Новости Владивосток

Платная парковка vs ПДД: почему одни водители Владивостока получают штрафы пачками, а другие вовсе ничего не платят

Три месяца Владивосток живёт с платной парковкой вдоль центральных и не только улиц. За это время некоторые уже успели насобирать коллекцию штрафов, а другие – найти и опробовать лазейки, как не платить вовсе. Свободных парковочных мест, надо отдать должное, в городе действительно стало больше. Однако инициаторы и исполнители этого мегапроекта до сих пор не успели выполнить все обещания и поправить недочёты. Редакция Новостей VL.ru понаблюдала, как меняются привычки горожан, которые паркуются на улице.

Вкратце напомним, с 25 ноября платные парковки заработали на Набережной (за кинотеатром «Океан»), Петра Великого, Корабельной набережной, Гоголя и даже Калинина, а также на Батарейной (возле «Олимпийца») и двух парковках закрытого типа – на Уткинской (бывшее троллейбусное кольцо) и Светланской (у здания правительства Приморского края). А с 28 декабря запустили ещё 22 зоны, итого их теперь 31 на 3113 парковочных мест.

Как всё это работает, мы подробно рассказывали вот тут, не будем сейчас на это отвлекаться. Расскажем о том, что до сих пор не работает.

Клиенты платных парковок

Во-первых, и это сразу бросается в глаза, практически нигде спустя 3 месяца вы не увидите той самой пресловутой синей разметки, которую начали наносить сразу после выборов в сентябре. Что греха таить, её и к моменту запуска проекта уже не везде было видно. Но сейчас от неё вообще мало что осталось, а местами она и вовсе скрыта под неубранными с декабря сугробами или наледью.

Власти на это отвечают: есть дорожные знаки, ориентироваться нужно по ним. И действительно, знаки стоят, но есть нюансы. Например, разметка обозначала, где заканчивается платная зона перед перекрёстком или пешеходным переходом. А если автомобиль припаркуется за границей зоны, он нарушает ПДД, а не требования платной парковки. Но об этом чуть позже.

Во-вторых, дорожные знаки. Во Владивостоке установили упрощённый вариант знака «Платная парковка» без дополнительной таблички, на котором копейки нарисованы рядом с буквой «Р». Только ленивый не возмутился, что знака 6.4.2д ещё нет в ПДД, он вступает в действие с 1 марта 2023 года, а значит, все штрафы ранее недействительны. Что ж, подождём, чем закончится разбирательство в суде экс-главы департамента культуры Сергея Матлина, который в январе решил обжаловать штраф, в том числе и напирая на этот аргумент. Юристы говорят, что шансов немного. Логика такая: платная парковка — это не опция ПДД, это решение собственника в лице мэрии об оказании услуги. Положение о платной парковке опубликовали на официальном сайте мэрии и многократно повторили в СМИ, а чтобы водители точно об этом узнали, повесили понятные знаки и информационные таблички. Это как в супермаркете – если на товаре нет ценника или он написан ручкой, это не значит, что его можно взять бесплатно. Больше шансов оспорить штраф за парковку поверх сугробов, как было в январе, поскольку тут пахнет ненадлежащим качеством услуги. К законности самой платной парковки претензий даже у прокуратуры нет, так что едем дальше.

Стали ли автомобилисты пользоваться платной парковкой? Очевидно, да, и чем ближе к центру, тем чаще. Если на Калинина и Фадеева обочины теперь пустуют, то в центре в любой будний день с 8:00 до 19:00 машин много. Причём стоят не бесплатные 15 минут, а подолгу. Есть даже такие, кто не изменил своим привычкам и паркуется в платной зоне возле своих офисов на весь рабочий день, что должно вылетать в копеечку (50-75 рублей в час). Может, они до сих пор не знают, что парковка уже платная?

Для парковки на весь день на Уткинской и возле краевого правительства ввели льготный «суточный» тариф 250 рублей за шесть часов и выше. И им тоже не сказать что часто пользуются. На Уткинской, к примеру, 84 места и практически всегда есть свободные. Кто оставляет свои машины здесь каждый рабочий день, уже запомнили друг друга – таких машин десять или чуть больше.

Есть даже те, кто давно оставил машину на обочине, а она потом стала платной. Их легко опознать по сугробам с декабрьского снегопада. Но номера считываются паркрайтами, каждый день начисляются штрафы, видимо. Что будут делать потом эти несчастные, не понятно.

Возникает логичный вопрос: а те, кто стоит на платных парковках, точно за неё платят? Отвечает оператор парковок и главный выгодополучатель «Цифровое Приморье»: с начала работы платных парковочных зон в дальневосточной столице ими воспользовались 150 тысяч раз. Трудно сказать, много это или мало. Цифра внушительная, но это именно количество транзакций, а не водителей. Тут в счёт идёт всё: и парковка на целый день, и на один час. Да и один водитель мог, заплатив за час, потом пару раз продлевать стоянку отдельными платежами. Скорее всего, большая часть водителей до сих пор не пользовались услугой.

Штрафы...

И тут переходим к самому интересному по теме. Недавно в сети появилась жалоба водителя, который получил сразу 15 штрафов, выписанных в одно и то же время. Естественно, он настаивал, что в платных зонах не паркуется, а это какая-то техническая ошибка. В ЦП проверили и выяснили, что на самом деле этот водитель с 11 января по 10 февраля почти каждый рабочий день останавливался в одном и том же месте возле Семёновской, 22. И каждый раз мимо него проезжал паркрайт с разницей в большее чем 15 минут, оба раза фиксировал его на фото, на основании чего и выписывали штраф. А паркрайты эти действительно ходят по маршрутам: мы замечали их в потоке, а также ездили с ними в тестовом и затем в боевом режимах. «Пострадавший» водитель написал жалобу в мэрию, но скоро, видимо, получит неутешительный для себя ответ и подборку фотографий.

Почему возникают подобные ситуации и недопонимание со стороны водителя? Во-первых, потому что неоплаченная парковка – это не нарушение ПДД. Вместо электронного письма с фотографией, местом, датой и временем нарушения на «Госуслугах» приходит только уведомление с суммой штрафа и временем вынесения постановления (вот почему тот самый водитель думал, что все 15 нарушений зафиксированы в одно время). Это очень неудобно. Водителям сначала объяснили, что фотография и вся информация вам придёт по обычной почте. Но те начали обрывать телефоны ЦП и административных комиссий. В итоге сейчас нашли выход: можно получать электронные заказные письма, но придётся в настройках уведомлений в личном кабинете поставить отметку в строке «Уведомления от Госпочты», в закладке Госпочта и в разделе «Почта России» включить доставку писем онлайн, а также в подразделе «Электронные письма. Управлять адресами» указать почтовые адреса, на которые приходят бумажные письма от различных ведомств. Или смириться.

«Во-вторых» звучит так же, как и «во-первых»: неоплаченная парковка – это не нарушение ПДД. Неоплата парковки карается по ч. 2 ст. 7.27 краевого закона «Нарушение порядка пользования платными парковками общего пользования» (№ 44-КЗ): штраф 1500 рублей, за повторное нарушение – 3000 рублей. Паркон находит нарушителей, информация поступает в администрацию города, после чего специалисты мэрии направляют запрос в ГИБДД о владельцах автомобилей. После получения информации о собственнике вопрос рассматривает административная комиссия того района, где зафиксировано нарушение (во Владивостоке пять комиссий). Издаётся постановление по делу об административном правонарушении и наложении штрафа. То есть паркрайты каждый день штрафуют нарушителей с ноября, но информация о них проходит такой длинный путь, что получают «письмо счастья» водители только спустя две-три недели, месяц, да ещё порой и сразу пачкой.

В итоге и получается: 22 февраля «Цифровое Приморье» отчиталось, что всего с начала работы сервиса выявили около 15 тысяч фактов неоплаты парковки, но из них на сегодняшний день административные комиссии выписали только 4472 штрафа, то есть всего около трети от всех нарушителей. Часть «нарушителей» те самые административные комиссии в итоге отсеяли, как было у гражданина, который парковался на Пушкинской. По данным ЦП, примерно 30% нарушений после работы комиссий не конвертируются в штрафы. Но остальные нарушения просто не успели ещё обработать. Так что пока далеко не все водители успели почувствовать, что наказание неотвратимо.

Кстати, в ЦП отмечают, что число неоплативших парковку с начала года снизилось с 15 до 10% от общего количества воспользовавшихся сервисом. То есть растёт правосознание, как говорится.

...и хитрецы

Мы уже как-то писали, что некоторые автолюбители стали чаще парковаться на тротуарах, лишь бы не платить. Можно видеть машины на газонах, как на той же Фадеева. Или вот показательная ситуация на Пушкинской: в разгар дня запарковано всё пространство возле кольца на Шефнера, в том числе и островки безопасности, хотя в нескольких метрах выше начинается практически пустая зона платной парковки. В данном случае паркрайты бессильны – они патрулируют только свои зоны. Но за вышеперечисленные нарушения может оштрафовать сотрудник ГИБДД, а порой даже эвакуировать. Может проехать и оштрафовать паркон – они ещё работают во Владивостоке, хоть и не публичат свои маршруты. Наконец, машину-нарушителя может сфотографировать любой неравнодушный гражданин и отправить фото в ГИБДД – это почти гарантированный штраф. Таких граждан в «Цифровом Приморье» называют «добровольные помощники».

Ещё один способ укрываться от штрафов, опробованный ещё на тех же парконах: закрывать номера тряпочками или ездить вовсе без номеров. Сейчас примерно каждый десятый автомобиль в зоне платной парковки пользуется такой лазейкой. В ЦП снова отвечают на это, что фото со специально закрытыми номерами направляются в ГИБДД добровольными помощниками. Только не понятно, что с ними будет делать Госавтоинспекция.

И наконец, есть третья лазейка, которая ошарашивает своей наглостью. Если в платной зоне встать не на специально отведённое место, а рядом, например, на пешеходном переходе, или ближе 5 метров к перекрёстку, то формально паркрайт не может зафиксировать такой автомобиль, ведь он нарушает ПДД, а не правила платной парковки. Некоторые хитрецы уже поняли этот принцип, и в некоторых зонах появляются уже завсегдатаи, нарушающие ПДД в одних и тех же местах. Ни в коем случае не советуем брать эту сомнительную стратегию на вооружение по очевидной причине: за нарушение ПДД может оштрафовать тот же паркон, добровольный помощник, могут даже эвакуировать. Но судя по количеству нарушителей, вероятность такого события пока всё ещё ниже, чем штраф от паркрайта.

Доходит до абсурдного: нарушители занимают даже места для инвалидов, которые нарисовали одновременно с платной разметкой, и паркрайт тоже бессилен, потому что это нарушение ПДД. И хоть в этом случае штраф в разы больше – 5000 рублей, некоторые наглецы продолжают рисковать, лишь бы не платить за парковку.

Но лазейку, очевидно, скоро прикроют. Перед запуском системы в ЦП пообещали, что паркрайты будут отправлять информацию не только в административные комиссии по поводу неоплаты парковок, но и в ГИБДД – по нарушителям правил дорожного движения. Паркрайты технически это могут, надо только договориться. К тому же ЦП заинтересовано финансово, чтобы клиентов платных парковок стало больше: 85% оплаты оператор оставляет себе, и только 15% идёт в бюджет. Почему до сих пор не договорились, не очень понятно. Может быть, потому что штрафы целиком идут в бюджет, оператор с них ничего не получает.

Цифровое послесловие

Оценивая, как много людей пользуются услугой платных парковок, отметим, что у приложения «Цифровое Приморье» (6+) в магазине Google Play всего 10 000+ скачиваний и 156 отзывов и оценка 1,6 из 5 (это как-то очень низко). В Appstore всего 56 отзывов, оценка 3,0. Одна из самых частых жалоб на приложение – оно не только про оплату парковки. Напомним, «Цифровое Приморье» развивает одновременно порядка 30 сервисов по всему краю – от весового контроля на дорогах до турникетов в школах. И первое, чему возмущаются автомобилисты, загружая приложение, – здесь собрано огромное количество ненужной им информации. Отдельного приложения только для парковок, где можно их оплатить, не существует.

Жалуются ещё, что в приложении до сих пор нельзя оплатить парковку на Уткинской и Светланской, где шлагбаумы. Вот уже три месяца высвечивается надпись «Скоро будет доступно», но баг пока не поправили. Иногда появляются проблемы с транзакциями. Геолокация не показывает, где ты стоишь, надо вручную искать свою парковку, и ещё много отзывов.

С оплатой через паркоматы, похоже, проблем почти не возникает, жалоб на них не поступало, кроме той, что не во всех зонах они установлены. А по поводу оплаты парковки через СМС есть три момента, которые стоит отметить: скорее всего, вам всё равно понадобится выход в интернет – вспомнить шаблон сообщения для оплаты и номер вашей парковочной зоны, либо нужно прогуляться за этим в поисках жёлтой информационной таблички; нужно не забывать, что деньги за парковку списываются с баланса телефона, от чего многие уже отвыкли; операторы берут комиссию.


Прапорщика Комарова. Автомобиль стоит до зоны действия знака о платной парковке — newsvl.ru А этот микрогрузовик стоял тут ещё до того, как обочина стала платной — newsvl.ru Местами платную парковку до сих пор не почистили после снегопада — newsvl.ru Примерно каждая десятая машина стоит без номеров — newsvl.ru Этот автомобиль нарушает ПДД, но при этом не попадает в зону платной парковки — newsvl.ru Ещё один пример нарушения ПДД, чтобы не платить за парковку — newsvl.ru Улица Пограничная, тот же манёвр  — newsvl.ru Парковка ближе 5 метров к перекрёстку — newsvl.ru Уже больше месяца машина стоит без номеров и не боится платной парковки — newsvl.ru А прятать номера за тряпочку научили ещё парконы — newsvl.ru Платная парковка на Пологой — newsvl.ru Платная парковка на Пологой — newsvl.ru Платная парковка на Пологой — newsvl.ru Платная парковка на Пологой — newsvl.ru Платная парковка на Пологой — newsvl.ru Места на платной парковке есть, но некоторые выбирают стать под знаком — newsvl.ru Продолжают парковаться на тротуарах и газонах — newsvl.ru Не помогли даже конусы — newsvl.ru Видимо, такая остановка с перекрытием выезда тоже не попадёт в объектив паркрайта — newsvl.ru Место инвалида занято, возможно, инвалидом. но без номера это не проверить и за это не оштрафовать — newsvl.ru Та же картина на проспекте Острякова. Рядом есть места на платной парковке — newsvl.ru На Фадеева машины прячутся на газоне — newsvl.ru Платная парковка на Пушкинской — newsvl.ru Пушкинская. Нарушает, но не парковку — newsvl.ru Парковка на Суханова возле Думы города — newsvl.ru Возле сквера Суханова платная парковка почти всегда забита — newsvl.ru Спорный при отсутствии разметки момент на Фонтанной — newsvl.ru Парковка возле мэрии Владивостока тоже платная — newsvl.ru
Прапорщика Комарова. Автомобиль стоит до зоны действия знака о платной парковке — newsvl.ru А этот микрогрузовик стоял тут ещё до того, как обочина стала платной — newsvl.ru Местами платную парковку до сих пор не почистили после снегопада — newsvl.ru Примерно каждая десятая машина стоит без номеров — newsvl.ru Этот автомобиль нарушает ПДД, но при этом не попадает в зону платной парковки — newsvl.ru Ещё один пример нарушения ПДД, чтобы не платить за парковку — newsvl.ru Улица Пограничная, тот же манёвр  — newsvl.ru Парковка ближе 5 метров к перекрёстку — newsvl.ru Уже больше месяца машина стоит без номеров и не боится платной парковки — newsvl.ru А прятать номера за тряпочку научили ещё парконы — newsvl.ru Платная парковка на Пологой — newsvl.ru Платная парковка на Пологой — newsvl.ru Платная парковка на Пологой — newsvl.ru Платная парковка на Пологой — newsvl.ru Платная парковка на Пологой — newsvl.ru Места на платной парковке есть, но некоторые выбирают стать под знаком — newsvl.ru Продолжают парковаться на тротуарах и газонах — newsvl.ru Не помогли даже конусы — newsvl.ru Видимо, такая остановка с перекрытием выезда тоже не попадёт в объектив паркрайта — newsvl.ru Место инвалида занято, возможно, инвалидом. но без номера это не проверить и за это не оштрафовать — newsvl.ru Та же картина на проспекте Острякова. Рядом есть места на платной парковке — newsvl.ru На Фадеева машины прячутся на газоне — newsvl.ru Платная парковка на Пушкинской — newsvl.ru Пушкинская. Нарушает, но не парковку — newsvl.ru Парковка на Суханова возле Думы города — newsvl.ru Возле сквера Суханова платная парковка почти всегда забита — newsvl.ru Спорный при отсутствии разметки момент на Фонтанной — newsvl.ru Парковка возле мэрии Владивостока тоже платная — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта