Два магазина «Пятёрочка» открылись сегодня во Владивостоке. До конца года в Приморье планируют открыть 60 магазинов, а затем открывать ещё примерно столько же в течение трёх-четырёх лет. Федеральная сеть готова порадовать местных покупателей уже вполне приличным ассортиментом товаров, включая собственные бренды.
Первый магазин открыли на Русской, 19 в ТЦ «Европейский». Когда-то там располагался ныне почивший «Фреш25». В честь открытия многочисленным покупателям дарили подарки и предлагали участвовать в лотерее. Несмотря на утро рабочего дня, желающих первыми зайти в новый супермаркет оказалось немало.
Второй магазин сети также открылся во Владивостоке на улице Терешковой. План по Дальнему Востоку – открыть 800 магазинов в течение 5-6 лет. За этот год 150 торговых точек, в том числе до конца года в Приморье откроют 60 магазинов. В трёхлетней перспективе это порядка 3 тысяч рабочих мест на Дальнем Востоке. Общий размер инвестиций в дальневосточные регионы – более 10 млрд рублей.
Символическую ленточку перед открытием первой точки перерезали зампред правительства Приморского края Николай Стецко и исполнительный директор «Территория Дальний Восток» торговой сети «Пятёрочка» Антон Безрядин. А табличка «Первый магазин во Владивостоке» теперь будет украшать вход в помещение.
В магазине – всё по стандарту компании X5 Group, приморские «Пятёрочки» концептуально ничем не будут отличаться от своих «коллег» в любом другом регионе страны. Хотя ценовую политику, конечно, диктует местный рынок. В частности, торговая сеть «Пятёрочка» поддерживает региональные социальные проекты – «Доступное Приморье» и продвижение региональных производителей, которым будут выделены отдельные полки в супермаркетах.
Встречает покупателей запах свежей выпечки – у входа располагается отдел с собственной пекарней. Трижды в день полки будут заполнять свежим хлебом. Рядом стоит кофемашина, так что можно устроить себе быстрый перекус, например, в обеденный перерыв.
Большая стойка со свежими овощами и фруктами занимает примерно треть магазина. Производители и поставщики разные, цены – тоже.
«Мы заметили, что здесь, в Приморье, не хватает в первую очередь свежих овощей и фруктов, – говорит исполнительный директор «Территория Дальний Восток» торговой сети «Пятёрочка» Антон Безрядин. – Поэтому будем сотрудничать с максимально возможным количеством местных производителей. Но мы понимаем, что этого, скорее всего, на нашу сеть в перспективе на 350-400 магазинов будет не хватать. Поэтому будем искать альтернативные пути. Либо производитель будет с нами вместе развиваться, либо кто-то решит зайти в регион и построить площадку, не знаю, тепличный комплекс. Мы не покупаем производства сами, но примеров развития и расширения чьего-то бизнеса при сотрудничестве с нами есть сотни. Это нормальное взаимодействие торговой сети и производителя».
Мясо и птица – наши, «Амурский бройлер», «Ратимир» и другие привычные производители. Дальневосточная «молочка» тоже есть, хорольская и «ГринАгро». Словом, глаз цепляется, хотя многие бренды приморский покупатель с ходу и не узнает. Сеть «Пятёрочка» активно развивает частные марки, то есть собственные бренды. Они есть практически в каждой товарной категории, от тех же овощей (например, шесть видов томатов) до гигиеничных товаров и пива.
Частная марка – это стратегия компании для того, чтобы иметь привлекательную цену на полке. Покупатель не переплачивает за бренд. Например, есть горошек, который изготавливают на одном заводе с продукцией одного из популярнейших в России брендов, только стоит он вдвое дешевле.
Пока эту продукцию в Приморье привозят. Собственную продукцию «Пятёрочка» выпускает в разных регионах России и за рубежом – в Китае, Вьетнаме, Германии. В Приморском крае, по словам Антона Безрядина, тоже будет выпускаться обязательно. Если уже не выпускается – говорит, возможно, и есть какие-нибудь приморские морепродукты под собственным брендом, которые поставляются во все регионы присутствия. Договорённости с местными производителями тоже есть – 40 соглашений подписано, ещё 170 в разработке.
«Мы рады наконец приветствовать большого национального игрока на нашем рынке, «Пятёрочку», – говорит зампред правительства Приморского края Николай Стецко. – Это национальные стандарты обслуживания покупателей, работы с поставщиками. Мы будем только рады, если на нашем конкурентном рынке появляется тот игрок, который будет его улучшать. Для нас «Пятёрочка» – это не только новый магазин, но также и тысячи рабочих мест, доступные продукты как в больших городах, так и в небольших населённых пунктах, дополнительные налоги, социальные программы. Мы в январе делали закупочную сессию, и более 40 приморских компаний уже подписали соглашение с «Пятёрочкой» и будут доставлять свои товары на полки их магазинов».
Вместе с открытиями магазинов в городе заработал сервис «Пятёрочка Доставка» – возможность приобрести товары из магазинов с быстрой доставкой от 30 минут прямо домой. Кроме того, заработала программа лояльности — она, кстати, единая на все регионы. Во всех магазинах для пенсионеров при предъявлении удостоверения предусмотрена скидка 10% по утрам, а по средам проходит акция «Семейная среда» – родителям и опекунам детей до 13 лет предоставляется дополнительная скидка в размере 10% на покупки в течение дня на большинство категорий товаров.
«В России более 19,5 тысячи магазинов, – говорит Антон Безрядин. – Находимся мы сейчас в 68 субъектах, завтра будет в 69 — откроем магазин в Хабаровске. 34 распределительных центра, 260 тысяч сотрудников. Концепт магазинов у нас единый, не важно, находится ли точка в спальном районе, в центре или вообще в маленьком посёлке в тайге. Везде будет всё одинаковое — свои печи, кофемашины, стандартный ассортимент и цены, кассы самообслуживания. В течение первого полугодия планируем в Приморье открыть около 40 торговых точек или 60 до конца года. В течение трёх-четырёх лет планируем в таких цифрах в Приморье открываться».
Распределительный центр сети находится в Хабаровске, потому что логистика там удобнее. Доставка товаров в регион — вообще большая боль любой крупной сети. Скоропортящиеся товары к открытию магазинов, например, пришлось везти самолётом. Но вообще «Пятёрочка» использует наземный транспорт, преимущественно железнодорожный. Привозных товаров сейчас 70-75%. Но в отдельных категориях, как утверждают в компании, доля приморских продуктов достигает тех же 70%.
«Я когда сюда приезжал осенью, видел, что в местных сетях много корейских, китайских, японских товаров и мало русских, – говорит генеральный директор сети «Пятёрочка» Вячеслав Курбатов. – Может быть, наша миссия и заключается в том, чтобы принести на Дальний Восток русские товары! Но если серьёзно, то у нас есть отдельное подразделение, которое занимается нашими прямыми поставками. Они сейчас рассматривают китайское направление, чтобы что-то интересное поставлять и в Сибирь, и в Москву. У нас нет задачи наполнить Москву китайскими товарами. Но тут как — главное же ввязаться в драку, а потом посмотрим. Будем изучать, что востребовано, что нужно. У нас с момента принятия решения о приходе на Дальний Восток до открытия первого магазина прошло довольно мало времени, около полугода. Поэтому сейчас ассортимент, можно сказать, базовый. Дальше изучим потребности и будем стараться давать интересные предложения. Наша сила, наверное, всё-таки в российском ассортименте».
Конкуренцию в Приморье считают нормальной, здоровой, а рынок – гибким. Планов по приобретению местных сетей у компании пока нет. Для своих магазинов «Пятёрочка» ищет помещения от 300 квадратных метров – и таких предложений на местном рынке недвижимости хватает.
Вячеслав Курбатов, помимо операционной деятельности сети, особо выделил и социальные направления. Это и экологическая повестка — использование вторсырья для производства пакетов, многоразовые сумки для покупок и даже корзины из переработанного пластика. В магазинах есть уголки для «потеряшек» – это совместный проект с «ЛизаАлерт», поисковой командой. Есть так называемая «Корзина доброты» для благотворительных покупок.
Одновременно с открытием первых магазинов в Приморье X5 Group заключила соглашение о сотрудничестве с правительством региона. Соглашение направлено на развитие торговли в регионе, повышение доступности магазинов для маломобильных граждан, социальную поддержку и реализацию благотворительных программ, а также популяризацию культуры потребления качественных и безопасных продуктов.