Технохолдинг «Сумотори» экс-мэра Виталия Веркеенко вышел из состава учредителей компании «Сумотори-Авто», которой принадлежат дилерские центры брендов Kia, Mazda, Subaru, Skoda и Volkswagen в пригороде Владивостока. Теперь они находятся исключительно в сфере интересов совладельца рыбного порта Дениса Сараны. Одновременно с этим из базы ЕГРЮЛ исчезли сведения об обременении доли самого Веркеенко «ТХ Сумотори», которая была в залоге у того же Сараны с 2016 года. Это может означать, что давние товарищи и бизнес-партнёры закрыли все вопросы с долгами друг перед другом.
Виталий Веркеенко руководил Владивостоком в 2017-2018 годах, а сейчас живёт в Японии, но продолжает развивать свой бизнес в России. Один из основных его активов – ООО «ТХ Сумотори», основанное в ноябре 2007 года. Уставной капитал 9,36 млн рублей, выручка за прошлый год 18,9 млн рублей, чистая прибыль – 7,24 млн.
По данным ИАС Seldon.Basis, основным владельцем технохолдинга «Сумотори» со дня основания является сам Веркеенко, ему принадлежит 85,91% в уставном капитале. Ещё 4,53% – маме Галине Веркеенко, остальные 9,56% с 2016 года – у ПАО «ГК Сумотори». Эта компания, по данным СПАРК, тоже принадлежит Виталию Веркеенко и занимается финансовыми услугами. В прошлом году она принесла небольшую прибыль, порядка 224 тысяч рублей.
ООО «Сумотори-Авто», к которому относятся дилерские центры на Тульской, между Владивостоком и Артёмом, основано в январе 2010 года и изначально принадлежало самому Веркеенко и «ТХ Сумотори». Но в 2016 году основной пакет перешёл компании «ДВ Инвест» Дениса Сараны. Через год его компания вышла из состава учредителей «Сумотори-Авто», а в мае 2019 года снова вошла.
Однако «ТХ Сумотори» до недавнего времени всё ещё принадлежало 10% «Сумотори-Авто». Но на этой неделе, 21 марта 2023 года, эта доля перешла Алексею Саране, брату опального бизнесмена (в отношении Дениса Сараны сейчас расследуется крупное уголовное дело о контрабанде металлолома). Теперь можно сказать, что Виталий Веркеенко больше не имеет отношения к «Сумотори-Авто» и дилерским центрам легковых авто.
На сайте технохолдинга больше нет раздела «Сумотори-Авто», хотя ещё можно найти ссылки на отдельные дилерские центры. Компания Веркеенко же теперь занимается, судя по сайту, грузовиками, спецтехникой, автотоварами, запчастями и маслами, сервисом, лизингом, автомобилями с японских аукционов, а также продолжает развивать проекты «Примринг», выставочный центр «Терминал Экспо» в старом аэропорту и завод по утилизации автомобилей «Terminator» в ТОР.
Одновременно с уходом технохолдинга из «Сумотори-Авто» произошло, по всей видимости, и погашение долгов Веркеенко перед Сараной. С 2016 года 100% доли Виталия и Галины Веркеенко в «ТХ Сумотори» находились в залоге у Дениса Викторовича. Ещё недавно это обременение было отмечено в базе ЕГРЮЛ, однако сегодня его нет.
Виталий Веркеенко отказался прокомментировать условия сделки. Источники, знакомые с ситуацией, говорят, что дилерские центры для технохолдинга были обузой и избавиться от них было правильным решением. Правда, по данным той же ИАС Seldon.Basis, в 2021 году «Сумотори-Авто» показало выручку в 1 миллиард и принесло 34,8 млн чистой прибыли. Это лучший показатель за всю историю компании.