Жители Патрокла обнаружили, что масштабный мурал на подпорной стене со стороны бухты Соболь, изображающий контейнеровоз, неизвестные «украсили» своими граффити. Яркие надписи нанесли на нижней части «борта» судна, а использованные баллончики выбросили прямо на побережье. Напомним, в прошлом году контейнеровоз в буквальном смысле бросил якорь на Патрокле в рамках грантового проекта «Метацентры: Владивосток без окраин» – автором мурала стал знаменитый художник из Москвы Александр Пономарёв. Будут ли восстанавливать его работу в первоначальном виде, на сегодня неизвестно.
«Проект был реализован на грант президентского фонда культурных инициатив, и, конечно, это была в некоторой степени удача, что Пономарёв согласился принять участие в нём. Изначально он должен был приехать на Биеннале, которую мы были вынуждены перенести на неопределённый срок в марте 2022 года», – вспоминает директор фонда «ЭНСО», автор и организатор проекта «Метацентры» Юлия Климко.
Александр Пономарёв творил в парижском соборе Сан-Луис-Салпетриер и на плато Гиза на фоне египетских пирамид, создавал художественные проекты в Мировом океане, в Арктике, Гренландии и Антарктиде, представлял Россию на Биеннале современного искусства в Венеции. Во Владивостоке он создал самый масштабный мурал в рамках «Метацентров», описав свою работу так: «Подпорная стена в туманной бухте Патрокл повёрнута к Океану, она смотрит на корабли, стоящие на внешнем рейде, и мечтает превратиться в корабль, чтобы уплыть в Неизвестность!»
Сегодня, 20 февраля, в соцсетях начали появляться изображения того, что стало с видением мастера. Неизвестные нанесли внизу по всей длине мурала граффити. Частично закрашенной оказалась и надпись PONOLINE (слово составлено из двух: Pono – от Пономарёв, Line – линия, направление).
Теоретически можно было бы поспорить о том, что так молодые художники взаимодействуют с произведением именитого коллеги, внося свои «штрихи». Но разговор об эстетике омрачает мусор, оставленный авторами граффити, – завершив своё дело, как минимум некоторые из них бросили прямо на берегу использованные баллончики из-под краски.
«Уровень такого художника, как Пономарёв, безусловно, подразумевает особый статус произведения, но изначально были риски, что найдутся ребята, для которых всё иначе. Стена была материалом для работы уличного искусства, а оно часто недолговечно. Можно было надеяться на профессиональную этику, но и в этом случае «закон улицы» взял верх», – описала произошедшее Юлия Климко.
Она рассказала корреспонденту Новостей VL.ru, что постарается изыскать средства на восстановление мурала в задуманном автором виде, но пока о сроках и самой вероятности реставрации говорить рано. Также Климко отметила, что у администрации Владивостока в данном случае нет обязательств сохранять работу на Патрокле и устранять последствия «художественного вандализма».
Напомним, в 2022 году в течение нескольких месяцев пятеро художников, приглашённых из разных городов России, расписывали фасады домов и подпорные стены Владивостока в рамках грантового проекта «Метацентры: Владивосток без окраин». Их работы можно найти в Нагорном парке, на Светланской, Семёновской, Эгершельде, Снеговой Пади и в Трудовом.