Одна из давних бед России – дороги, а во Владивостоке – те, кто на этих дорогах паркуется. Особенно не довольны многие большегрузами – к проблеме стоящих вдоль дорог фур редакция Новостей VL.ru возвращается из года в год. Но в 2023-м ситуация хуже: габаритные авто по ночам занимают всё больше проездов, водители игнорируют знаки и разметку. При этом в портовом и самом автомобильном городе для них практически нет альтернатив: из-за отсутствия оборудованных парковок приходится выбирать «между двумя обочинами», поближе к разгрузке или пошире. В последний раз об «отстойнике» для фур власти говорили год назад.
Всё больше наглости, всё меньше места
Прошедшей ночью корреспондент Новостей VL.ru застал много выставленных вдоль обочин большегрузов на Эгершельде (по Верхнепортовой и Крыгина), на Олега Кошевого (спуск от «Окатовой» до «Радиоприбора»), заставлены проспект 100-летия Владивостока (у остановок «Постышева», «Заря» и на спуске ко «Второй Речке») и Океанский проспект (в районе остановки «Дальпресс» и неподалёку от ТГМУ). Машины уже традиционно «ночевали» на Шилкинской и Народном проспекте, вдоль Калинина.
Припаркованные грузовики можно найти во многих других уголках дальневосточной столицы, они повторяются из года в год. На одних и тех же точках меняются только марки авто и дремлющие внутри водители. Однако встречаются автомобилистам и более опасные препятствия – брошенные на улицах полуприцепы. Такую ситуацию даже трудно назвать парковкой, больше похоже на брошенный на обочине гараж, который никто не уберёт с улицы и который намного сложнее разглядеть в ночи или тумане.
Напомним, на выходных, 26 марта, ДТП с участием полуприцепа произошло на улице Крыгина, у Краевой инфекционной больницы. Как уже рассказывали Новости VL.ru, Honda Insight врезалась в брошенный на дороге пустой прицеп (грузовика даже не было рядом) – травмы головы получили водитель и 6-летняя девочка-пассажир. В Госавтоинспекции редакции пояснили, что «хозяина» прицепа уже нашли, но к ответственности не привлекли: во время аварии водитель Honda сам «не обеспечил постоянного контроля за движением», а нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части (3 м до сплошной линии) находится под вопросом – от удара полуприцеп сдвинуло с места. Сейчас ГИБДД проводит доскональную проверку обстоятельств происшествия.
Более интересен тот факт, что, по словам местных жителей, прицеп стоял здесь не одну ночь. Сразу после ДТП он исчез, а накануне корреспондент увидел другую фуру практически в том же месте. Единственное отличие – к прицепу в данном случае прилагался сам грузовик.
Припаркованные фуры действительно можно найти в одних и тех же местах, однако по сравнению с прошлым годом количество новых «стихийных стоянок» увеличилось. Ночью большегрузы «засыпают» на Луговой (на повороте с Новоивановской в сторону Баляева). Сложно автолюбителям на кольце фуникулёра: по пути с Всеволода Сибирцева на Суханова водители пропускают поток машин справа, а видимость периодически загораживают припаркованные у парка «Россия – Моя история» грузовики.
Усугубилась и степень пренебрежения правилами ПДД со стороны водителей фур. Если в случае с ДТП на Крыгина трёхметровый отступ до сплошной линии – под вопросом, то накануне ночью на той же улице этот пункт правил открыто нарушался. Водители автобусов вынуждены были пересекать сплошную, просто чтобы продолжить маршрут.
На Эгершельде фуры паркуют перед пешеходными переходами, что может легко привести к беде. А рядом с супермаркетом «Зелёный остров» на Чуркине корреспондент обнаружил сразу три большегрузных автомобиля, которые расположились друг за другом – и за дорожным знаком, запрещающим остановку для грузовиков.
Портовый город без грузовых стоянок
Нарушения налицо, и возмущение горожан нарастает, но хотелось бы поговорить и о причинах происходящего. К ним редакция Новостей VL.ru подробно обращалась в 2021 году – тогда водители сами рассказывали корреспонденту, что сподвигло их выбирать не самые удобные места для стоянки. Люди говорили одно и то же: в таком городе, как Владивосток, на удивление, нет ни одной специализированной парковки для фур – ближайшие расположены у Артёма. Зато морских портов у нас предостаточно, и всем водителям нужно туда попасть.
Въезд машин на территорию терминалов обычно осуществляется в определённый временной диапазон, при этом перед самими портами стоять нельзя – там к ответственности может призвать не только ГИБДД, но и местная служба безопасности. В ожидании нужного временного «окна», когда дорожные «артерии» города может в любой момент заткнуть пробка, водители решаются стоять на подступах и ночевать в спальных районах. Также по нескольку дней во Владивостоке могут задерживаться иногородние водители – они ждут более выгодное предложение у обочины, так как стоимость заявки из Приморья в сторону Москвы значительно ниже.
С 2021 года в этом плане мало что изменилось – лишь увеличился грузооборот. За неполный 2022-й в порту Владивостока он вырос до 24 млн тонн.
«Для того, чтобы на обочине не стоял большегруз, необходимы парковки. В разных частях города – потому что у нас точки погрузки и выгрузки в разных частях города. Можно сделать, как мы раньше и обсуждали на краевом уровне: для иногородних – в пригороде, и связь со всеми ключевыми точками, с торговым, рыбным портом… А сейчас у нас на объездной Седанка – Патрокл на всех съездах – «Запрещено движение большегрузов», – сетует Пётр Куприянов, председатель Профессионального союза транспортных перевозчиков Приморского края.
Он напомнил, что на местном и краевом уровне проблему обсуждали не раз – обсуждалась возможность расширения дорог, а новые парковочные зоны по региону в 2018 году даже вносили в дорожную карту проекта «Грузовые перевозки». Но дальше этого дело не дошло, землю под парковки так и не выделили. Предполагаемая причина: административные сложности и нехватка бюджета.
Одним из последних обещаний решить проблему с большегрузами стали слова действующего градоначальника. Год назад, в начале 2022-го, в своих соцсетях мэр говорил про обустройство специализированной парковки по Дальней улице, у объездной трассы.
«Мы продолжаем работу по формированию перехватывающей площадки для отстоя большегрузных автомобилей. Это будет объездная трасса, там большой участок в районе улицы Дальней. Если раньше там была огромная площадка для складирования металлических контейнеров, то сейчас площадка опустела наполовину. Мы делаем это совместными усилиями с компанией, которая хранила незаконно на этом участке [контейнеры]. На ней появится площадка, на которой мы будем настоятельно рекомендовать находиться нашим дальнобойщикам, до момента, пока их не пригласят в порт. Постараемся и с рыбным, и с торговым портом организовать такую систему», – заявил тогда глава Владивостока Константин Шестаков.
Очевидно, что эти намерения так и не были исполнены. Об открытии новых парковочных зон в этой части города с тех пор так и не сообщалось – лишь о появлении «платной» синей разметки вдоль дорог во многих других местах. Подробностей на момент публикации в администрации города узнать не удалось – по неподтверждённой информации, продолжаются судебные разбирательства с пользователями земли.
Обновление 22:45: Как стало известно редакции Новостей VL.ru, речь идёт об участке с кадастровым номером 25:28:040014:6307 площадью 46 744 кв. м. По прошлогодним данным, он находился в собственности муниципального предприятия «Содержание городских территорий», а занимало его (по мнению мэрии, незаконно) ООО «Автолинии». Эта земля также была замешана в истории затопления селевыми потоками домов на Карьерной улице.
«Что, мы первый год, что ли, бьёмся, это первый мэр, что ли, который делает обещания, а сам не выполняет? Портовый город, а большегрузы – как хотите, так и паркуйтесь, только при этом не мешайте никому. Первые же заявления [Шестакова], когда он стал мэром, в нашу сторону: мы создадим такие условия, когда большегрузов не будет в нашем городе. А как порт? Перенесём его куда-то?» – возмущается Пётр Куприянов.
И мэр действительно не первый – из тех, кто намеревался проблему с фурами так или иначе решить. Даже не первый губернатор, но хотя большегрузы простаивают на обочинах по всему Приморью, именно для Владивостока это стало большой проблемой. Так, в 2011 году Игорь Пушкарёв пытался ограничить движение грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой более 12 тонн на участке от Маковского, 58в до Некрасовской, 122. Ленинский районный суд Владивостока признал это постановление незаконным. В 2019 году в городе проводился эксперимент по ограничению выезда большегрузной техники из порта с 16:30 до 19:00 – пробки никуда не исчезли. Олег Гуменюк тоже не остался в стороне от проблемы и принял схожее постановление, запрещающее движение большегрузов в городе с 7 утра до 20 вечера. Документ в силу вступил, но ничего сделано не было – через месяц прокуратура по заявлению перевозчиков опротестовала его.
Владивостокцы также помнят, что парковку для фур планировали сделать ещё на золоотвале, тоже рядом с объездной. В итоге от идеи отказались – экспертиза показала, что грунт здесь токсичен, в состав угольной золы входят тяжёлые металлы. При этом «стихийная стоянка» фур в районе развязки трассы Седанка – Патрокл и улицы Фадеева сохранилась до сих пор. Очевидно, водителей, которых в городе ждут одни недружелюбные обочины, воздействием свинца, ртути или мышьяка уже не напугать.