Защита вице-мэра Владивостока Алексея Ляйфера, которого заключили в СИЗО в январе, попыталась обжаловать меру пресечения в краевом суде. Одним из поводов заключения чиновника под стражу следствие называло намерение уехать в Канаду – он якобы пересылал рекламное объявление от турфирмы своей супруге. Чиновник это категорически отрицает, а адвокаты называют строгую меру пресечения избыточной, ведь при задержании он добровольно отдал заграничный паспорт. Однако судья оставила Алексея Ляйфера в СИЗО до марта.
Заседание прошло 27 января. Самого арестованного в апелляционную инстанцию не привозили, он выступал по видеосвязи.
Адвокаты заявили, что нет оснований содержать их подзащитного в СИЗО: воспрепятствовать следствию он не станет, ранее не привлекался к ответственности, женат, воспитывает ребёнка, положительно характеризуется на работе.
«Доводы в жалобе поддерживаем. Дополню – постановление суда первой инстанции незаконное и необоснованное, должно быть отменено. Заключение под стражу допускается только при определённых основаниях, причём доказанных. Никаких конкретных данных следствие не представило, они перечислены формально», – считает адвокат Игорь Поляков.
Что касается возможного выезда за границу, то Ляйфер, по его мнению, не мог знать о возбуждении уголовного дела в его отношении, не является невыездным или допущенным к гостайне, загранпаспорт отдал. Двойного гражданства, недвижимости, бизнеса у Алексея Ляйфера также не обнаружено. Нет сведений и обоснований об оказываемом давлении на свидетелей.
По мнению оппонентов, весь комплекс следственных действий не проведён, поэтому арестованный может уничтожить какие-то доказательства. Но адвокат утверждает, что это также не основание для содержания в СИЗО. Предварительные следственные действия проведены – обыски, выемки, допросы.
Были и другие ошибки, которые адвокат назвал «юридическими дефектами». Более долгое время составления протокола задержания - пять часов вместо трёх. Суд первой инстанции не дал этому нарушению соответствующую оценку.
Словом, считают адвокаты, личность подзащитного социально не опасна, просят изменить меру пресечения на домашний арест и денежный залог.
Сам Алексей Ляйфер защиту поддержал и попросил слова.
«Свидетели заявили, что опасаются какого-то давления, они не говорили, что моего. Никто не смог объяснить в суде первой инстанции, почему опрашивали именно этих людей, чего они опасаются. В показаниях это не отражено. Второе, жена мне просто скидывала объявления из чатов в одностороннем порядке, я ей не отвечал, что мы куда-то едем. У моей супруги на 14-е число был запланирован рейс в Москву на учёбу. Я должен был 16 января выходить на работу, у меня заканчивался отпуск. Мне доставили вызов на опрос по делу Карапетяна, сказали, что это займёт не более двух часов. Продержали меня с девяти утра до половины шестого вечера, опрашивали, устроили очную ставку в нарушение всех процессуальных норм».
Ляйфер также сказал, что при задержании сам отдал телефон и назвал пароль, сам открывал машину, чтобы следователи её осмотрели – документов на обыск у них не было. Сам отдал загранпаспорт, абсолютно чистый и без единой визы, – его не хотели брать, но он настоял. А также, что его пугает формулировка, когда наличие родственников за границей является самостоятельным основанием для содержания в СИЗО. В финале своей речи заявил, что делал всё, чтобы никак не препятствовать следствию, напротив, старался помогать. Позицию защиты поддержал, просил смягчить меру пресечения.
Следователь просил обратить внимание, что уголовных дел в отношении Ляйфера два, и это является достаточным обоснованием для содержания его под стражей. Представитель прокуратуры также считает, что задержание было проведено надлежащим образом, обоснованность подозрений к причастию Ляйфера к преступлениям подтверждена. Следствие сейчас находится на начальной стадии, много работы ещё предстоит. По словам представителя обвинения, в каком-то мессенджере Ляйфер подтверждал намерение покинуть Российскую Федерацию. Обвиняемого это возмутило, он просил показать ему эти данные. Но суд так сделать не может, поэтому вопрос был снят.
«Не каждый в отдельности, а совокупность представленных объяснений позволила суду решать, что Ляйфер под тяжестью совершённых преступлений может скрыться или оказать давление на свидетелей», – сказала прокурор.
После выступления всех сторон суд удалился в совещательную комнату. Адвокаты в этот момент признались, что иллюзий не питают. Через несколько минут судья огласила решение - апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, меру пресечения оставить без изменения. Алексей Ляйфер останется в СИЗО до 14 марта. Защита совместно с ним будет принимать решение о дальнейшем обжаловании.
Напомним, по версии следствия, в октябре 2018 года, будучи заместителем департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, Ляйфер получил взятку не менее 300 тысяч рублей за содействие в заключении договора аренды участка в районе Третьей Рабочей. А в декабре 2021 года чиновник якобы убедил начальника управления муниципальной собственности Армена Карапетяна предоставить группе граждан в общую долевую собственность участок под 10 капитальных гаражей без торгов. В результате земля была продана всего за 5% от её кадастровой стоимости, которая составляет более 21 млн рублей. Ранее по уголовному делу о такой же продаже соседнего участка в СИЗО отправили предшественника Ляйфера – бывшего вице-мэра Наталью Соколову.