Министр природных ресурсов Александр Козлов доложил президенту о подготовке круизных туров по заповедникам Дальнего Востока. Два судна Росгидромета, базирующиеся во Владивостоке, должны быть переоборудованы в пассажирские, чтобы возить туристов туда, куда трудно добраться по суше. Но оба экспедиционных судна финской постройки – «Профессор Хромов» и «Академик Шокальский» – уже ранее ходили в круизы по Дальнему Востоку и готовы для этой задачи.
Маршруты круизов уже разработаны, это 10 нацпарков и заповедников Дальнего Востока: Сихотэ-Алинский заповедник, национальный парк «Земля леопарда», Дальневосточный морской заповедник, «Кедровая Падь», Уссурийский, Курильский, «Малые Курилы», «Берингия», «Остров Врангеля» и Кроноцкий заповедник.
«Это уникальные маршруты в прямом смысле этого слова, очень интересные, захватывающие, я бы сказал, и ни с чем не сравнимые. Разумеется, нужно уделить необходимое внимание развитию этого направления», – отметил Владимир Путин.
«Для работы по маршрутам у нас уже подходят два судна, которые находятся на балансе институтов Росгидромета и находятся во Владивостоке. Сейчас решаем вопрос финансирования их по переоборудованию в пассажирский класс. К летнему сезону нам необходимо завершить работу по первому судну – это «Профессор Хромов». И «Академик Шокальский» – это уже на будущий год, мы так договорились с инвестором», – сказал Александр Козлов Владимиру Путину.
Министр инвестора не назвал, как не указал, и зачем нужно переоборудовать уже готовые для круизов суда.
«Академик Шокальский» и «Профессор Хромов» – два одноклассника, построенные в Финляндии по заказу Академии наук СССР в 1982 и 1983 годах соответственно. Проект 637, тип «Академик Шулейкин». Это не совсем научно-исследовательские суда, а экспедиционные, то есть уже подходящие для комфортного размещения довольно большого количества человек, кроме экипажа. Оба рассчитаны на 50 пассажиров и 12 человек экипажа.
«Профессор Хромов» находился в длительной аренде у компании Heritage Expeditions из Новой Зеландии, но судно ходило под российским флагом. Одно время оно называлось Spirit of Enderby, но затем снова переименовано в «Профессор Хромов», хотя во многих иностранных источниках до сих пор используется иностранное название. Ходил в экспедиционные круизы по Тихому и Северному Ледовитому океанам, в том числе по Дальнему Востоку: Камчатка, Командорские острова, Чукотка, Курилы и другие труднодоступные места. Цены на такие туры, правда, всегда были заоблачными.
Согласно данным сайта «Круиз Гид», реновация судна была проведена в 2010 году. На «Профессоре Хромове» есть ресторан, бары, библиотека, сауна, прачечная. Одно-, двух- и трёхместные каюты с кондиционерами, душем, минибаром, телевизором, телефоном и прочими удобствами. Также на нём есть надувные моторные лодки «Зодиак» для того, чтобы транспортировать туристов с борта на берег и обратно.
В июле 2022 года полпред президента в ДФО Юрий Трутнев заявил, что российскому оператору будет передано пассажирское судно «Профессор Хромов», которое на протяжении более 15 лет находилось на непрерывном фрахте у новозеландской компании.
«Мы эту историческую несправедливость исправили. Судно передано на комплексной основе российскому оператору. Это первая возможность организации туров. Там в июле уже первый маршрут поедет», – сказал Юрий Трутнев.
Сейчас можно найти анонсы круизов на «Профессоре Хромове» на 2023 год. Это южное Приморье, маршрут Приморье – Сахалин, Курилы, Сахалин – Камчатка и обратно. Тур по югу Приморья, например, начинается от 260 тысяч рублей с человека за недельный круиз. Самый дорогой тур – Сахалин – Камчатка и обратно, от 500 тысяч рублей.
«Академик Шокальский» тоже уже не новичок в круизном деле. Именно на нём был совершён рейс из Владивостока на Сахалин в прошлом году. Цена круиза начиналась от 282 240 рублей. Судно было переоборудовано для комфортабельных круизов в 1998 году, затем проходило несколько модернизаций и перепланировок. Долгое время эксплуатировалось австралийским оператором Aurora Expeditions, а также американской компанией Quark Expeditions (эта же компания фрахтовала для круизов российские ледоколы «50 лет Победы» и «Капитан Хлебников»).
В описании к круизам говорится, что на борту есть ресторан, бар и лаундж, библиотека, лекционный зал, открытый для пассажиров капитанский мостик. Судно оборудовано спутниковой системой связи, есть «Зодиаки». Также вмещает около 50 человек (от 48 до 54 у разных круизных операторов). Каюты есть от стандартных до люкса «Амундсен» площадью 23,2 метра.
Ранее судно совершало круизы по Охотскому морю и Дальневосточному побережью. Удалось найти один анонс круиза на грядущее лето, стоимостью от $7380 (около 479 тысяч рублей) и выше с человека по маршруту Камчатка – Чукотка.