Первый частный музей, посвящённый единственному растению – легендарному женьшеню, – открылся во Владивостоке всего месяц назад. И за новогодние праздники, по словам автора идеи, его экспозицию уже посетили больше тысячи человек. Предприниматель Александр Гетманов сам родом из Новокузнецка и впервые узнал о редком эндемике в детстве, из книг. С тех пор его не оставляла мечта вырастить свой женьшень – на сегодня она сбылась. Сейчас у Александра есть своя плантация прямо в черте города, а музей женьшеня стал продолжением этой деятельности – его предприниматель открыл вместе дочерью Ангелиной.
Экспозиция расположилась в центре Владивостока, на небольшой площади в мансарде музея «Русский самовар» (Посьетская, 41а) – ещё одного многолетнего увлечения Гетманова. Гости могут посмотреть на редкую коллекцию крупных корней женьшеня и приспособлений, которыми добывали это растение в тайге. Собранный в течение нескольких десятков лет по крупицам материал о краснокнижном эндемике лёг в основу часовой экскурсии: она включает информацию, которую Александр собирал из уст корнёвщиков и растениеводов.
«Зимние месяцы в музее расписаны под лекции и другие открытые мероприятия для всех желающих, а к весне будет готова витрина с полным циклом жизни растения в земле – от семечка до многолетнего корня. Также в интерьер помещения добавится растительный антураж, чтобы у посетителя создавалось впечатление, будто он находится на склоне сопки, в диких условиях женьшень произрастает именно на косогорах», – делится планами музейщик.
Женьшень – это реликтовое растение, выстоявшее глобальные природные изменения с третичного периода и успешно сохранившееся в России только в Уссурийской тайге. Самый крупный корень, найденный и зафиксированный на территории Приморья, в Чугуевском районе, весит 419 граммов – ему исполнилось не меньше двух веков. По традиции, таким корням дают имена собственные. Этот был назван «Орхидея Александра» – по имени лесничего, который его нашёл.
Женьшеню приписываются уникальные целительные свойства, о которых в Восточной Азии знали очень давно. Он почитаем китайцами как природный источник силы и долгое время считался панацеей от многих заболеваний. В старину в центре торговли женьшенем в городе Инкоу за один грамм корня платили три грамма золота. Поэтому охота людей за вожделенным растением – «панцуй», как его называли китайцы, – велась очень активно. И, к сожалению, привела к тому, что сейчас женьшень занесён в Международную Красную книгу.
Как известно, вокруг древнего растения ходило множество мифов. Один из них гласит: если встретишь в тайге «корень жизни», как называют женьшень, то будешь счастливым долгожителем. Ещё один миф: женьшень может найти только человек с чистой душой и лишь тот, кто никогда не стрелял в тигра. Считалось, что именно полосатый хозяин тайги охраняет легендарное растение.
«Все эти сказочные истории будоражили мой ум не на шутку. Я зачитывал до дыр книги Владимира Клавдиевича Арсеньева», – рассказывает «зачарованный» корнем жизни Александр Анатольевич.
Мечта позвала школьника в неизведанный Владивосток, на родину женьшеня, и в итоге Гетманов поступил на биологический факультет ДВГУ. После его окончания четыре года в качестве младшего научного сотрудника работал в лаборатории подводных ландшафтов ДВНЦ под началом известного Бориса Владимировича Преображенского. После распада СССР занялся предпринимательством. Сейчас Александр является учредителем компании по обеспечению судов. Но уже в 90-е годы у него появился, как сейчас говорят, бизнес-проект по выращиванию дикорастущего чудодейственного растения и созданию музея.
Начиная с 1960-х годов в Приморье успешно работали несколько совхозов, специализировавшихся на выращивании целебного корня в условиях, приближенных к диким. Самый крупный из них был основан в селе Староварваровка Анучинского района. Тогда же учёные Тихоокеанского института биоорганической химии начали лабораторно изучать свойства женьшеня. Они установили, что корень, выращенный в искусственно созданной среде, по своим свойствам не сильно отличается от дикого. Опыт растениеводов тех лет и привёл к появлению у Александра Анатольевича собственной плантации.
«Я прямо в черте города стал заниматься его выращиванием. Почему не в тайге? Дел в городе столько, что в отдалённую местность не наездишься. Мы привезли землю из леса, сохранив её микроэлементный состав. Взяли грунт именно в том месте, где растёт женьшень. Создали микроклимат. Осенью заложили посадки, сейчас они под снегом», – рассказывает растениевод.
По словам Гетманова, природе нужно «отдавать долги». Поэтому вместе со своими сподвижниками Александр в прошлом году в глухих таёжных лесах Приморья высадил триста молодых корешков женьшеня. И будет продолжать эту деятельность дальше.
«Конечно, часть молодых растений найдут местные корнёвщики, но другая часть будет продолжать расти и составлять ту часть Уссурийской тайги, какой её знали наши предки. А мы в музее будем рассказывать об этом уникальном достоянии нашего края», – подытожил коллекционер.