Единственный в городе трамвайный маршрут Минный городок – Сахалинская ждёт преображение – администрация города намерена обновить старые гремящие рельсы и контактную сеть, закупить новые вагоны. Если финансирование одобрят, первые работы начнут уже в 2023-м, а закончить планируют за два-три года. Пока же пассажиры трясутся в вагонах на старых рельсах, выходят на остановках на разбитый асфальт и терпят другие неудобства. Но всё компенсирует скорость и удобство маршрута, который по большей части проходит отдельно от автомобильных дорог и не простаивает в пробках.
Напомним, впервые о том, что единственный сохранившийся в городе трамвайный маршрут город хочет полностью реконструировать, заявил глава Владивостока Константин Шестаков в июне прошлого года на заседании Думы. Тогда же звучала и примерная сумма требуемых средств – 2 млрд рублей. Таких денег на это в городском бюджете ожидаемо нет. А выделение средств из федерального бюджета всё ещё не согласовано.
Прекрасное далёко
«Капитальный ремонт трамвайной инфраструктуры планируется реализовать с помощью инструментов ВЭБ.РФ. В целях формирования общей заявки для получения инфраструктурного бюджетного кредита ВЭБ.РФ от субъекта Российской Федерации администрация города Владивостока направила необходимую информацию в правительство Приморского края и в Министерство транспорта Российской Федерации», – говорится в ответе мэрии на официальный запрос Новостей VL.ru.
В рамках данного проекта предусмотрены обновление подвижного состава трамваев в количестве 12 единиц и замена трамвайных путей на малошумные закрытого типа (для эксплуатации низкопольных моделей вагонов). Последнее поможет пользоваться общественным транспортом маломобильным гражданам. В тех же целях планируется адаптировать остановочные павильоны.
Также в администрации Владивостока отмечают, что в рамках реконструкции трамвайной системы предусмотрен капитальный ремонт сетей и трамвайного депо и модернизация тяговых подстанций.
«При обновлении трамвайной инфраструктуры Владивостока запланировано применение современных технологических и дизайнерских решений в целях создания новой визитной карточки города на долгие годы. Наличие дорогостоящей проектной документации при проведении капитального ремонта, без изменения параметров существующей инфраструктуры, не потребуется, поэтому её подготовка не делается», – отмечают в мэрии.
Не всегда под напряжением, но в вечной тряске
Пока же сохранившийся в городе трамвайный маршрут выглядит не особо презентабельно. Ни о каких низкопольных вагонах нет и речи, а аховое состояние рельс постепенно уничтожает и относительно неплохие подержанные вагоны, доставшиеся Владивостоку в 2020 году от Москвы.
Корреспондент Новостей VL.ru проехался по маршруту в обоих видах вагонов (в новых и старых) – особой разницы в звуке мало, разве что в старом (не московском) больше отдача и громче стук от наезда на стыки рельсов. В целом тряска весьма заметна, а уровень шума – большой.
Как уточняют в мэрии, на участке Минный городок – Школьная последний раз капитальный ремонт путей был произведён аж в 1986 году, степень изношенности полотна на данном участке составляет 50-60%. Чуть лучше ситуация на участке Сахалинская – Школьная – здесь капитальный ремонт полотна производился в 2016 году, поэтому состояние рельсов удовлетворительное.
Учёт нештатных ситуаций и ДТП с участием трамваев ведётся и находится на контроле в АО «Электрический транспорт». Согласно их данным, в 2021 году зафиксировано три случая схода подвижного состава, в 2022 году – также три случая. Причиной подобных происшествий в основном называют попадание посторонних предметов на рельсы, но можно предположить, что на такую статистику влияет и само состояние путей.
На участке Минный городок – Школьная есть и другая проблема – старый контактный провод. Этот путь находится на постоянном контроле, так как степень изношенности оборудования составляет 60-70%, поэтому осмотр производится ежедневно. На других участках контактный провод заменили в 2016-м. К слову, из-за проблем с токоприёмником иногда останавливаются трамваи. Такой случай, например, был совсем недавно, летом прошлого года.
В целом приходится констатировать, что владивостокскому трамваю, всё ещё крайне востребованному общественному транспорту, последние несколько лет уделялось крайне мало внимания. Некоторые требуемые ремонты и вовсе отменялись. Например, в ноябре 2019 года мэрия анонсировала, что в 2020-м заменят трамвайные пути между Луговой и Спортивной. Однако в итоге эти работы так и не провели – финансирование не утвердили.
Ещё одна проблема трамваев – отсутствие инфраструктуры рядом с линией: остановочных павильонов, свежего асфальта и благоустройства. Например, на спуске к Луговой, чтобы попасть на улицу Горную, нужно идти через светофор, но сам путь проходит через трамвайные пути. Никаких зебр, других специальных обозначений и безбарьерной среды здесь нет.
Мало места для пассажиров и много разрушенного от времени асфальта на остановках «Стадион», «Борисенко» и «Новожилова» – люди выходят из вагонов на очень узкую полоску асфальта, почти на дорогу. А на Луговой, одном из главных пересадочных узлов города, пешеходу, вышедшему из трамвая, приходится идти или по парковке ТЦ, или лавировать между антипарковочными столбиками.
Ремонт уже в 2023-м?
В мэрии отметили, что сейчас управление транспорта совместно с АО «Электрический транспорт» считают сметную стоимость работ, материалов и оборудования на реконструкцию путей.
«При одобрении заявки на реализацию данного проекта и принятия положительного решения о выделении финансирования от ВЭБ.РФ проведение работ по капитальному ремонту инфраструктуры и закупке новых трамваев начнётся в 2023 году и продлится в течение 2-3 лет. В случае разработки Правительством Российской Федерации других национальных проектов по обновлению инфраструктуры электрического транспорта администрацией города Владивостока также будут максимально реализованы все возможности для участия в них», – заключили в администрации города.
Максим Барыленко (текст), Максим Ануфриев (фото, видео)