становится совсем мало места, приходится разъезжаться по очереди.
Некомфортно и пешеходам – им приходится то и дело переходить дорогу и уворачиваться от медленно проезжающих машин. Возле могил горожане убирают старые ветки, листья, цветы и венки и относят к мусорным площадкам, у которых стационарные баки уже давно переполнены.
Как объясняет начальник управления городской среды администрации Владивостока Наталья Руденко, сейчас большую часть мусора по контракту убирает подрядчик, за две недели он успел вывезти со всех пяти городских кладбищ более 100 тонн мусора. На Морском кладбище, самом крупном в городе (120 га), сейчас работают три единицы техники и 10 сотрудников, собирающих мусор вручную. Примерно по столько же людей и техники задействовано на остальных кладбищах.
«Во время Радоницы и в её преддверии на кладбищах много людей и машин, поэтому крупную технику сейчас сюда не загнать – она перегородит проезды. После родительских дней подрядчик усилит работу. Также дополнительно будут задействованы 10 единиц крупной техники и сотрудники муниципальных предприятий «Зелёный Владивосток» и «СГТ». Мы планируем вывезти весь мусор, собранный горожанами, за 1,5-2 недели», – отметила Наталья Руденко.
Тех, кто приехал ухаживать за захоронениями своих родных, просят убирать мусор в пакеты и доносить до стационарных мусорных площадок. Сейчас они заполнены, но это всё равно самое правильное решение – весь мусор в этом случае легко вывезти, потому что баки стоят около дорог, а не в глубине территории, куда можно разве что пройти.
«Мы вешаем объявления о том, куда нести мусор, но не всегда помогает, – говорит главный специалист отдела текущего содержания, ремонта и озеленения управления городской среды Александр Котяга. – Кто-то говорит, что далеко нести, кто-то – что тяжело. Хотя мусорных баков на Морском кладбище достаточно много – 77 штук, по 2-4 на участок (один участок – это примерно 1 га). На Лесном кладбище – 63 бака. Иногда оставляют мусор, например, сломанные ветки, на соседней могиле. Если надгробие заброшенное, получаются небольшие несанкционированные свалки, которые потом очень сложно вывозить – проезда-то нет, только вручную собирать можно».
Как уточняет Наталья Руденко, на уборку городских кладбищ, в том числе и от оставшихся последствий ледяного дождя, требуется 80 млн рублей. Таких денег на эту статью расходов у города нет. Например, в прошлом году выделяли около 4 млн рублей, в этом – 9,4 млн, но по итогам торгов цена снизилась более чем втрое - до 3 млн.
«В последнем контракте, который по документам [должен быть исполнен] до конца года, прописаны объёмы. Я думаю, что подрядчик их выполнит уже к концу мая – и мы закроем контракт досрочно, а затем проведём ещё одни торги. В целом могу сказать, что на санитарию, в том числе кладбища, мы тратим любую экономию с [других] торгов (по лестницам, уборкам скверов и т. п). У кладбищ уборка дорогостоящая и из-за площади территорий (всего 238 га – территория пяти кладбищ), и из-за того, что почти вся уборка может быть только ручной – а это дорого. При достаточном финансировании до следующего года можно очистить все кладбища, но 80 млн рублей можно выделить, только если сократить другие бюджетные статьи», – сетует Наталья Руденко.
По словам специалиста, нынешнее крайне удручающее состояние кладбищ возникло по нескольким причинам. Главное – то, что УФАС в 2020 году лишило МУП «Некрополь» права распоряжаться землёй кладбищ. До этого за счёт внебюджетных источников (то есть доходов от своей похоронной деятельности) городское предприятие следило за территорией, регулярно её убирало, даже строило внутрикладбищенские дороги. Вдобавок ко всему именно в 2020-м прошёл и ледяной дождь – его последствия в виде поваленных ветвей и целых деревьев в некоторых местах не убраны до сих пор.
«После жалобы УФАС земли кладбищ перешли напрямую в ведение муниципалитета, – уточняет Наталья Руденко. – «Некрополь» раньше следил за въездом на территорию и мог её ограничивать, следить за тем, кто въезжает, куда и зачем. Сейчас непосредственно на территории кладбищ находится по одному смотрителю, а все дороги открыты. Любой желающий теоретически может заехать и после работ оставить свой мусор – не только ветки, но и, например, части старых надгробий. Пресекать такую деятельность удаётся с трудом – техническая возможность поставить камеры мало, где есть, а одного смотрителя на такие большие территории не хватает. Ещё одна проблема в том, что похоронная деятельность по федеральному закону не лицензируется – проверить, есть ли у тех, кто проводит какие-либо работы на кладбище, договор на вывоз мусора на полигон, мы не имеем право».
Специалисты призывают: если рядом с могилой вы обнаружили несанкционированную свалку или в целом замусоренность территории, необходимо обратиться к смотрителю кладбища или напрямую в администрацию города – в управление городской среды – такие заявки на уборку рассмотрят в первую очередь.