Новости Владивосток

Доработанный, но ещё не окончательный вариант мастер-плана Владивостока представили полпреду Трутневу

На совещании с полпредом президента Юрием Трутневым 1 февраля глава Владивостока Константин Шестаков представил доработанную версию мастер-плана города. Работа над документом ведётся уже год, однако всё ещё есть шероховатости, которые надо исправлять, причём быстро, в течение пары месяцев. Мы выслушали доклад главы, замечания вице-премьера, а заодно спросили у главного архитектора, заменят ли мастер-планы в перспективе Генплан.

Мастер-план Владивостока планируется завершить к марту – тогда же его хотят представить и жителям. По словам главы города Константина Шестакова, на сегодняшний день уже ведётся работа на этапе формирования конкретных решений по проблемам города, комплексному развитию территорий, соответствующих изменений в муниципальные нормативные акты.

На основе анализа уже реализующихся проектов и возможных сценариев развития города сформированы показатели оценки работы к 2030 году: рост числа жителей, прирост экономики и, конечно, улучшение условий жизни во Владивостоке. В ближайшей перспективе Владивосток – это фактический центр Дальнего Востока. На перспективу 25 лет – это глобальный город, конкурирующий за людей, идеи и ресурсы с азиатскими «тиграми».

Задачей команды – а здесь мэр назвал КБ «Стрелка», госкорпорацию ВЭБ.РФ и администрацию Владивостока – Константин Шестаков видит обеспечение комплексного развития городских территорий, формирование транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры, а также сохранение и вовлечение в экономику природного каркаса города.

Мастер-план или Генплан?

Урбанистами выдвигается теория о том, что мастер-планы городов заменят основную действующую документацию – Генплан и Правила землепользования и застройки. Корреспондент Новостей VL.ru спросил об этом главного архитектора Приморского края Александра Котлярова.

«Мастер-план, конечно, не заменит Генплан – он его дополнит. Это разные документы. Генеральный план города – это план, в котором заложены проекты развития, реализуемые в качестве строительства. С помощью Генплана населённые пункты у нас разделены на зоны – жилые, рекреационные, деловые. Этот документ укрупнён. Когда мы хотим в какую-то из зон проникнуть, разрабатывается проект планировки и межевания территории. Это более детальный документ, который показывает, например, внутри жилой зоны, какого объёма будут новые объекты, где они будут располагаться и как повлияют на существующую застройку. Застройщик не получит разрешения на строительство, если ППТ не будет соответствовать Генплану. Мастер-план – это документ, который определяет развитие. Все его части друг с другом как-то коррелируют. В мастер-плане выбирается стратегическая ставка того или иного района города. Возьмём, к примеру, нефтебазу – вместо неё должен появиться деловой центр. Соответственно, этот деловой центр должен как-то влиять на близлежащие территории: давать новых людей территории, к нему должна подтягиваться достаточно близко какая-то социальная инфраструктура. Какие-то новые сервисы. Дорожная сеть меняется вообще полностью, она ориентируется на новую доминанту. У жителей большой запрос на рекреационные зоны, соответственно, они там тоже должны быть.

Другие задачи, которые решает мастер-план в отличие от Генплана, он эти стратегические ставки усиливает экономически. В Генплане у нас есть только понимание, в какой зоне какие объекты. Мастер-план идёт от обратного – он рассчитывает, что нужно для того, чтобы в этом месте поменялась градостроительная политика. Для этого нужно пустить новые маршруты, для этого рядом должны быть дома. Это ответ на вопрос, каким образом на условном пустыре должна появиться общественно-деловая, например, зона – почему она должна там быть, каким образом её нужно обустроить. Конечно, все решения мастер-плана будут отражены в Генплане», – объяснил Александр Котляров.

Первый мастер-план для Владивостока разрабатывался японской компанией Nikken Sekkei. Они сделали мастер-план нового делового района как раз на месте нефтебазы и развитие прибрежной территории рядом с 36-м причалом. Их решения автоматом отразили в Генеральном плане – «грех было не отразить», как сказал главный архитектор. Кстати, те решения также входят и в новый мастер-план, только представлять и защищать его будут на гораздо более высоком уровне.

Вынос нефтебазы

В докладе Константина Шестакова впервые прозвучала стоимость выноса нефтебазы со своего «исторического» места.

«Хотел бы сразу сказать, что ключевым решением для связанности территории является дорога-дублёр проспекта 100-летия Владивостока через Нефтеветку. Проект выноса нефтебазы и создания делового центра города – ещё один важный и ожидаемый горожанами проект. По вашему поручению, Юрий Петрович, мы провели ряд рабочих встреч с руководством нефтебазы, но пока лёгкого решения по механизмам выноса объекта не нашли. Коллеги проговаривают разные цифры по стоимости, предварительный расчёт был чуть более 100 млрд рублей, мы понимаем, что требуется дополнительная проработка», – доложил Шестаков.

При этом 100 млрд – это практически нижний порог цены. Итоговая или хотя бы примерная не ясны до сих пор, как и нет определённого участка или зоны, куда можно нефтебазу вынести без ущерба для всех сторон. Создание же дороги-дублёра через Нефтеветку, только не грунтовой, а нормативной, глава города назвал приоритетным проектом. Отметим, что ВКАД в этом докладе не упоминался.

Благоустройство морского фасада

«Наряду с уже реализующимися проектами по развитию Патрокла, «Голубиной пади», Трудового, «Зелёного Бульвара», ЖК «Изумрудный» и ряда других считаем целесообразным сконцентрировать усилия на береговых участках Амурского и Уссурийского заливов. Это даст нам не только новые городские пространства, но и позволит формировать новый морской фасад города», – сказал Константин Шестаков.

Развитие территорий вдоль Амурского залива уже начато, и есть три направления, по которым ведётся работа. Первое – это принятие приоритетных проектов с обязательствами застройщиков по созданию участков набережной Амурского залива, строительству транспортных связей с существующими улицами. Такие проекты обсуждаются и принимаются на Инвестиционном совете при губернаторе.

«Морские ворота города со стороны Уссурийского залива также планируем обновить, убрать хаотичное нагромождение гаражей, – говорит мэр. – Компания ПИК приобрела участок, примыкающий к бухте Улисс, и планирует его застройку, а компания ДНС вложит почти 500 млн рублей в бухты Патрокл и Соболь. Суммарный объём инвестиций в проекты превысит 82 млрд рублей, из которых только 10 млрд понадобится на инфраструктуру за счёт бюджетных источников».

Напомним, пока проект создания общественного пространства на Патрокле под вопросом – глава DNS Дмитрий Алексеев и владельцы участка в бухте, ООО «Другое дело», спорят о его цене и перспективах.

В мастер-план отдельно включили программу благоустройства общественных пространств: пляжи, сопки, зелёные зоны. Есть желание заключить концессию на парк Минного городка, но пока этот вопрос прорабатывается. Готовы предложить прибрежные территории инвесторам для работы по муниципально-частному партнёрству.

Комплексное развитие территорий

Второе направление – это аукционы по комплексному развитию территорий. В прошлом году впервые провели аукцион по проекту КРТ в отношении района «Дальпресса».  По результату бюджет города только за право заключения контракта заработал 56 млн рублей.

Застраиваемые территории также требуют расширения социальной инфраструктуры и в первую очередь образовательной. Ведётся работа с Министерством просвещения. Сегодня в городе строится школа на Патрокле, вскоре должна начаться стройка школы в Снеговой Пади. Готовятся площадки для строительства ещё четырёх школ. Также есть возможность расширения мощностей уже существующих школ – семь зданий можно реконструировать. В качестве примера глава города назвал школу № 32 на Чуркине или лицей № 3 на Садгороде.

Туристические планы

Также в мастер-план включён туристический центр города – «Дворы Миллионки», объект внимания всех туристов, прибывающих во Владивосток. Исторический центр включает 16 общественных пространств, 11 улиц и охватывает более 250 памятников архитектуры, которым необходимо вернуть первоначальный облик.

Запланировано создание пешеходных связей, организация дорожного движения с учётом выделенных полос и парковочных пространств. Кроме того, в этом году Минэкономразвития профинансирует внедрение туристического кода. Решение о выделении 210 млн рублей уже есть. Несмотря на то, что проект планируется реализовать за счёт бюджетных средств, улучшение условий пребывания туристов позволит нарастить налоговые поступления от этой деятельности и вовлечь новые объекты.

Дороги, парковки и транспорт

Работа общественного транспорта – один из главных запросов жителей и гостей города. Глава города отметил как достижение заключение трёхлетних контрактов на перевозки и приобретение новых автобусов 2020-2022 годов выпуска. Внебюджетных средств привлечено на обновление более 60 единиц транспорта. Параллельно созданы первые 5 км выделенных полос, что ускорило движение автобусов. В этом году в планах ещё 14 км.

Также планируется закупить новые троллейбусы – машины с автономным ходом. Говоря другими словами, это электробусы с динамической подзарядкой, то есть получающие энергию от контактной сети, а не от стационарной станции. Часть маршрута они могут проходить и без подзарядки, что делает их более автономными, чем обычные троллейбусы. Ими планируется обеспечить транспортную связанность Снеговой Пади, Изумрудного квартала с автовокзалом без дополнительных капитальных вложений. В мастер-план также включили модернизацию трамвайного движения – он позволяет в последующем создать транспортные пересадочные узлы на Баляева и Луговой. Но куда пойдут трамвайные пути дальше, неизвестно. Также глава города отметил, что нынешние вагоны и сами трамвайные пути находятся не в лучшем состоянии.

«Хотел бы попросить поддержки в переходе на брутто-контракты, что даст возможность жителям пересаживаться на разные виды транспорта по цене 1 поездки, а у перевозчиков исчезнет смысл нарушать расписание движения. Альтернативой использованию дорог, а значит, и снижению числа автомобилей, должен стать проект внеуличного общественного транспорта – городской электрички. При поддержке ВЭБ.РФ начали переговоры с группой компаний «Синара», имеющей как собственную производственную базу, так и опыт реализации таких проектов, и с АО «РЖД» пока на рабочем уровне в части возможности согласования расписания и расшивки участков путей для запуска городских электропоездов. Проект предполагает привлечение и бюджетных инвестиций, и льготного финансирования», – доложил Константин Шестаков.

Также необходимо создавать связи уже существующих и развивающихся районов с магистральными дорогами – к примеру, необходимо сделать выезд из района Зелёного бульвара на объездную трассу, что разгрузит дороги города. Аналогичные решения связаны с районами Снеговой Пади, Змеинки, а также с внутрирайонными связями.

Ещё один приоритетный проект – формирование уличного парковочного пространства. Первую очередь запустили в 2022 году на почти 3 тысячи машино-мест. В мастер-план включено расширение этого проекта. Администрация просит помочь с участками и финансированием на создание муниципальных парковок не менее чем на 300 машино-мест. О неработающей парковке на Верхнепортовой и о том, что ни одна модульная парковка даже не была собрана до конца, глава города не сказал.

Этот вопрос, кстати, затронул и Юрий Трутнев – после совещания он отметил, что не прозвучало ни одного предложения, куда деть уже существующие в городе машины, где и как их размещать. Это – существенный недостаток планирования.

Что надо доработать

«Мастер-план – это, наверное, одно из самых важных дел, которые мы должны сейчас сделать. Вы знаете, что президент поручил нам разработать мастер-планы 25 дальневосточных городов, сейчас эта работа ведётся, часть мастер-планов уже готовы к докладу президенту. Владивосток пока немножечко отстаёт. Но мне кажется, что это не столь плохо и не столь страшно. Мы сейчас заканчивали совещание тем, что мастер-план Владивостока должен быть лучшим, потому что я действительно считаю, что это очень красивый и замечательный город, это столица Дальнего Востока. Поэтому его надо сделать таким, чтобы ответить на все вопросы, которые у жителей есть, чтобы снять неудобства, чтобы создать Владивосток и Дальний Восток будущего».

По словам полпреда, тот план, который был представлен, не даёт общего впечатления «о том Владивостоке будущего, который бы мы хотели увидеть». Предложил коллегам сделать это послойно – инфраструктура, жилая застройка, зелёные насаждения, транспорт и так далее. Это поможет воспринять план более комплексно.

«Одной из основных проблем Владивостока жители всегда называют парковки, – сказал полпред. – Но никакого баланса не прозвучало. Мы не услышали, сколько сегодня среди рабочего дня на улицах Владивостока стоит машин. Куда мы их собираемся, извиняюсь, деть? Не ответив на этот вопрос, мы ничего не сделаем – как было, так и будет. Далее – окупаемость. Мы же говорим о десятках и сотнях миллиардов инвестиций. Совершенно очевидно, что мы должны получить ответ на вопрос, когда они окупятся и что они дадут в экономику Владивостока. Поэтому есть ещё целый ряд направлений, по которым план надо доработать. Сроки уже короткие, потому что мастер-планы многих городов уже практически готовы, начинается их обсуждение. Ну, я бы так сказал – месяц-два. В течение этого периода мастер-план должен быть закончен».


Обсудить в Telegram
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Полная версия сайта