Создатели «Приморского кольца», крупнейшего частного спортивного объекта в регионе с трассами мирового класса, в этом сезоне вынужденно перестроили свою бизнес-модель и предложили партнёрам новые условия. С ними не согласились дрифтеры и решили покинуть площадку. Неоднозначная ситуация с мотокроссом, которому присматривают новое место. Не нашлось желающих и на другие проекты, в связи с чем не откроется Family park с домиками и беседками. Полноценно остался только собственный спортивный проект «Примринга» – картинг, и теперь официальный сайт ТРК посвящён только ему. Без арендаторов команде «Приморского кольца» пришлось временно заставить всю свободную территорию сотнями грузовиков из Китая. Действительно ли «Примринг» превратится в авторынок и что ждёт посетителей в сезоне-2023 – разбиралась редакция Новостей VL.ru.
ТРК «Приморское кольцо» – это туристско-рекреационный кластер, объединяющий в себе инфраструктуру для спорта и отдыха с автотехническим спортивным уклоном. Он расположен под Владивостоком на участке в 78 гектаров, из которых на данный момент освоено около 25. Тут построили картинговую трассу, разработанную проектировщиками трасс F1 и соответствующую категории А (классификация трасс FIA и РАФ), что позволяет проводить на ней этапы чемпионата мира по картингу, трассу для мотокросса, трассу 4х4, EXPO-центр, многоцелевую площадку с трибунами на 5000 мест, где до недавнего времени проходил дрифт. «Примринг» является одним из ключевых проектов ГК «Сумотори», руководит которой Виталий Веркеенко, большой поклонник автоспорта.
«Сумотори» вложила в проект более 500 млн рублей, а первые события прошли здесь в 2011 году. Команда «Примринга» собственными силами развивала многие площадки и организовывала мероприятия даже международного уровня, такие как дрифт-битва D1 Primring GP и Владивостокский международный автосалон VIAS. Но планировалось, что «Примринг» будет выступать в роли девелопера, передающего права на ведение операционной и коммерческой деятельности заинтересованным операторам. С 2016 года ТРК стал одним из первых резидентов свободного порта и инвестиционным проектом, в рамках которого бизнесменам предлагалось вложиться в строительство парка аттракционов, гостиницы, торгового центра и даже коттеджного посёлка. Предлагаем посмотреть, чем сейчас живёт ТРК.
Дрифт уходит
Самым, пожалуй, заметным изменением сезона-2023 стала внезапная новость о том, что на «Приморском кольце» не будет соревнований Российской дрифт-серии. В середине марта команда RDS Asia опубликовала отповедь о том, что планы по развитию площадки и ожидания самих спортсменов отныне противоречат друг другу.
«Мы сделали всё возможное, но некоторые обстоятельства сильнее нас. Так что мы вынужденно отходим в сторону. Надеемся, что на время», – говорилось в заявлении.
Первые соревнования дрифтеров состоялись здесь ровно десять лет назад, в 2013 году. А уже в следующем году команда «Примринга» привезла в Россию D1 PrimRing Grand Prix. Пять лет Приморье принимало сильнейший чемпионат планеты на тот момент, благодаря чему подтянулся весь уровень российского дрифта. А площадка и боксы, построенные на «Примринге», на долгие годы стали домом для команды RDS Asia, которая организовала тут школу дрифта, дрифт-такси, проводит тренировки и пять раз в год соревнования. В этом году дрифтерам предложили новые условия по оплате, но они не согласились.
Организатор RDS Asia Дмитрий Семенюк объяснил, что разногласия между спортсменами и ТРК имеют только финансовую подоплёку и вполне логичны и ожидаемы на фоне всплеска ввоза б/у автомобилей из Японии в 2022 году. «Примринг» посчитал, что большую площадку гораздо выгоднее использовать под парковку, разместить тут более тысячи легковых авто и с каждой брать по 100-200 рублей в сутки. На другой чаше весов оказались дрифтеры, выгонять которых никто не планировал, но равноценную аренду они не потянут.
«Нам предложили платить по 100 тысяч в сутки, плюс по 200 рублей с каждого места на трибуне во время соревнований. А их там 5000. То есть миллион, независимо от того, проданы билеты или нет. Плюс ещё расходы на аренду парковки, охрану и так далее. Для нас такие деньги просто неподъёмные, и нам ничего просто не остаётся, как покинуть площадку. Но мы не имеем претензий и всё понимаем. «Примринг» и лично Виталий Веркеенко очень много всего сделали за эти десять лет, и мы с благодарностью к ним относимся. Понимаем, им тоже нужно выбираться из кризиса. Это ожидаемое решение. Надеемся, что когда-нибудь дрифт вернётся на «Примринг», – пожелал Дмитрий Семенюк.
В свою очередь представители «Примринга» планы заставить площадку для дрифта японскими машинами не подтверждают, но и не опровергают. «Для хороших спортивных и других репутационных проектов у нас всегда были и остаются особые условия. Но разумеется, когда количество организаторов, готовых проводить подобные мероприятия, уменьшается, мы вынуждены рассматривать и иные способы использования нашей территории», – прокомментировали представители ТРК корреспонденту Новостей VL.ru.
При этом сам Виталий Веркеенко ещё прошлым летом озвучил идею открыть здесь авторынок «Оранжевый угол», альтернативный «Зелёному», но с удобной инфраструктурой. Но речи о том, чтобы заставить машинами площадку для дрифта, тогда, естественно, не шло. Сейчас на «Примринге» можно увидеть лишь пару десятков б/у легковых автомобилей на продажу, но для них оборудовано отдельное место далеко от трибун. А на паддоке пока ещё скрипит и дымит резина – дрифтеры продолжают тренировки. В боксах, которые они арендуют под свою базу, сейчас людно и кипит кузовная работа. Однако в ближайшие недели две, по словам Семенюка, все съедут. Закроется тренировочная база и дрифт-школа. А сам Семенюк уже решил, что переедет в Москву и будет развивать спорт там, а не сидеть здесь без работы:
«Мы ещё не оставляем надежд, что в ходе переговоров дрифт сможем сохранить, но я тут реалист. Даже если нам предложат не 100, а 50 тысяч платить в день, для нас это всё равно фантастические цифры. Тут я выхода не вижу. Построить свою площадку, я посчитал, будет стоить не меньше 100 млн, которые ещё неизвестно, когда окупятся. Во всём мире площадки для дрифта строят сумасшедшие богачи, но у нас таких не нашлось. Надеяться на помощь краевых властей не вижу смысла, они нам не помогали никогда, только требовали отчёты. Я обратился в минспорта с этой ситуацией, мне там сказали – ну, ищите спонсора. На дрифт у них денег нет, хотя на хоккей с его ареной, которая тоже никогда не окупится, есть. И на кёрлинг-центр, хотя что-то я не помню у нас знаменитых кёрлингистов. Мы были символом города, именно к нам везли московских блогеров. Но, видимо, нашему краю не нужны те, кто что-то создаёт».
Мотокросс остаётся
Вопрос о повышении оплаты подняли и перед федерацией мотокросса. С этого вида спорта, можно сказать, и начинался «Примринг». Команда вложила в создание трассы более 20 млн рублей и провела первые соревнования в 2011 году. Сегодня здесь работает школа для самых юных мотоциклистов, занимаются взрослые спортсмены, площадка включена в календарь краевых соревнований – 22-23 апреля пройдёт первый этап чемпионата Приморья.
При этом арендаторы фактически оплачивают только свои расходы – свет, вода. Владельцы ТРК считают, что установить разумную арендную плату для арендаторов трассы – очевидное решение. Притом что сами спортсмены катаются на трассе не бесплатно.
«Мы поддерживали и будем поддерживать спортивные секции, особенно детские. Тренеры, занимающиеся с детьми, нам не платили ничего никогда и не платят, но когда речь идёт о бизнесе (спортивные команды) или дорогостоящих хобби успешных богатых взрослых людей, то почему мы должны предоставлять построенную нами инфраструктуру бесплатно? Люди покупают себе мотоциклы за сотни тысяч рублей, экипировку – за десятки тысяч рублей, [оплачивают расходы на] запчасти, платят за ремонт техники, но заплатить условные 500 рублей за выезд на трассу, в которую было проинвестировано 20 млн рублей, не хотят», – прокомментировали в ТРК.
На какие условия в итоге договорились, не уточняется, но мотокросс в нынешнем сезоне остаётся на «Примринге». Это подтвердили в компании. Однако сейчас с представителями мотокросс-сообщества обсуждается перенос трассы в другое место. Как оказалось, есть наболевшая проблема, связанная с расположением трассы. Она находится рядом с картодромом, справа от въезда на территорию. В дождливую погоду грязь с трассы разносится по всему комплексу, а в сухую с неё летит очень много пыли. С ней пытаются бороться – по трассе ездит поливалка. Но этого мало, а устанавливать какую-то систему орошения или пылезащитные экраны дорого и никто не будет.
Куда переносить, пока, видимо, не определили. Места на участке в более 70 гектаров достаточно, но на подготовку новой площадки тоже нужно время. А эта подготовка, судя по всему, ещё не начиналась. Возможно, вопрос о переносе – тоже часть переговоров. Пока всё идёт своим чередом – мотоциклисты тренируются там же, где и раньше.
Family park не открылся
Рядом с мотокроссовой трассой на «Примринге» стоит самолёт Ту-154М, а вокруг него большая зона для активного и семейного отдыха на природе. Это три домика под аренду для гостей, барбекю-парк, семь беседок, спортивная площадка, пейнтбол и даже пруд. Прошлым летом люди приезжали, снимали беседку, жарили шашлыки, играли в волейбол, фотографировались с самолётами. Однако в новом сезоне Family park, скорее всего, работать не будет.
Чтобы подготовить домики и территорию к приёму гостей, нужно было вложить некоторую сумму. Однако пока это не делалось, к началу сезона его точно не успеют подготовить. Не стали расконсервировать и «Ринго-парк». Детское игровое оборудование на зиму убрали в шатёр и пока не планируют доставать. Требует внимания и ремонта и пейнтбольная площадка. Её до 2021 года полноценно арендовал клуб «Аскольд», в прошлом году пытались найти партнёра, а в этом году полностью отказались. В итоге и она стоит в запустении.
Была рядом и трасса 4Х4 для внедорожников, «Примринг» открывал здесь прокат багги и квадроциклов. Однако техника сломалась, площадка пустует уже несколько лет. Не удалось запустить кафе в самолёте, как мечтали. Внутри даже расставлены столы, но рестораторы идеей так и не заинтересовались.
В итоге, учитывая, что многие услуги в этом сезоне «Примринг» не оказывает, сайт Primring.ru отправили на «реконструкцию», и сегодня он перенаправляет посетителей на страницу картинга, словно, кроме картинга, на «Примринге» больше ничего и нет. Обновлённый сайт обещают запустить когда-нибудь в будущем. В компании поясняют, что открыты сотрудничеству. Все эти проекты – «Ринго-парк», пейнтбол, фаертаг и так далее – сейчас можно арендовать и запустить.
А есть у «Примринга» и, прямо скажем, экзотические проблемы. С прошлого года часть главной парковки занимает музейная гусеничная техника ДОСААФ, которая осталась после выставки. Владельцам сейчас не до экспонатов, а убрать их своими силами «Примринг» не может и, наверное, не имеет права. В итоге сотрудники ТРК стараются делать вид, что её нет, или просто разводят руками.
Экспоцентр остаётся
Опция, которая остаётся доступной на «Примринге» в нынешнем сезоне, – это аренда шатров под мероприятия. Их здесь шесть, больших размеров, можно проводить даже автосалоны. Как раз сейчас идут переговоры о проведении одного из них в этом сезоне, а также об организации выставки собак.
Взять шатёр в аренду можно по официальному прайсу – 50 тысяч первые сутки, вторые – 25 тысяч. Эксперты в области ивентов хорошо отзываются о «Примринге» как о событийной площадке. Здесь достаточно удобное пространство и, что называется, готовая инфраструктура, шатры защищают от дождей и ветра, страхуют организаторов от плохой погоды. Во многом площадка уникальная. Но отмечают, что событий масштаба ТРК в Приморье становится меньше и меньше, и будет трудно насытить ими календарь. К тому же мероприятия в основном проходят в выходные дни, а в будние обеспечить загрузку площадки событиями крайне сложно.
Китайские грузовики появились. Повсюду, но временно
Ну, и раз уж мы о загрузке, то пора перейти к самому заметному и вызывающему наибольшее число вопросов. Холдинг «Сумотори», активом которого является «Примринг», когда-то начинал с грузовой техники, а недавно и вовсе распрощался с дилерскими центрами легковых автомобилей в пригороде Владивостока, которыми долгое время владел. В портфеле холдинга несколько известных брендов – Hino, Sumitomo, TCM и так далее. Но сегодня на фоне всех международных событий на безоговорочное первое место вышел китайский бренд FAW. И сотни доказательств тому сейчас можно увидеть на «Примринге» – тут почти всё заставлено грузовиками, бетономешалками и прочей техникой.
Ранее таможня отчитывалась о росте ввоза в Приморье китайской техники, которая далее едет по всей России. Заставленной грузовиками FAW сейчас оказалась даже парковка старого терминала аэропорта, который ранее выкупило «Сумотори». Не избежал этого и «Примринг». Что-то подобное здесь уже было. Две зимы здесь накапливали сотни произведённых во Владивостоке автомобилей Mazda в ожидании отправки по России. Причём использовалась как раз дрифт-арена. Этой зимой арену оставили для дрифтеров и под парковку гостей, а для размещения техники использовали грунтовые площадки.
Сейчас FAW «встречают» гостей на въезде, занимают несколько парковок по всей территории. Они стоят даже возле Family park с прудом и вокруг самолётов, которые должны быть туристической достопримечательностью и фоном для фото. Однако обещают, что это временно, скоро с грунта грузовики уедут. Там, где они сейчас стоят, летом они бы просто увязли, говорят сотрудники. В этом году на «Примринге» впервые решили использовать часть площадей под постоянное размещение техники – и под это сейчас отсыпают и выравнивают площадки. Работы идут сразу за северной трибуной, с которой ранее смотрели на дрифт. Скоро технику переставят сюда. Но возможно, что и те места, где сейчас стоят FAW, будут обустраиваться и облагораживаться.
Сотрудники «Приморского кольца» на вопросы о грузовиках отвечают, что относятся к ним с пониманием и скорей положительно, потому что именно благодаря этой технике продолжается развитие комплекса: «Нам грузовики не мешают, это, наоборот, говорит о том, что «Примринг» жив».
Картинг остаётся. Остаётся главным на кольце
Однако «Примринг» остаётся спортивным, и в этом сезоне на нём всё ещё слышен скрип шин. Это тренируются спортсмены на картодроме, периодически уступая трек клиентам проката. Первые соревнования картингистов здесь, как и у дрифтеров, прошли всё в том же 2013 году, 10 лет назад. И благодаря «Примрингу» Приморье сегодня является знаковым местом для российского картинга.
Прокатом занимается «Карт-центр», оформленный в этом году в отдельное юрлицо. Пандемия, можно сказать, вдохнула в направление новую жизнь: оставшись без заграничных поездок, приморцы обратили внимание на варианты активного отдыха внутри региона и распробовали гонки. В прошлом году на картодроме установили 20 прожекторов, как раз успели привезти до февраля. И теперь это самое яркое место в Приморье, которое по ночам отлично видно с самолёта, с гордостью отмечают сотрудники. С одной стороны, теперь картинг – единственная на «Примринге» площадка, не привязанная к световому дню, с другой, как говорят гонщики, прокатиться днём и ночью – это совершенно разные ощущения. И многие специально приезжают после заката.
Сейчас прокат работает с 12 до 20 вечера. В мае станет теплей, и его продлят до 22-23. В это время многие приезжают расслабиться после работы. По пятницам и субботам трасса не закрывается до часу ночи, и всегда есть гости. И уже второй сезон подряд на террасе над прокатом готовят к открытию летнее кафе. Здесь можно отдохнуть между заездами, полюбоваться закатами, которые, как утверждают, здесь просто потрясающие.
Картодром – гордость «Примринга». Это чувствуется в разговоре с каждым сотрудником.
«Картинг – это первая ступень для любого гонщика «Формулы-1». На картодроме «Примринга» занимаются спортсмены мирового уровня. Но при этом сесть и поехать может любой человек, – говорит директор «Карт-центра» Софья Гуркина. – Самое важное у нас – лучшее время круга. Мы установили на трассе экран, вы проезжаете круг и видите своё время. Сначала 50 секунд, потом 45 секунд. Вам захочется ещё быстрей – и это заражает. Начинаете задавать вопросы, как его улучшить, берёте индивидуальную тренировку – инструктор час с вами работает, показывает, как входить в повороты, тормозить, как сделать, чтобы не заносило. И в итоге вы превращаетесь в спортсмена-любителя, начинаете участвовать в соревнованиях, влюбляетесь в этот спорт. Невозможно не влюбиться».
Сам заезд длится 10 минут, и стоит это удовольствие 1500 рублей (1200 по клубной карте). Для тех, кто боится один, есть вариант проехать с инструктором – за 2000 рублей. Индивидуальная тренировка стоит 5000 рублей. Есть месячные абонементы: 10 заездов на месяц – 10 000, 30 заездов – 27 000. Некоторые находят интересным покататься в плохую погоду, когда проходят так называемые «Дождевые акции». В это время цена снижается, но пускают на трассу не всех.
Перед заездом все проходят инструктаж и получают форму и шлем, а на трассе за гонщиками наблюдают несколько сотрудников, имеющих дистанционный доступ к управлению. Быть водителем не обязательно, к заездам допускаются подростки от 12 лет и ростом от 150 см. Приморская трасса – одна из лучших в России и одна из самых безопасных, подчёркивают в ТРК.
Цены повысились в этом сезоне. До 11 апреля заезд стоил 1200 за одноместный и 1500 за двухместный карт, и такие тарифы держались несколько последних лет. Однако повысить их заставила текущая экономическая ситуация. Как объяснила Софья Гуркина, техника используется французская, стало сложнее доставлять запчасти, форму, цены на всё выросли. Особенно сложно найти нужного размера резину – основной расходный материал проката. Дефицита «Карт-центр» смог избежать, но за поставку приходится переплачивать. Растёт в цене и 95-й бензин, на котором работают карты.
Ещё одно изменение: с этого года приморские любители картинга больше не будут участвовать в международном зачёте серий по картингу SWS (Sodi World Series). C 2020 года участники SWS не могли поехать в Европу представлять Приморье и Россию по понятным причинам. Поэтому «Примринг» пошёл по другому пути – делает свой чемпионат и договаривается с картодромами, чтобы его победители смогли принять участие в титулованных гонках в России. Концепция сейчас разрабатывается. А название турниру ещё предстоит выбрать самим гонщикам.
Здесь учат на чемпионов
Вдоль одной из сторон картодрома расположено двухэтажное здание, на первом этаже которого размещаются спортивные команды по картингу, так называемые гаражи. Раньше в этом здании продавал технику и экипировку BRP-центр, но после сильного пожара помещения восстановили с помощью спонсора и отдали спортсменам. А на втором этаже в 2019 году открылась особая гордость «Приморского кольца» – «Академия детского картинга», куда принимают детей с трёх лет и где их в самом юном возрасте превращают в хороших водителей, спортсменов, чемпионов.
Тут можно увидеть гоночные симуляторы, спортивные тренажёры, стенды с амуницией, обучающие материалы, а также зону отдыха с теннисным столом, настольным хоккеем и прочими развлечениями, чтобы ребёнок сначала привык к среде.
«Такая академия – это проект уникальный, аналогов в России нет, ничего похожего в таком формате. Все наши тренеры специально обучались у психолога, знают, как работать с детьми, – говорит руководитель «Академии детского картинга» Пётр Никитин. – Здесь картинг – это второй этап, первично мы формируем навыки водителя, а только потом готовим профессиональных картингистов. В карт посадим хоть с трёх лет. Есть дети – ещё разговаривать не умеют, а мы их уже садим за карт. Время обучения зависит только от самого ребёнка. Но здесь они тренируются, начинают принимать участие в соревнованиях и вырастать в спортсменов, переходят в спортивные группы и либо расползаются по «гаражам», либо в спортивную секцию при академии».
Происходит это довольно рано, на чемпионате России спортсмены начинают выступать с 6 лет. И приморцы делают это успешно. Последние пять лет, по словам Никитина, каждый год в какой-нибудь категории есть чемпион России из наших спортсменов. Большие соревнования проходят и на «Примринге», в этом году запланировано 12 гонок, согласно календарю на сезон-2023, ближайшая пройдёт 15 апреля.
Сам Пётр Никитин пришёл в этот спорт довольно поздно, в 39 лет, но в итоге стал председателем комитета картинга Приморского края. Получил диплом тренера и спортивного психолога. Рассказывает, что начинался приморский картинг 45 лет назад: сначала ездили по трассе из баллонов, потом построили «Змеинку», а когда там стало небезопасно (из-за многолетнего отсутствия ремонта покрытия), перебрались на открывшийся «Примринг». Сейчас в академию приходят заниматься разные люди: кто-то - дети спортсменов, а кто-то, грубо говоря, по объявлению. Не нужно обладать никакими навыками, минимальные требования по здоровью. Нужно только желание, которое в большинстве случаев у детей при виде картинга очень сильное.
Если раньше, чтобы начать заниматься картингом, нужно было приобрести ребёнку сам карт, амуницию, то здесь, подчёркивает Пётр, его полностью экипируют, а по мере того, как он будет расти, подберут комбинезон побольше и более мощный карт. А вот переход в спортивную секцию повлечёт уже гораздо более ощутимые расходы, и нужно будет покупать свой карт.
На тренировках дети в возрасте 8-10 лет разгоняются на своих картах по прямой до 100 километров в час. Но по статистике картинг не относится к травматичным видам спорта, утверждает Пётр Никитин. То есть он даже безопасней, чем футбол, хоккей или гимнастика. Аварии на картодроме случаются редко и благодаря устройству карта и трассы без последствий для ребёнка. При этом у него за спиной профессиональный мотор 125 «кубиков», вся техника итальянская, карты мирового уровня.
И всё же спортивная составляющая, по словам Петра Никитина, здесь не главная. За четыре года через академию прошло несколько сотен детей, которые приобрели важнейший навык вождения: «Если ребёнок позанимался один сезон на картинге, он приобретает навыки, которые остаются у него на всю жизнь. И ему неважно, на чём ездить: на мотоцикле, на картинге, на квадроцикле. Неважно, это девочка или мальчик. Потому что, освоив азы, картинговые дети уже на другом уровне взаимодействуют с техникой: они чувствуют дистанцию, знают, что такое оптимальная траектория. То есть это уже готовые водители фактически, такого уровня водители, что у нас в городе вообще поискать надо».
Согласно открытым данным, стоимость обучения зависит от возраста ребёнка и начинается от 20 тысяч за первые пять занятий – курс молодого бойца, по результатам которого любой ребёнок уже начинает самостоятельно ездить на карте. Могут посадить за карт и родителей. Контакты академии и подробности обучения можно найти в Справочнике VL.ru.
***
«ТРК «Приморское кольцо» продолжает своё гармоничное развитие. Мы не отказываемся от собственных приоритетных направлений и готовы к сотрудничеству со старыми и новыми партнёрами-арендаторами. С началом «строительного сезона» мы запустили подготовку новых площадок. И если сейчас возникают какие-то накладки, то это временные трудности, связанные с ростом и развитием», – подытожил разговор о текущем положении дел генеральный директор ТХ Сумотори Сергей Веркеенко.