Очередной амбициозный проект пешеходного маршрута во Владивостоке представила архитектурная мастерская Concrete Jungle. Эта концепция является продолжением уже частично реализуемого проекта прогулочной дорожки от Нагорного парка до Минного городка. Новый маршрут делает отправной точкой до сих пор не реконструированный парк, захватывает авторынок «Зелёный угол» и финиширует в новом районе «Зелёный бульвар».
Концепцию развития пешеходного маршрута от парка Минного городка до Зелёного бульвара Concrete Jungle представили на прошлой неделе. По словам Феликса Машкова, проект зрел достаточно долгое время – примерно 20 лет. Это линейное общественное пространство, то есть по сути длинная улица, максимально комфортная для всех типов пешеходов. Оно связывает достаточно удалённые друг от друга точки и является частью большого маршрута, который начинается в историческом центре Владивостока и заканчивается на форте Князя Суворова или на Зелёном бульваре.
«Скажу точно – нашему городу нужно развивать пешеходные маршруты, потому что добрая половина пути, по которой я шёл [в Нагорный парк], была предельно некомфортна и откровенно опасна. Поэтому совместными усилиями, я надеюсь, мы значительную часть этого маршрута сделаем более приятной для пешехода», – говорит Феликс Машков.
По предполагаемому пешеходному маршруту можно «пройтись» на видео, да и пока лучше другими способами там не ходить. Исторически район современной улицы Юмашева (а в советское время – улицы Патриса Лумумбы) застраивали в контексте «Большого Владивостока» – компактно расположенные пятиэтажки, социальная инфраструктура, отсутствие придомовых территорий и прогулочных зон, но общий парк Минного городка – визитная карточка района. По словам Феликса, арсенал из парка Минного городка специально для организации парка был вывезен в другие воинские части, например, на Вторую Речку, где в 90-х едва не уничтожил Владивосток.
Следующая точка – знаменитый авторынок «Зелёный угол», тот самый, который в годы расцвета было видно из космоса. Машков называл это вехой «купечества 90-х», когда люди вместо шкур или морской капусты торговали (и торгуют по сей день) машинами с правым рулём. Несмотря на то, что эту часть истории города сегодня многие пытаются отрицать, но она тоже важна, ведь во многом даже современный Владивосток сформирован теми самыми машинами и автомобильной сферой в целом.
Выше «Зелёнки» располагаются несколько объектов Владивостокской крепости. Сапёрный редут № 4 будет своеобразным венцом этого пешеходного маршрута. Сейчас часть объекта культурного наследия занята тем самым авторынком, хотя у него большой туристический и пешеходный потенциал, который надо раскрыть. Он планируется как точка связки двух районов.
Форт Князя Суворова – тоже объект культурного наследия – это перспективная часть маршрута. Точнее, одна из его веток. Вторая ветка уходит в район Зелёного бульвара, который в прошлом был тепличным совхозом «Приморье». Сейчас эта территория застраивается жильём, причём в таких объёмах, что там уже практически сложился свой «город в городе». Но несмотря на это, пешеходная (да даже и автомобильная) доступность ЗБ оставляет желать лучшего.
Географически маршрут должен начинаться от парка Минного городка, затем идти через Ясеневую аллею на Юмашева и заканчиваться в низине сапёрного редута. Если наложить маршрут на карту, видна его нитка. Самое большое пространство – это сам редут. Чуть меньше него, но тоже существенный объём – это юго-восточный склон. Там уже есть небольшое реализованное общественное пространство, сквер Вечнозелёный, построенный два года назад на частные средства тем же Concrete Jungle.
«Элементы данного пешеходного маршрута находятся в разном состоянии в части своего потенциала. Где-то есть уже готовые пространства, аллеи, тротуары – буквально немного навести косметические изменения. А есть пространства, которые нужно с нуля приводить в некое соответствие со здравым смыслом», – объясняет Машков.
Первая часть маршрута, Ясеневая аллея, высаженная в 1960 году, это фактически улица Юмашева, то есть линейное общественное пространство, которое заканчивается на перекрёстке с Нейбута, на повороте на Зелёный угол. Эта работа начинается не с нуля, сама улица-аллея уже есть. Её хотят разделить на четыре фрагмента: сквер искусств, районный центр общественной жизни, спортивная зона и часть улицы до поворота на Ладыгина. Здесь как раз уже нет аллеи, и пространство нужно будет обустраивать, а не просто приводить в порядок.
Дома посажены на рельеф так, что на их торцах образуются треугольные площадки, похожие на карманы. Здесь предполагается обустройство сквера искусств с арт-объектом, который, помимо рекреационной, будет преследовать ещё и утилитарную цель. Рядом находится школа искусств, а обучение в «художке» предполагает некоторую работу на природе, пленэр и прочее. В нынешнем состоянии улица Юмашева, конечно, не очень располагает к рисованию на улице.
Во втором фрагменте центральным объектом является детский сад, поэтому здесь задумали районный центр общественной жизни – с прогулочными семейными зонами, навесами, небольшой площадью и кольцевой дорожкой. С определённым шагом здесь закладываются коммерческие объекты – НТО и капитальные.
В третьем и четвёртом фрагменте аллея заканчивается, но её предлагается продолжить, а в пространство интегрировать коммерческие объекты, мастерские, спортивные и игровые площадки. Архитекторы также предлагают упорядочить существующие парковочные места вдоль домов. В перспективе здесь возможна реконструкция всей улично-дорожной сети, но это уже будет зависеть от городского руководства и бюджета.
Следующий этап – район авторынка «Зелёный угол» и заезд к нему. Здесь сходятся два пункта идентичности города: неорганизованная торговля б/у автомобилями и такая же неорганизованная улично-дорожная сеть с несоразмерными полосами, невнятными заездами и выездами. Эту развязку, которую в генплане запланировали как двухуровневую, пока просто предлагают привести к нормативам, а там вполне возможно сохранить все полосы движения, нормально обустроить повороты и примыкания, а также создать приличные пешеходные связи. На самой развязке предлагают установить фотозону с арт-объектом, посвящённым правому рулю и авторынку, а чуть дальше – обустроить пешеходный переход с оформленным входом на сапёрный редут.
Редут будет жемчужиной пешеходного маршрута. Часть этого объекта осталась в первозданным виде, но некоторые его детали и элементы уничтожены. Благоустройство предполагает наличие КПП с визит-центром и парковкой для гостей на въезде, сквозные пешеходные маршруты, несколько видовых точек и павильонов, возможно, нестационарные торговые объекты. Это будет парк с точкой притяжения, но не развлекательный, а прогулочный, с тематическими зонами. Объект позволяет использовать как минимум два больших пространства для различных мероприятий.
Завершающий элемент – это юго-восточный склон на выходе с редута. Там лес, но по генплану там магистральная улица. Однако проектной документации ещё нет, поэтому работать с финальной точкой пространства пока нельзя никак. Есть только концепция, причём в основном она останется лесной с пешеходными путями, лестницами. Также в рамках элементов застройки уже за частные средства реализуются общественные пространства, которые можно связать с этим пешеходным маршрутом.
Концепцию поддерживает и администрация Владивостока, и музей Владивостокской крепости. Как отнесутся к «облагораживанию» территории владельцы бесчисленных стоянок на Зелёном углу, пока неизвестно.