Новости Владивосток

Бизнес – за, экоактивисты – против: ООПТ предлагают упразднять ради «социально-экономического развития»

28 марта на площадке Законодательного собрания Приморского края состоялось общественное обсуждение, посвящённое инициативе депутата Госдумы РФ от Приморского края Виктора Пинского о внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях (ООПТ)». Часть депутатов и экоактивистов выступили против предложения – особенно смутила размытая формулировка об изменениях границ и упразднения ООПТ «для реализации социально-экономических проектов». Со всеми сторонами пообщался корреспондент Новостей VL.ru.

«Закон размытых формулировок»

Виктор Пинский предлагает внести изменения в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях (ООПТ)». А именно – добавить новый пункт, который будет регламентировать изменение границ и упразднение региональных ООПТ. Теперь это будет происходить «в порядке, установленном законом субъекта РФ, по согласованию с уполномоченным федеральным органом власти в области окружающей среды, с учётом особенностей, установленных настоящим законом».

Ранее эти моменты не были прописаны в ФЗ, хотя на региональном уровне закон, предусматривающий изменение границ краевых ООПТ, существовал. Однако применяться не мог опять же из-за отсутствия прописанных норм на федеральном уровне.

И, кстати, краевой закон таких больших претензий экологов не вызывал – ведь в нём были более чем конкретно прописаны три цели, в соответствии с которыми могут упраздняться охраняемые территории: включение ООПТ краевого значения в состав ООПТ федерального значения; полное разрушение охраняемого природного комплекса или объекта в результате природного или антропогенного воздействия при невозможности восстановления; утрата особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения объекта при невозможности его восстановления.

Однако в поправках, предлагаемых Пинским, общественность увидела совершенно новую формулировку.

«Решение об упразднении ООПТ регионального значения или изменение их границ может быть принято в случае необходимости исключения из состава ООПТ земельных участков и водных объектов, необходимых для реализации национальных целей и стратегических задач, а также значимых проектов в области социально-экономического развития Российской Федерации», – гласит текст законодательной инициативы.

Также ООПТ регионального значения предлагается менять или упразднять для строительства и реконструкции линейных объектов (сетей, дорог) при отсутствии альтернативных решений.

Вероятно, в случае принятия поправок в федеральный закон следом появятся поправки в закон региональный – как водится в таких случаях, «для приведения в соответствие».

«Я это предложение называю «законом размытых формулировок». Под социально-экономическое развитие можно подвести всё что угодно. Угольный терминал например – начисления в бюджет, условные рабочие места. И вот уже мы для этого должны будем отдать кусок заповедника. Как правило, это москвичи, которые выжимают с территории всю прибыль, а экологические издержки достаются жителям», – поделился депутат Законодательного собрания Приморского края Геннадий Шульга, выступивший против поправок.

Пересохшие ручьи, вымерзшие деревья

Ведущим круглого стола по обсуждению законопроекта, на котором собрались несколько десятков активных граждан, предпринимателей, общественников, выступил депутат Андрей Андрейченко. В разговоре с корреспондентом Новостей VL.ru народный избранник поделился впечатлениями.

«Мы в Законодательном собрании надеялись выслушать поправки, экспертное мнение. Поэтому позвали научное сообщество, экологов – вообще всех. Научное сообщество высказалось за (среди конкретных фигур из научного сообщества Андрейченко назвал лишь Сергея Масленникова – руководителя Центра аквакультуры и прибрежных биоресурсов, кандидата биологических наук. – Прим. Новостей VL.ru). Некоторые представители общественных организаций высказали свои опасения – ни на чём не основанные. Какие-то обвинения и полное непонимание того, в чём заключается законопроект. На региональном уровне закреплены все комиссии, экспертные заключения – все эти барьеры остаются. Поправки лишь устраняют сумятицу и позволяют региональным нормам заработать», – рассказал Андрейченко.

Депутат привёл в пример некоторые ООПТ, которые утратили своё значение: вымерзшие деревья в «Тутовой роще», иссякший «Синельниковский родник», выгоревшая «Калиновая роща» и заваленная «Горная пещера».

«За высказались жители, они присутствовали на круглом столе – те, кто живёт у границ региональных ООПТ. Это Находка, Партизанский район, много оттуда было обращений – ведь мы позиционируем эти районы как туристические, а с подобной деятельностью там тяжело», – добавил Андрейченко.

Такой желанный лиман

Законопроект Пинского возник не просто так. Необходимость изменения федерального законодательства в части изменения границ региональных ООПТ всплыла, что показательно, в ходе попытки ликвидировать памятник природы «Лиман реки Раздольная» в Приморском крае, в котором заинтересованы бенефициары добычи ракушки спизулы дражным способом.

Параллельно с этим губернатор Олег Кожемяко упразднил общественный экспертный совет по экологии. Пресс-секретарь главы региона ранее официально сообщал, что уже в 2022 году будет создан новый общественный совет по вопросам экологии. Однако этого сделано не было. Присутствовавший на встрече 28 марта руководитель общественной экологической организации «Брок» Анатолий Лебедев связал всё это с попыткой экологов защитить лиман реки Раздольной.

«Общественный экспертный совет тогда сказал нет попытке напасть на лиман – совет разогнали. Нового набора ждали два года – ничего. Постоянно созывавшийся, работающий орган уничтожен. А вот эти разовые встречи… Вообще, конечно, это был не круглый стол, а безобразие – нас не слушали, затыкали рты. Ничего нового не увидел, таких совещаний было множество, только они становятся всё более вызывающими и откровенными. В ходе встречи я попытался обратить внимание на то, что даётся возможность ликвидировать и изменять границы региональных ООПТ при возникновении государственных задач, интересов, приоритетных проектов. Это общая декларация, под которую можно подогнать любой бизнес. В законопроекте уже заложена коррупционная составляющая», – поделился своим мнением Лебедев.

Экоактивисты предлагали снять вопрос о поправках в законопроект об ООПТ с повестки Законодательного собрания, однако участники встречи к этому предложению не прислушались. Никакого документа, резолюции по итогам мероприятия экоактивисты также не увидели.

«Заседание являлась формальным, и нам известно, что накануне весь комитет по природопользованию проголосовал за поддержку законопроекта, кроме Леонида Васюкевича, которому с большим трудом удалось пригласить нас на заседание. Говорить по существу нам не позволяли, само заседание было «скоропостижным» – 45 минут на судьбу Приморского края, 3 минуты на каждого выступающего. Мы потребовали прокуратуру дать правовую оценку законопроекта, такой же запрос направили в Минюст РФ», – рассказала экологический активист Ольга Дымникова.

Отметим, законопроект Пинского рассмотрят уже завтра, 29 марта, на заседании Законодательного собрания Приморского края.

Анастасия Ярошенко


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта