Киностудия «Союзмультфильм» выпустила в большой мир множество персонажей, которые стали героями детства современных взрослых, – и на сегодня намерена вернуть их всех «под своё крыло», по-хорошему или по-плохому. В прошлом году представители компании заявили о пяти тысячах поданных исков по поводу незаконного использования популярных образов. Теперь суды грозят и Владивостоку – от Приморского краевого театра кукол требуют заплатить два миллиона рублей из-за поставленного пять лет назад спектакля «Умка». Артисты и руководство сейчас пытаются объяснить Москве, что сюжет не имеет ничего общего с любимым ими мультфильмом, а слово «умка» – на языке северных народов означает «белый медведь».
«Умка» или «белый медвежонок»?
В распоряжении Новостей VL.ru оказалась досудебная претензия со стороны ООО «Союзмультфильм» от 21 февраля 2023 года. По мнению составителя документа, ГАУК «Приморский краевой театр кукол» использует образы «Умка» и «Мама-Умка» из мультфильмов, входящих в состав «Золотой коллекции», а также само название анимационной картины 1969 года. При этом персонажи мультфильмов «Умка» и «Умка ищет друга» может использовать только сам «Союзмультфильм» – на основании лицензионного договора от 27.03.2020 года.
Киностудия требовала немедленно прекратить «воровство» медвежонка и более того – в течение десяти дней с даты получения бумаги выплатить два миллиона рублей. Приморский театр кукол от таких требований опешил и денег по указанным реквизитам переводить, конечно, не стал. Учреждение культуры, которое большую часть зарплатного фонда получает из бюджета и в прошлом году завершило первый в своей истории капремонт, постаралось объяснить ситуацию в ответном письме.
«Мы ответили «Союзмультфильму», что никакого отношения – ни художественного, ни связанного с названием – к мультфильму наш спектакль не имеет. Драматург сама родом из Якутии – Анна Пшенникова, и она хорошо знакома с культурой народов Крайнего Севера, а «умка» [на языке коренных народов] является названием нарицательным белого медведя, – рассказала директор театра Лидия Василенко. – Мы совершенно были шокированы. Мы театр государственный, серьёзная организация. И прежде чем выпускать спектакль для зрителя, мы подписываем все лицензионные договоры, чтобы всю судебную практику избежать».
Один из ключевых аргументов, которым пытаются защитить себя артисты и руководство театра, – лицензия на образ Умки зарегистрирована в 2020 году, а владивостокский спектакль был поставлен ещё в 2018-м. Режиссёром его тогда стал заслуженный артист России Вадим Перфилов (о нападках на его другое произведение Новости VL.ru рассказывали ранее). Он вспоминает, что первый зритель увидел постановку 31 декабря – спектакль получился очень красочным, ярким, занял свою нишу в репертуаре, а в региональном конкурсе имени А. А. Присяжнюка был признан «Лучшей детской постановкой».
С тех пор герои спектакля появлялись на сцене не раз – его повторяли и в феврале 2023-го – и уже полюбились приморскому зрителю. История кукольного умки имеет мало общего с «Умкой» «Союзмультфильма»: медвежонок знакомится с двумя живущими на Крайнем Севере ребятишками, они становятся друзьями, но мама-медведица трагически гибнет от рук браконьеров. Спектакль обращается к теме дружбы, любви, а также традициям коренных народностей, когда показывает чудо – медведица оживает благодаря ритуалу шамана. Спектакль украшает оригинальное музыкальное оформление – в том числе рокот шаманского бубна.
«Это совершенно другая пьеса, другая адаптация материала – источником и вовсе послужило цирковое представление, поставленное в Якутске. <…> Они что, «застолбили» слово «умка»? В переводе с языка коренных народов это всего лишь означает «белый медведь». Спектакли «Умка» и сейчас ставят во многих театрах – я навскидку могу назвать около десятка, – и все они разные, не такие, как мультфильм. Последняя премьера, насколько помню, прошла в Новосибирске», – рассказал Вадим Перфилов.
Совсем не как в сказке
Однако уже из текста претензии можно заключить, что такие аргументы не убедят юристов, «стоящих на страже» Умки, Котёнка по имени Гав, Чебурашки, Крокодила Гены, Карлсона, Винни Пуха и все-всех-всех. Так, в своей претензии «Союзмультфильм» уже ссылается на решение Суда по интеллектуальным правам № СИП-965/2020. В этом деле было постановлено, что латвийский детский телеканал больше не может использовать образ героя из картины «Приключения пингвинёнка Лоло».
Речь тогда шла об охране товарного знака, и как решил президиум Суда по интеллектуальным правам, согласно пп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные названию известного в РФ на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, без согласия правообладателя.
В случае с приморским мишкой киностудия проводит аналогию: мультфильмы, вошедшие в «Золотую коллекцию», уже являются общеизвестными, а значит, у «потребителей» сформирована стойкая ассоциативная связь между их персонажами, образами и названиями.
Плюс срок исковой давности по сути не имеет значения. Незаконно предоставленную охрану товарного знака (или использование образа персонажа), по мнению суда, можно оспорить в течение всего периода действия права на него. Это если говорить кратко.
В своей претензии юристы «Союзмультфильма» также ссылаются на массу «страшных» цитат из российского Гражданского кодекса: например, «отсутствие запрета не считается согласием» (п. 1. ст. 1229 ГК РФ) или «меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав, допущенное нарушителем при осуществлении им предпринимательской деятельности, подлежат применению независимо от вины нарушителя» (п. п. 3-5 ст. 1250 ГК РФ).
Другими словами, даже если бы театр не получил претензию, просьбу или предупреждение, он всё равно «остался бы должен». Кажется, что голос здравого смысла порой может затеряться в хитросплетениях законоприменения и судебных тяжб – в тех случаях, когда тяжёлая артиллерия законодательства РФ бьёт по бюджетному учреждению, призванному культурно просвещать детей и взрослых.
Мульт-правовой фронт
В заключение хочется отметить, что «Союзмультфильм», похоже, гордится своей широкой кампанией по защите авторских прав, развёрнутой за последние несколько лет. Так, в сентябре 2022 года представители студии рассказали, что по итогам мониторинга, процесс которого занял около года, обнаружены более 6 тысяч нарушений использования популярных анимационных образов компаниями по всей России. По свыше 5 тысяч из установленных фактов составлены и направлены в суды соответствующие исковые заявления. На тот момент было вынесено 142 решения в пользу киностудии, судебные процессы продолжаются. Известно, что только в Приморье у «Союзмультфильма» 19 судебных дел.
«Статус наших классических персонажей, являющихся частью культурного наследия, должен оставаться на высоком уровне, любое использование образов должно происходить в рамках действующего законодательства. Такой подход также позволяет избежать произвольных визуальных трактовок и интеграций героев знаменитых анимационных фильмов. При работе с партнёрами студия очень внимательно относится к контексту сотрудничества, не допуская возможных смысловых искажений. Любая интеграция должна быть выполнена релевантно», – приводил ТАСС слова руководителя юридического управления киностудии Натальи Сигачевой.
Особое внимание юристы уделили милому мишке из фильма «Умка» – весной 2021 года его бренд регистрировали, чтобы запустить одноимённый образовательный центр. А уже в 2022-м после возражений «Союзмультфильма» Роспатент отменил охрану ряда товарных знаков, под которыми производилась продукция с упоминанием «Умки»: например, бытовая химия, косметика и аксессуары от нижегородского производителя «Белая мануфактура», шоколадные конфеты «Умка-Конти» курской кондитерской фабрики или жидкости для омывателя автомобилей от «Русхимтэка». В такой же ситуации, по данным издания «Коммерсантъ», оказались киевский производитель теплоизоляционных смесей Umka, интернет-магазин «Умкина Берлога» из Иваново, новосибирский центр родительской поддержки «Умка XXI век», летний лагерь в Красноярске UMKA Camp и другие компании.
В «Союзмультфильме» тогда заявили, что студия уже выявила 56 товарных знаков «с незаконным применением образа персонажа Умка». Руководство студии подчёркивало, что готово и к урегулированию спорных вопросов путём заключения лицензионных договоров. В противном же случае нарушителям, очевидно, приходилось отправиться в долгий путь на «льдине судебных тяжб». Так было и у «Приморского кондитера», с которого московские фабрики «Рот Фронт» и «Красный Октябрь» требовали по суду 135 млн рублей компенсации за незаконное использование товарных знаков, в том числе «Птичье молоко».
В Приморском театре кукол пока сохраняют веру в торжество справедливости. Своей вины артисты не видят – «узнаваемый образ» приморского умки они создали для своего зрителя своими куклами, голосами, талантом. Однако спектакль временно сняли с афиши – дальнейших повторов пока не будет. Владивосток ждёт, когда Москва сделает свой следующий шаг.