В прошлом году российский автомобильный рынок изменился до неузнаваемости: ушли западные бренды, выросли доли отечественных и китайских марок, продажи упали, а цены многократно выросли. Как последствия 2022 года переживает наша страна в 2023-м и какие тенденции наблюдаются, выяснили аналитики автомобильного сайта «Дром».
Как поменялись дилеры
В марте 2023 года количество новых дилерских автомобилей на «Дроме» превысило показатели февраля 2022-го. По мнению аналитиков компании, это связано не столько с ростом спроса у покупателей, сколько с полным изменением структуры рынка автомобилей.
«Сегодня радикально меняется автопарк дилеров. По данным «Дрома», в январе 2022 года китайские марки – дилерские новинки – занимали 10% предложения новых легковых автомобилей, а в марте 2023 года – уже 50% на Дальнем Востоке и в Сибири. Российские марки тоже выросли – с 18 до 25%. В европейской части России процентное соотношение отечественных авто изменилось ещё сильнее – с 20 до 40%. Связано это с тем, что на востоке страны изначально было меньше машин отечественного производства», – отмечает аналитик «Дрома» Игорь Олейников.
Количество новых корейских машин заметно сократилось. Если в начале прошлого года их было 25-28%, то теперь – не более 15% на складах дилеров. Европейские марки сжались практически в точку – приблизительно с 27 до 6%. Это говорит о том, что фактически европейские автомобильные бренды ушли с рынка.
Скажем и про японские марки. Если на западе России их количество сократилось с 18 до 6%, то на востоке – с 18 до 10%.
Так, общая структура дилерского рынка изменилась полностью: теперь на нём преобладают китайские бренды.
Что касается «вторички», по сравнению с 2022 годом доли иномарок и отечественных автомобилей в 2023-м остались без изменений. Доля отечественных машин составляет 14%, японских – 49%, корейских – 11%, китайских – 2%, европейских – 18%, американских – 5%. Остальные занимают около 1%.
Дорожают б/у и «дешевеют» новые
Подержанные автомобили подорожали на 20-23% по сравнению с прошлым годом. Ещё сильнее выросли в цене б/у машины без пробега по России – приблизительно на 30%.
Новые автомобили, отдельные модели, также подорожали. Стоимость некоторых повысилась настолько, что их вовсе перестали покупать. Из-за этого средневзвешенная цена нового автомобиля уменьшилась на 5%.
«Происходит неклассическое падение цен на новые автомобили. Стоимость европейских и японских иномарок выросла до такой степени, что они перестали быть просто дорогими, а стали люксовыми. На замену им пришли более дешёвые китайские модели. При этом покупательная способность рубля не выросла – основной спрос остался в прежних ценовых категориях. Из-за всего этого сложилась парадоксальная ситуация: средняя цена на новые автомобили немного упала. На самом деле парадокса тут нет – просто рынок полностью изменился за 2022 год», – комментирует Игорь Олейников.
Растёт спрос на автомобили от частников
С октября общее число объявлений от частных продавцов у всех классифайдов падает. На «Дроме» оно начало сокращаться в конце декабря – начале января. При этом число ежедневно размещаемых объявлений от частных продавцов с начала этого года увеличивается.
Автомобили от частников быстро раскупают: за период с декабря 2022 года по март 2023-го спрос вырос на 17%. Два показателя – снижение общего числа объявлений о продаже машин и рост числа добавленных объявлений в день – говорят о высоком спросе на автомобили. По словам Игоря Олейникова, спрос не вернулся к пиковым значениям, которые аналитики «Дрома» фиксировали в марте 2022 года, но остаётся стабильно высоким.
Что влияет на спрос в 2023 году
Хотя цены на автомобили растут, растёт и спрос – преимущественно на подержанные машины и бюджетные новые. Причин, почему это происходит, несколько.
Главная – изменившаяся структура российского авторынка. Дилеры и перекупщики вынуждены перестраиваться и переходить на новые для них схемы работы: либо становиться дилерами китайских автомобилей, либо перепродавать машины, уже завезённые в Россию, либо заниматься параллельным импортом. С начала 2023 года дилеры увеличивают предложение подержанных автомобилей, новых и даже «новых, ввезённых параллельно».
Из-за дефицита свежих автомобилей дилеры активно выкупают машины с пробегом. Особенно заметна эта тенденция в европейской части России, менее – на Дальнем Востоке и в Сибири.
На продажи автомобилей также влияет динамика курса рубля, а именно – скорость ослабления российской валюты.
«Нельзя связывать рост спроса на автомобили исключительно со снижением курса рубля к доллару, – считает аналитик «Дрома» Сергей Лагурёв. – Если бы поводом к росту спроса было исключительно падение рубля, то продажи росли бы не с января, а с августа 2022 года. Одна из причин – в скорости ослабления российской валюты. Наверняка спрос бы не рос так быстро, если бы курс снижался плавно».
Наконец, изменилась структура модельного ряда, представленного на российском рынке. Спрос сместился в пользу подержанных автомобилей, и их стоимость медленно растёт. Если в мае 2022 года она составляла около 1 миллиона, то сейчас – от 1,3 до 1,4 миллиона. Ещё быстрее растёт цена на подержанные машины без пробега по России. Если в прошлом году она колебалась в районе 1,5 миллиона рублей, то сегодня уже перешагнула порог в 1,8 миллиона и приближается к 2 миллионам рублей. Так, ценность подержанных автомобилей, особенно «беспробежных», заметно выросла в глазах покупателей.
Мало кто готов покупать машины дороже 2,5 миллиона. Между тем именно в сегменте от 2 до 5 миллионов сосредоточен основной объём предложения.
«В этой ценовой нише находится большинство привезённых китайских автомобилей. Выше – европейские и японские марки. Спрос потребителей сконцентрирован в сегменте от 500 тысяч до 1,5 миллиона, с кредитом – до 2,5 миллиона рублей. Пока поставщики китайских автомобилей не снизят цены или не увеличится покупательная способность рубля, сегмент от 2 до 5 миллионов не будет освоен», – отмечает Игорь Олейников.