Пластик, картон, бутылки и жестяные банки – всё это не просто отходы, но и потенциальное сырьё для покупателей. Работники полигона на Холмистой во Владивостоке дают содержимому мусорных контейнеров вторую жизнь, вручную перебирая отходы. Иногда среди рядовых пакетов и бутылок попадаются совершенно уникальные экспонаты – бытовая техника, деньги и золотые украшения. Корреспондентам VL.ru показали процесс сортировки изнутри.
В большом металлическом ангаре «ароматно»: горы мусора лежат возле сортировочных лент и ждут своего часа. Работники полигона на Холмистой говорят, что это корреспондентам ещё повезло. Апрель, сухо и прохладно – летом здесь условия сложнее. В одном помещении находятся мусор из обычных городских контейнеров и отходы из оранжевых сеток для раздельного сбора. Их привозит специальная брендированная техника – приезд одного такого мусоровоза застали корреспонденты VL.ru.
Из кузова на землю вываливается гора отходов. Среди бутылок, пластика, картона и жестяных банок – бытовые отходы и одежда. И довершает картину пылесос – почти как новый. Все эти отходы каким-то образом оказались в оранжевых контейнерах, предназначенных для раздельного сбора. По словам Павла Зинченко, мастера участка сортировки Владивостокского полигона твёрдых бытовых отходов, такую картину на полигоне наблюдают регулярно.
«Хочется, конечно, чтобы население ответственно относилось. В оранжевые контейнеры постоянно пихают обычный бытовой мусор. Люди видят – баки полные, а сеточка пустая, вот и умудряются каким-то образом засунуть. Часто горожане сбрасывают пищевое и не пищевое в один контейнер. Разделяйте, пожалуйста. Не думаю, что дома накладно два пакетика иметь. Вот картон, например, смешанный с бытовыми отходами, уже весь мокрый, с запахом – его и брать в руки неприятно, да и в переработку он не пойдёт», – делится Павел.
Но даже те отходы, которые, казалось бы, подходят под требования, могут не пойти в переработку. На цветные и даже чёрные пакеты сейчас покупателей нет, их не сортируют. В пресс-службе Приморского экологического оператора уточняют, что из пластика в оранжевый контейнер можно помещать только бутылки и канистры, другие упаковки – нельзя.
Всю тару лучше опустошить и сполоснуть, а пластиковую сжать, чтобы занимала меньше места. Конечно, некоторые виды отходов моют при дальнейшей переработке, но слишком загрязнённые ёмкости будут отбракованы. Бутылки от масла в оранжевых контейнерах оставлять вообще не стоит – ведь масло въедается в пористую структура пластика и отмыть его до конца невозможно.
Зато картон, жестяные банки, бутылки из прозрачного, зелёного и коричневого стекла – их извлекают даже из отходов, привезённых с обычных мусорных контейнеров, а не из оранжевых сеток для раздельного сбора.
На сортировочных лентах мусор перебирают вручную. На «переднем фронте» пластик разбирает ударная группа, оперативно раскидывая бутылки в бункеры, которые находятся прямо под ними.
«На каждом бункере стоят два человека, которые собирают тот или иной вид сырья: картон и бумага, пластик, стекло. Когда поток очень большой – это сложно. Все пакеты нужно разорвать, разобрать, ну и работники друг друга подхватывают. На металле у нас магнитная система, но она хватает всё подряд, поэтому после неё специально обученный человек отсортировывает. Все работаем в масках, респираторах. Не всегда это удобно, но здоровье важнее. Откровенно говоря, мало приятных ощущений, но люди, стиснув зубы, работают. Привыкаешь, как ни крути. Любая работа тяжела, а в нашей сфере, как говорится, деньги не пахнут», – рассказывает Павел Зинченко.
Как рассказали VL.ru в пресс-службе Приморского экологического оператора, всё отсортированное и спрессованное вторсырьё идёт разным переработчикам и заготовителям по краю и Дальнему Востоку. Те отходы, которые не прошли сортировку, специальный пресс формирует в хвостовые брикеты – их грузят в машину и отправляют на захоронение на полигон. В результате объём отходов уменьшается в разы.
Поговорить непосредственно с работниками, сортирующими отходы, корреспонденту не удалось – они представлены в основном иностранными гражданами. Но журналистам дали понять, что работа эта, несмотря на не самый приятный запах, имеет свои преимущества. Среди отходов на полигоне в разные периоды времени находили норковую шубу, оружие, золотые украшения и крупные суммы наличных средств. Иногда владелец ценных находок объявляется, иногда нет.
Напомним, за 2022 год Приморский экологический оператор отсортировал 3371 тонну сырья. Из них переработчикам было передано 757 тонн стеклянных изделий, 417 тонн пластиковых бутылок, 205 тонн макулатуры, 1618 тонн картонной упаковки, 227 тонн жестяных банок и 27 тонн алюминия. Вырученные с продажи средства идут в бюджет регоператора на цели развития.