Администрация Владивостока не смогла убедить Арбитражный суд в том, что виновником нынешнего состояния Некрасовского путепровода является подрядчик, выполнявший капитальный ремонт, и что он обязан выполнить ремонт по гарантии. Помимо того, что «Автобан-ДВ» самостоятельно проводил техническую экспертизу, суд назначил ещё одну. Оба эксперта пришли к выводу, что виной появившихся колей и ям стало отсутствие ухода за дорогой и контроля за нагрузкой на полотно – это вина не подрядчика. Суд отказал мэрии в иске в первой инстанции, апелляционная и кассационная решение поддержали.
Управление дорог администрации Владивостока обратилось в Арбитражный суд с иском к ООО СК «Автобан-ДВ» и требованием в течение месяца выполнить гарантийный ремонт Некрасовского путепровода. Компания ремонтировала его в 2020 году. Мэрия хотела обязать подрядчика устранить деформации и повреждения покрытия, выполнить фрезерование или срезку гребней и неровностей по колеям с заполнением колей асфальтобетоном и устроить в местах, предусмотренных контрактом, защитный слой на всю ширину покрытия. Фактически это означало бы новый капитальный ремонт путепровода.
Ответчик возразил, что возникновение дефектов не было связано с работами, поэтому не может считаться гарантийным случаем. Асфальтобетонное покрытие, выполненное «Автобан-ДВ», отвечает требованиям действующих нормативов. Образование дефектов произошло в результате воздействия высоких температур в комплексе со значительными транспортными нагрузками, интенсивностью движения с затруднённым типом (пробки), а также в отсутствие ограничений по движению большегрузного транспорта на месте выполнения работ.
Суд, исследовав дело, установил, что стороны подписали акты о приёмке работ, произвели сверку и взаиморасчёты. Заказчиком приняты и оплачены работы на сумму 229 601 779 рублей. Работы на сумму 73 683 820 рублей подрядчиком не выполнены. В апреле 2021 года мэрия в одностороннем порядке разорвала контракт, а через четыре месяца провела обследование многострадального путепровода, по результатам которого были выявлены «гребёнки», колеи и прочие неприятности. После направления претензии и требований провести гарантийный ремонт «Автобан-ДВ» заключил договор с экспертной организацией «Исследовательская лаборатория «Азимут», чтобы установить причины возникших дефектов выполненных работ.
Согласно представленному экспертному заключению, помимо движения большегрузов (которое по путепроводу вообще-то запрещено, но никто никогда «не видит» там фур), пробок и аномально высоких температур летом, в контракте был ещё и указан неверный тип покрытия. Применение в качестве вяжущего битума нефтяного дорожного БНД 100/130, имеющего температуру размягчения +45 °С, не может гарантировать безотказную работу в условиях высоких летних температур и интенсивности движения. На стадии подбора состава асфальтобетона следовало применять современные лабораторные методы испытания по определению глубины колеи и осуществлять подбор вяжущего материала с учётом транспортно-эксплуатационных нагрузок – всё это регламентировано ГОСТами. Но для правильного подбора необходим контроль за интенсивностью движения и составом транспортных средств. То есть возникновение дефектов асфальтобетонного покрытия не является виной подрядчика и не может быть отнесено к гарантийному случаю.
Администрация Владивостока, не согласившись с выводами эксперта, ходатайствовала о судебной экспертизе. Её проводило ООО «Стройтехэксперт». Эксперт подтвердил, что выполненные подрядчиком работы соответствовали условиям контракта. Испытанные образцы асфальтобетона соответствуют требованиям ГОСТ. Работы по устройству асфальтобетонного покрытия были приняты без замечаний – в протоколах, выполненных отделом технического контроля качества строительных материалов КГКУ «Управление автомобильных дорог Приморского края», это подтверждено. Следовательно, требования нормативных документов к технологии выполнения работ по устройству асфальтобетонного покрытия были соблюдены.
Причина возникновения дефектов в асфальтобетонных слоях, уложенных на путепроводе, в высоких эксплуатационных нагрузках от транспортных средств и высоких температурах воздуха в летний период 2021 года. Высокие температуры обусловили разогрев асфальтобетона до температуры размягчения и выше. Причина возникновения поперечных трещин в слое асфальтобетона ЩМА 20 – возникновение напряжения действия транспортной нагрузки при недостаточной несущей способности основания. Повреждения асфальтобетонного покрытия на объекте гарантийным случаем не являются и получены вследствие внешних климатических и механических факторов. Данный вид дефектов относится к эксплуатационным нагрузкам от транспортных средств.
При экспертном исследовании выявлены дефекты асфальтобетонного покрытия путепровода, которые влияют на безопасность движения. Для определения видов и объёма работ, необходимых для устранения выявленных недостатков, а также для дальнейшей безопасной эксплуатации путепровода необходимо провести комплексное обследование Некрасовского путепровода, составить проект на выполнение ремонта. Проектировать дорожную одежду следует с требуемым уровнем надёжности и толщины слоев асфальтобетона, способной воспринимать высокие эксплуатационные нагрузки. Конструкция дорожной одежды должна удовлетворять транспортно-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к дороге, и ожидаемым в перспективе составу и интенсивности движения.
Изучив доводы эксперта, суд пришёл к мнению, что иск не обоснован, и отказал в нём. Управление дорог пыталось оспорить это решение сперва в апелляционной инстанции, а потом и в кассации, но безрезультатно.
Также «Автобан-ДВ» сумел добиться исключения из реестра недобросовестных поставщиков, куда компания попала как раз за ремонт Некрасовского путепровода ещё до судебных разбирательств.
Напомним, контракт на ремонт Некрасовского путепровода был расторгован со второй попытки в 2020 году. Подрядчики не хотели браться за него из-за большого объёма работ и недостаточного финансирования. «Автобан-ДВ» начал ремонт в июне. В сентябре корреспондент Новостей VL.ru заметил, что техническое задание не соответствует реальному положению дел. Чуть позже это подтвердила прокуратура. Не были сделаны тротуары, деформационные швы и металлические ограждения. Положили только новый асфальт – волнами и без разметки. В 2021 году Арбитраж также пришёл к выводу, что исполнить контракт на ремонт было невозможно.
После этого администрация Владивостока предпринимала ещё несколько попыток найти нового подрядчика, «дробя» контракт на ремонт Некрасовского путепровода разные виды – всё вместе, отдельно швы, отдельно проезжую часть, отдельно тротуары. Пока найден только подрядчик на ремонт деформационных швов – ООО «СТК Макс М» из Республики Дагестан. Вероятно, местные дорожники не рискнули связываться с проблемным путепроводом.