Этой зимой во Владивостоке найти свежевыловленную корюшку в свободной продаже почти невозможно. На тематическом рыбном фестивале местного зубаря тоже нет – его везут с Сахалина и из Хабаровского края. Учёные объясняют, что этот вид более 20 лет находится в депрессии. А рыбаки говорят, что в нечётные годы корюшки всегда меньше.
Раньше свежую корюшку можно было купить на базарах и у рыбаков на автобусных остановках. В позапрошлом году на «Фарпосте» продавали корюшку чуть ли не у лунки. Но уже в 2022-м рыбу стало сложно найти – на рынке её буквально сметали, а на привычных местах почти не осталось рыбаков.
В этом году местная корюшка есть разве что у самих рыбаков и в рыбацких чатах. На ярмарках или остановках, где её могли бы купить обычные горожане, её нет. На «Фарпосте» продают свежемороженого зубаря из Хабаровского края и есть несколько объявлений от рыбных магазинов, которые готовы купить парную корюшку или ворошёнку.
На фестиваль «Корюшка и Ко», который проходит во Владивостоке с 1 по 15 февраля, рыбу тоже теперь закупают у соседних регионов – в Приморье крупных поставщиков нет.
«Мы готовим перед фестивалем корюшки базу поставщиков и предлагаем шеф-поварам на выбор. В этом году больше поставщиков с Сахалина и из Хабаровского края, посёлка Де-Кастри. В Приморье корюшки сейчас мало. Хотя несколько лет назад некоторые рестораны могли напрямую закупать у рыбаков каждый день свежую», – отметила руководитель проекта Pacific Russia Food Татьяна Заречнева.
Председатель Ассоциации спортивного и любительского рыболовства Приморского края Юрий Нурмухаметов считает, что фестиваль проводят в то время, когда корюшка во Владивостоке и его окрестностях почти не ловится. Обычно её заканчивают ловить к Новому году, а начинают снова только к весне. Однако и он отмечает, что рыбы стало меньше.
«Это не те уловы, что были в 70-80-х годах, когда люди по 250 хвостов выдёргивали. Вообще по сравнению с теми годами уловы сократились в пять-шесть раз. А по сравнению, допустим, с последними 10 годами азиатской зубастой стало чуть-чуть побольше. Сейчас рыбаки, например, в районе Коврижки ловят её. Кто умеет ловить, тот стабильно получает 25-50 корюшек», – рассказал Юрий Нурмухаметов.
По его словам, сейчас корюшки не так много ещё и потому, что её обычно больше в чётные годы, а в нечётные меньше. Юрий рыбачит уже 20 лет и говорит, что это нормально. Да и в целом, чтобы поймать зубаря, нужно постараться, знать повадки рыбы, чаще менять места и приманки.
В Тихоокеанском филиале «ВНИРО» объясняют, что запас азиатской зубастой корюшки в Приморском крае более 20 лет находится в депрессивном состоянии.
«Запас азиатской зубастой находится в долговременной депрессии природного характера. Первые признаки наметившегося роста запаса азиатской корюшки зафиксированы в конце 2021 – начале 2022 года в центральном Приморье (залив Ольги – бассейн реки Аввакумовки) и южном Приморье (Амурский залив – бассейн р. Раздольная). Причём на юге эти признаки очень слабые», – пояснил главный специалист Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ВНИРО» Виктор Назаров.
Учёные подчёркивают, что это связано с причинами природного характера, но не с изменениями климата. Например, в Хабаровском крае ближе к посёлку Де-Кастри условия естественного воспроизводства зубаря благоприятнее, поэтому там этот вид является гораздо более многочисленным, даже несмотря на промысловую нагрузку.
При этом запасы более мелкой корюшки – писуча (малоротой японской) и прибойки (малоротой морской) – в Приморье не снижаются. А например, для малоротой морской корюшки с 2021 года наступил очередной период роста численности, особенно на побережье Лазовского и Ольгинского округов. Такая же тенденция проявляется в Дальнегорском городском округе, южной и центральной частях Тернейского округа.